Храм святых апостолов Петра и Павла (с. Обуховка)

Историческая справка

Петропавловский храм. Картина местного художника.

Петропавловский храм. Картина местного художника.

У села Обуховка знаменательная история. Первое упоминание — конец XVII века (1690 год). Тогда Обуховка называлась слободой Петровской в честь Петропавловской церкви. С конца XVIII века поселение стало именоваться Обуховкой. Точного объяснения причин переименования села нет. Кто — то считает, что название села перешло от фамилии жившего здесь помещика Обухова, кто — то связывает новое название села с новым ремеслом, которым занялись жители села — кузнечным (от слова «обух»). Топоры здешних кузнецов славились на всю округу.

Земли Обуховки принадлежали людям именитым: сначала гетману Украины Мазепе, после 1711 года — князю Александру Меньшикову, покорившему резиденцию Мазепы — город Батурин. В 1726 году Обуховка перешла во владение графа Семена Андреевича Салтыкова, который непосредственно участвовал в свержении петровского любимца — князя Меньшикова. В XIX веке и в начале XX века, вплоть до революции, Обуховкой владело несколько поколений графов Орловых-Давыдовых. Но все эти перемены в политической жизни и смена владельцев мало влияли на быт и сложившийся уклад обуховских крестьян, из века в век занимавшихся, помимо кузнечного, кожевенным и сапожным ремеслами. От того давнего времени коренным жителям достался в наследство некий «сабельский или сабасивский» язык — уникально сохранившийся диалект. Малопонятные словечки они до сих пор используют в разговоре: собака — скиль, курица — варнавка. Считается, что обуховские земли были в XVII веке заселены малороссами, но «сабельский» говор мало схож с украинским.

Строительство Петропавловского храма

hramПетропавловский храм возведен обуховцами в 1842 году на месте более древнего храма, который, по рассказам старожилов, ушел в зыбучий песок. В ревизской сказке за 1815 год упоминается имя настоятеля старой церкви — священника Арсения Попова. Других сведений об отце Арсении нет.

Здание нового деревянного храма одноэтажное, на каменном фундаменте. При строительстве фундамента и возведении церковной ограды использовался кирпич солдатского кирпичного завода. Со слов местных жителей известно, что строил храм курский мещанин Иван Федорович, фамилия которого с годами стерлась из памяти селян.

Как вспоминают старожилы, большая деревянная церковь была оштукатурена и побелена, поэтому деревянный сруб выглядел солидно, здание было светлым.

Действительно, размеры новой церкви были довольно внушительны для деревянного сооружения: в длину — 36 аршин (24,86 м) и в ширину — 18 аршин (12,76 м). Одновременно с церковью была сооружена круглая деревянная колокольня. На ней было установлено пять колоколов (на одном, среднем, имелась надпись с именем крестьянина Якова Минаева, жителя Обуховки). Церковь и колокольня имели железные с позолотой главы, увенчанные крестами с завитками, на вершине их были короны. Одноярусный деревянный иконостас был украшен резным орнаментом на алом фоне, царские врата – разноцветной фольгой. Иконописные изображения украшали стены внутри храма, и только центральный купол не был расписан.

Kovalev2В середине XIX века село стало волостным центром и получило определенное экономическое развитие. В 1880 году по инициативе настоятеля храма священника Димитрия Ковалевского возле церкви была возведена церковно-приходская школа. Он являлся там и первым учителем. В 1903 году в селе открыта земская школа. По всей видимости, в этих школах учились два сына отца Димитрия — Иван и Алексей. Иван Ковалевский стал священником, Алексей — псаломщиком. В 30-е годы XX века, во время особенно жестких репрессий против Православной Церкви, они погибли в застенках НКВД.

Первая половина ХХ века

«Справочная книга о церквах и причтах Курской епархии» за 1908 год указывает на то, что в сельской церкви с начала ХХ века (1900 год) служил священник Константин Мячин, чуть раньше в 1898 году к обязанностям псаломщика приступил Иван Дагаев.

