Вернуться к Священнослужители

Протоиерей Василий Евгеньевич Истомин

ist11Восьмой год настоятельствует в Ильинском храме слободы Ездоцкой митрофорный протоиерей Василий Истомин. До своего назначения в Старый Оскол он три года, с 2000 по 2003, служил в Губкинском храме Рождества Христова, находящемся на городском кладбище. Еще ранее 16 лет возглавлял приход Свято-Покровской церкви в небольшом поселке Новая Алексеевка Херсонской области на Украине.
В этом году к празднованию Святой Пасхи Святейший Патриарх отметил пастырские труды отца Василия особой церковной наградой – правом служения с отверстыми Царскими вратами до Херувимской песни. Батюшка признается, что сие знаменательное событие застало его врасплох. 4 апреля отец Василий ехал в Белгород, чтобы поздравить владыку Иоанна с очередной годовщиной его архиерейской хиротонии, и ни о каких наградах не помышлял. Во время литургии Преждеосвященных Даров он вдруг услышал свою фамилию среди представленных Святейшим Патриархом к награждению.

– Первая мысль – о своем недостоинстве, – говорит отец Василий. – Ведь никаких особых поручений у меня в епархии не было. Я просто приходской священник.
Первую свою церковную награду – фиолетовую скуфью – отец Василий получил после окончания Одесской семинарии в 1985 году. Потом последовали другие награды. В 1997 году правящий архиерей удостоил его правом ношения митры, которая является символом тернового венца Спасителя.
Протоиерей Василий Евгеньевич ИстоминОтец Василий Истомин вырос в священнической семье. У его папы – Евгения Михайловича – были трудное сиротское детство, военное голодное отрочество. Чтобы выжить, приходилось ходить с сумой и просить милостыню Христа ради. В 1943 году старенькая монахиня отвела паренька в Глинскую пустынь, где он был принят игуменом на послушание. После службы в армии Евгений Михайлович женился и в 1955 году принял рукоположение. Это было время хрущевской «оттепели», которая никак не сказалась на отношении к священнослужителям.Их, конечно, не расстреливали, но антирелигиозная кампания была развернута по всей стране. К борьбе с Русской Православной Церковью подключились пресса, КГБ, налоговые органы. Всего лишь за один 1961 год было снято с регистрации 1390 православных общин.
– Власти к церковникам относились как к врагам народа, – вспоминает отец Василий о своем детстве. – В пионеры меня приняли помимо моей воли. Просто повязали галстук и сказали: «Ты теперь пионер». Когда пришло время вступать в комсомол, то прорабатывали усердно. Особенно когда служил в армии – там были условия пожестче. Возможно, помогло, что в одном со мной призыве служил парень-баптист. Он даже присягу не принимал. Я служил в стройбате. Ведь поповским детям, по мнению руководства, нельзя было доверять оружие, и в другие войска их не направляли.
После службы в советской армии будущий пастырь поступил в Одесскую духовную семинарию, хотя еще в старших классах школы учителя уговаривали не идти по стопам отца, то есть в священники, а жить, как все люди.
Одесская семинария располагалась на территории Свято-Успенского монастыря, где молодой семинарист застал еще в живых глубоких молитвенников и опытных преподавателей, переживших «терку» советской власти.
– В семинарии нас учили не столько наукам, сколько смирению, послушанию, терпению, – говорит батюшка.
Во время учебы отец Василий встречает свою вторую половину – матушку Галину. Она трудилась в монастырской гостинице. Вскоре после их венчания молодого семинариста рукоположили: сначала – в диаконы, а на следующий день – в священники. Состоялось столь знаменательное событие как раз в день его рождения – 21 сентября – в праздник Рождества Пресвятой Богородицы во время архиерейского богослужения в Свято-Рождество-Богородичном монастыре села Александровка.