Старожилы вспоминают, что в Петропавловском храме отец известного поэта, писателя и педагога В.Я. Ерошенко Яков Васильевич был старостой и пел на клиросе. Яков Васильевич обладал уникальным голосом, что передалось и детям, в том числе и Василию Яковлевичу Ерошенко: он был профессиональным музыкантом и, как отец, имел хороший голос. Дом Ярошенко находился напротив храма. Когда заканчивалась вечерняя служба, то в окнах дома всегда загорались керосиновые лампы, освещая темную улицу и помогая сельчанам дойти до дома.

С установлением советской власти, в 1918 году, все Метрические книги из церкви были изъяты. Согласно декрету 34 десятины принадлежавшей церкви земли были переданы государству. В 1920 году здание храма со всем церковным имуществом по требованию УНК изъято и по договору передано местным жителям для религиозного пользования. В 1922 году распоряжением властей из числа предметов церковного имущества изъяты в Уездный финотдел 8 серебряных предметов: несколько наперсных крестов и кадил, лжица и тарелочка, оклад с Евангелия, потир.

Настоятелем храма в начале ХХ века (1912-1922 гг.) был священник Владимир Попов. Послушание псаломщика нес Алексей Ступицкий. Старостой церкви являлся Иван Иванович Скрыпкин.

Анна Андреевна Шаповалова, коренная жительница села, вспоминает: «Во время коллективизации в 1930-е годы местная власть хотела храм засыпать зерном. Верующие не дали. И в войну храм спасли, когда власти хотели туда скот загнать. Бабушки встали на воротах и никого не пустили».

Старейшая жительница села Евдокия Михайловна Романченко, сохранившая в памяти много фактов по истории храма и села, рассказала, что сильных гонений в Обуховке в годы советской власти ни на священников, ни на верующих не было. В этом отношении жителям повезло. Конечно, в большие православные праздники и даже на престольный праздник председатель колхоза работу не отменял, но и службы посещать не воспрещал. Только после нее все должны быть на полях. Голосистых певчих, человек десять, хватало на два клироса — правый и левый. Правым клиросом руководил Александр Тихонович Гончаров. Регентовал еще до войны и позже, пока церковь не сгорела.

Еще в далеком 1932 году в Обуховке был создан сельский хор. Его участники не только пели, но и играли в спектаклях. Они выступали на всех праздниках и часто выезжали с концертами в поле. Именно этим хором руководил первый председатель сельсовета Дмитрий Иванович Науменко, избранный в 1928 году.

Середина ХХ века

С 3 июля 1942 года по 27 января 1943 года Обуховка находилась в зоне оккупации. Фашисты храм не тронули, только установили пулемет на колокольне — уж очень боялись партизан в лесу. Но церковная община не распалась, священник Леонид Андреев остался в селе.

Из воспоминаний Анны Андреевны Шаповаловой: «При немцах храм открылся, батюшка был в селе, и после освобождения села этот же батюшка служил. А возле храма здание — это была церковно-приходская школа. При немцах я пошла в 1 класс той школы, она называлась начальной, здесь я окончила 4 класса». Здание церковно-приходской школы сохранилось до наших дней. Долгое время оно принадлежало сельскому совету. Когда храм сгорел, здание пустовало. Сегодня находится в частной собственности.

Как только оккупантов изгнали, богослужения в Петропавловской церкви стали проводиться регулярно – в субботние, воскресные и праздничные дни, о чем свидетельствуют найденные в архивах документы: религиозная община Петропавловской церкви, как действующая с 1942 года, просит зарегистрировать ее. Архивные документы сохранили не только имя священника, служившего при храме в 1940-е годы, но и имя руководителя хора любителей церковного пения — Александра Ивановна Романченко.

Благодаря сохранившимся архивным документам, восстановлен список настоятельствующих священнослужителей

Петропавловской церкви в период, с 1942 по 1953 годы:
С 1942 по 20.12.1945 гг. — священник Леонид Андреев;
С 20.12.1945 по 06.09.1946 гг. — священник Александр Беляновский;
С 06.09.1946 по 30.09.1948 гг. — священник Георгий Морейский;
С 30.09.1948 по 05.08.1950 гг. — священник Прокопий Хорьков;
С 05.08.1950 по март 1953 гг. — священник Евдоким Маслов.

Деревянный храм села Обуховка выстоял в лихую годину первой половины ХХ столетия, но спустя полтора года после окончания Великой Отечественной войны, 18 декабря 1946 года, храм сгорел. Старожилы вспоминают, что произошло это после окончания вечерней службы. Все разошлись по домам, церковь закрыли. Хотя на дворе стоял вечер, но все было видно, солнце еще не успело сесть. Церковь загорелась изнутри. Местные жители воспоминают, что сначала был дым, а потом пламя, и она горела, как свеча, оставленная на аналое. Сельчане предприняли попытки к тушению пожара, но особых инструментов в селе не было, а «качалка» была маломощная, да разве такой управишься. Горела с такой силой, что к церкви и подойти было нельзя. Дул сильный ветер, снесло купол, но огонь падал не на крыши домов, которые были крыты соломой, а рядом с пожарищем и сразу затухал. Это и спасло село от большей беды. Многие жители плакали.

1041fsdr53rfgКогда в 1946 году храм сгорел, то поначалу верующие жители надеялись на строительство новой церкви. Церковная двадцатка — сражалась упорно. Делегаты ездили в Москву, писали письма в Патриархию, Верховный Совет и Совет Министров, и даже Сталину. Жителям разрешили возвести молитвенный дом на месте сгоревшей церкви. Сельчане чистили кирпич, оставшийся от разрушенной ограды, и аккуратно складывали. Таким образом приготовили пять тысяч кирпичей. Чтобы общину не сняли с регистрации за неимением помещения «для молитвенных целей», члены церковного совета Петропавловского храма арендовали две маленькие комнаты в доме жительницы села Екатерины Петровны Сыроватской (он еще сохранился, пустующий и заброшенный).

Священники регулярно проводили службы в молитвенном доме, на которые собиралось до 100 человек. В марте 1953 года отошел ко Господу прикомандированный священник отец Евдоким Маслов. Епархия священника больше не направляла. В архивной справке за 1958 год инспектор Исаев излагает суть проблемы: «Община в ноябре 1948 года получила разрешение на постройку здания для молитвенных целей от Уполномоченного Совета по Курской области. В 1952 году община возвела стены, крышу, настлала пол, но постройку дома не закончила по причине запрещения сельсоветом». Далее он продолжает: «В 1955 году 18 мая от Уполномоченного Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР поступило ходатайство о снятии с регистрации церкви в с. Обуховка, на что местный Совет по делам РПЦ вынес решение не возражать…».

И в 1955 году общину сняли с регистрации, хотя некоторое время, как пишет в своей справке инспектор отдела по делам Русской Православной Церкви, «верующие в годовые и престольные праздники собираются в каком-либо месте, читают Евангелие и молятся без священника, несмотря на запрещение таких собраний».

После снятия с регистрации, община верующих активизировала свою деятельность и упорно начала ходатайствовать о восстановлении. С 1947 по 1956 гг. заявления подавались Агрипиной Васильевной Козловой, а с 1957 по 1958 годы — бывшим церковным старостой Пономаревым. В 1957 году дело было пересмотрено, и вынесено решение о восстановлении в регистрации религиозной общины и разрешено достроить здание молитвенного дома. Но бороться с властью, категорически настроенной против религии, группе активистов было не под силу. В 1958 году исполком Райсовета выделил средства на достройку уже Обуховской сельской библиотеки, и «деньги освоены были полностью».

DSC06450О тех днях воспоминает Анна Андреевна Шаповалова: «Позже прихожане разобрали кирпич с ограды и начали строить своими руками молитвенный дом. И мы помогали, и глинку подавали, и месили своими ножками. Цемента не было, использовали известь. И уже вывели до крыши, а председатель сельсовета коммунист был… И двадцатка не устояла! Отнял, поставил верх, и стала библиотека».

И поныне действуют в селе медпункт и библиотека, размещенные в одноэтажном здании, построенном из церковного кирпича. Правда, весной 2015 года библиотека переехала в мастерские сельской школы.