21 сентября – это еще и день рождение величайшего подвижника и покровителя земли Белгородской – святителя Иоасафа Белгородского. Когда через 16 лет батюшка переехал в Белгородско-Старооскольскую епархию, он понял, что все эти совпадения в датах – очевидный Божий Промысел.
Покинуть родную Украину пришлось не из-за происков униатов, филаретовцев или татар, которых было в поселке немало. «Украиньска мова» напористо вытесняла русский язык из всех сфер деятельности. У законодателей дошли руки и до Церкви. Появилось распоряжение, по которому все проповеди в храмах, общение в госучреждениях священники должны были вести исключительно на государственном языке – украинском. Отец Василий признается, что делать это ему было трудно. Поэтому он и принял решение перебраться в Россию, в Белгородскую область.
Свое настоятельство в кладбищенском храме в Губкине вспоминает с большим удовлетворением. Хотя служил он практически каждый день. Отпевание, панихиды, воскресная служба, приходилось порой крестить и даже венчать. По устоявшейся в народе традиции родственники покойного приезжали на могилку на следующий день помянуть его и «покормить умершего завтраком». Отец Василий предложил родне проводить для почившего «завтраки для души» – панихиды.
Перевод в Старый Оскол в Ильинский храм отец Василий воспринял, по его честному признанию, без особой радости. Привык к своему маленькому Христорождественскому храму на кладбище, к простодушным губкинцам, подкупающим своей искренностью и сердечностью. Завоевать доверие и любовь у прихожан, которые еще помнят такого духовного столпа, как протоиерей Владимир Отт, почитают и ценят мудрые наставления бывшего настоятеля, опытного священника Алексия Бабанина, непросто. Кстати, в 1977 году, еще до армии, отец Василий приезжал в Старый Оскол и побывал в Ильинском храме, вот только слова, сказанные отцом Владимиром, стерлись из памяти…
И все-таки необыкновенное терпение, смирение, проникновенный молитвенный настрой батюшки быстро нашли отклик в сердцах людей.
– Наш батюшка очень скромный, – говорит прихожанка Ильинского храма Татьяна Прокопенко. – Он строгий и справедливый. И самое главное – с ним легко. Он всегда выслушает. Он умеет слышать и слушать. Терпения хватает на всех. И как семьянин – он нам пример. Вместе с матушкой Галиной воспитал таких замечательных детей.
– Нам очень повезло с батюшкой, – считает пожилой пономарь и алтарник Валерий Пауков. – Особенно он привлекает свои терпением и вниманием к людям. Если мы, трудящиеся в храме, допускаем какие-то ошибки, порой даже грубые, он всегда поправляет нас с любовью. И требует от нас, чтобы мы относились к прихожанам в храме бережно, не разрешает делать кому-то замечания.
Людей волнуют не только духовные вопросы, но и житейские. Здравые советы отца Василия, основанные на житейском опыте, не раз помогали людям. По словам Виталия Черкасова, у него возникла сложная ситуация в жизни. Как разрешить ее, он не знал. Зашел в Ильинский храм и откровенно поговорил со священником. Мудрый совет отца Василия указал верный путь. С тех пор Виталий стал приходить на службы в храм и за внешней обрядовой церковной стороной – кому поставить свечку, как перекреститься – увидел удивительную глубину того, что происходит в Церкви и для чего Христос основал Свою Церковь на земле.
У отца Василия и матушки Галины шестеро детей. Двое старших сыновей пошли по стопам отца. Младший Дмитрий заканчивает православную гимназию и помогает отцу в храме. Дочери поют на клиросе с матушкой Галиной.
Евгений Михайлович, отец батюшки Василия, учил своих детей: «Живите по совести». Так он и сам всегда старался поступать. Этот главный наказ своего отца и стремится исполнить уже поседевший митрофорный протоиерей Василий Истомин: жить по совести, по заповедям Божиим. «Все награды, – полагает батюшка, – лишь авансы от Господа, чтобы мы, пастыри, ревностнее служили и внимательнее относились к делу спасения своей паствы и собственной души».

Светлана Воронцова