Приход был большой: в него входили села Обуховка, Выползово, Готовье, Бабанинка, Новиково и хутор Петровский. Ближайшая церковь находилась в селе Незнамово. Именно в Свято-Никольский храм народ и потянулся.

 Второе рождение

Канули в Лету дела давно минувших дней, и вот спустя 63 года (2009 год) глава Старооскольского округа Павел Евгеньевич Шишкин побывал в Обуховке вместе с губернатором области, услышал рассказ о сгоревшем храме и просьбы жителей оказать помощь в возведении нового храма. Идея возрождения Первопавловского храма Павлу Евгеньевичу понравилась (неслучайно главу зовут Павлом), и он пообещал вплотную подумать над решением вопроса.

В 2011 году долгие ожидания верующих жителей Обуховки воплотились в реальные дела: 15 июля состоялось освящение закладного камня будущей Петропавловской церкви, по воле Божией ее построят в центре села, на месте Дома культуры (1936 года постройки), который временно разместился в здании сельской библиотеки. Освящение закладного камня совершил архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов) в сослужении благочинного II Старооскольского округа протоиерея Алексия Бабанина и священнослужителей. На освящении присутствовали глава администрации Старооскольского округа П.Е. Шишкин, первый заместитель генерального директора УК «Металлоинвест» А.А. Угаров. Строительство храма ведется под попечительством УК «Металлоинвест» при поддержке фонда «Поколение». Сооружение храмового комплекса доверено строительной компании «Импульс». Проект Петропавловского храма был выполнен старооскольскими проектировщиками при участии архитектора Белгородско-Старооскольской епархии. Учтена и просьба жителей села: новое здание должно напоминать им утерянный деревянный храм, сгоревший в 1946 году.

Июль 2015 года — подошел к концу первый этап строительства храма. Завершается кирпичная кладка стен, начата их внутренняя отделка, а также заливка полов. В конце лета нынешнего года ожидается установка куполов и крестов. Их заказали в Волгодонске, в известной фирме «Грант».

Возведение храма курирует и епархия. В обязанности настоятеля строящегося храма иерея Игоря Боева входит работа с документацией по электро-, водо- и газоснабжению.

- После подготовки документов за подписью владыки Иоанна мы встречаемся с сотрудниками различных организаций и заключаем разного рода договоры, — говорит отец Игорь. — 9 мая владыка приезжал в Обуховку на открытие памятника погибшим воинам, обновленного ко Дню Победы. Он побывал на стройплощадке и пообщался со строителями. Они обещали сдать объект в срок. Мне лично проект храма понравился. В нем учтены пожелания духовенства и прихожан. И сама архитектура храма красивая и располагает к молитве.



   Возведение храма св. апостолов Петра и Павла в с.Обуховка

      с.Обуховка (Старооскольский р-н)
      24.06.2015


Указом 39 от 1 сентября 2015 года священник Николай Михайлович Бабкин был назначен на должность настоятеля храма святых апостолов Петра и Павла села Обуховка Старооскольского района.
15 сентября 2015 года над куполами строящегося храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла воссияли кресты, а на колокольню подняты новые сверкающие звучные колокола, отлитые на Воронежском колокололитейном заводе Анисимова.

Чин освящения колоколов в сослужении настоятеля новой обуховской церкви иерея Николая Бабкина и священников из окрестных сел совершил благочинный 2-го Старооскольского округа, настоятель Вознесенского храма протоиерей Василий Рачок. После молебна он обратился ко всем присутствующим:
— Сегодня праздник – потому, что завершается основной этап строительства храма. Сегодня освящены кресты, которые будут подняты и установлены на куполах нового храма. Крест был когда-то орудием казни. Сегодня же это есть средство нашего спасения, это есть красота Церкви. Он напоминает нам о том, что Господь Иисус Христос – глава Церкви – был распят на кресте за человеческие грехи ради нашего спасения. Кресты, которые поднимутся сегодня, будут напоминать нам слова Господа: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них», – там будет особое Божественное присутствие, особенная благодать. Колокола будут призывать людей на службу и напоминать им, что рядом – Дом Божий, и в нем совершается молитва. Желаю, помощи Божией всем созидателям, чтобы этот храм как можно скорее был освящен.

– Самое главное, что народ небезучастен – люди давно мечтали, чтобы храм был восстановлен, – говорит настоятель храма иерей Николай Бабкин. – Ведь он стоит на том же месте, на котором ранее находилась церковь, соблюдена историческая точность. Храм находится в центре села, он виден со всех сторон, и колокольный звон будет распространяться по всем окраинам и будет слышен далеко-далеко. Будем надеяться, что в дальнейшем храм станет центром духовной жизни и Обуховки, и Бабанинки, и всех близлежащих сел. Я думаю, что эта церковь есть символ веры всех тех, кто пришел вместе с нами помолиться и приложиться к кресту, который сегодня установлен на храм.



   На строящемся храме в селе Обуховка воссияли кресты

   с.Обуховка (Старооскольский р-н)
   15.09.2015


В 2011 году 15 июля состоялось освящение закладного камня будущей Петропавловской церкви. Основные финансовые затраты взяли на себя УК «Металлоинвест» и фонд «Поколение». Храм вместе с хозяйственными постройками был возведен меньше чем за два года. В перспективе планируется завершить строительство надкладезной сени и духовно-просветительского центра, в котором будет располагаться воскресная школа.
27 июля 2016 года митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн в сослужении с духовенством епархии совершил освящение престола и Петропавловского храма.
– Зажглась звезда Божия, – сказал владыка Иоанн во время проповеди. – Сегодня над Обуховкой отверзлось небо, ведь еще один Дом Божий появился на нашей планете, еще один источник любви сегодня забил благодатию, которая восполняет оскудевающие наши силы, дает нам радость, утешает нас, потому что благодать исходит от самого Господа. Сегодня этот дом получил невидимые духовные стены, но эти стены созидают всех нас в радости и любви.
После освящения храма митрополит совершил в нем Божественную литургию. В своей проповеди владыка Иоанн рассказал, что Господь сподобил его буквально двумя днями раньше побывать в Греции, в местечке, где некогда от преследователей скрывался апостол Павел.
– Келья, где он жил, удивительна по своему строению, – сказал митрополит. – Чтобы туда попасть, нужно проползти несколько метров, и увидишь небольшую келью и храм, где молился апостол Павел, и источник. Там не было воды, и апостол Павел, находясь там, молился и каждый день колол глыбы деревянным посохом. И теперь видно, как глыбы раздвинулись. Там есть источник, который питает паломников. Так сложилось, что буквально в понедельник, когда не было громадной массы паломников, которая там обычно бывает, мы рано утром прибыли туда и спокойно помолились. И это был добрый знак – освятить храм в Обуховке в честь Петра и Павла. Сегодня мы вместе в этот день духовно черпаем силы из того источника, который в свое время в этой маленькой келье пробил своей верой апостол Павел. И вот от того источника за тысячи километров на земле Святого Белогорья пробился еще один источник!


 

Петропавловский храм растет

Летом засияют купола над храмом апостолов Петра и Павла в с.Обуховке

Это нужно живым…

Над храмом святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Обуховке воссияли кресты

В селе Обуховка освящен новый храм


5 Responses to Храм святых апостолов Петра и Павла (с. Обуховка)

  1. Юлия says:

    Здравствуйте! Мне хотелось бы узнать больше об истории этого храма и о том, какие документы сохранились, а также имена священников, служивших в храме в 1842 — 1946 гг. Я архивист, исследователь истории Слобожанщины.
    Спасибо. Буду рада, если кто-нибудь сможет мне подсказать.

    • admin says:

      Юлия! На сегодняшний день это вся информация, которая у нас имеется. Но Вам стоит обратиться в архив курской епархии и курский гос. архив — там вы сможете найти списки священников и другие документы.

  2. Ирина Ларина says:

    Хотелось бы узнать,когда начнется строительство храма?

  3. Субботин Павел says:

    «Здание нового деревянного храма одноэтажное, с шатровым верхом, на каменном фундаменте».

    На фото ведь не шатровый верх..