Храм во имя святого великомученика Димитрия Солунского (с. Дмитриевка)

Историческая справка

Согласно историко-археологическому сборнику «Воронежская старина» 1784 год стал знаменательным для жителей села Дмитриевка.  В этом году вместо прежней ветхой церкви сельчане выстроили новый деревянный храм во имя св. Димитрия Мироточца, известного так же как св. Димитрий Солунский.
Первым настоятелем Димитриевского храма отмеченным в консисторских делах за 1766 год был священник Иоанн Попов. В 1769 году  его сменил священник Прохор Иванович Никитин, почивший в 1785 году.
По преданию в XVIII веке в селе было несколько церквей. Первая — называемая местными жителями «часовней» — располагалась в саду помещицы Рыкановой вплоть до 90-х годов XIX века. Второй храм — маленькая церквушка, которая по преданию была построена в лесу.  Поэтому в этот исторический период (конец XVIII века) в селе было два штата священнослужителей: в документах встречается упоминание о двух священниках – Федоре Семеновиче Попове и Андрее Федорове. По неизвестным причинам оба священника запрещены в служении. С 1788 по 1816 годы священствует Андрей Филиппов. Приемником его стал Дмитрий Авдеевич Станский. В 1821 году упоминается умерший в этом же году священник Тимофей Варфоломеевич Протопопов. С 1826 по 1835 годы настоятельствовал священник Василий Васильевский. В 1835 году к храму был определен священник Иоанн Иванов, а уже в следующем году — священник Федор Мишин. С 1839 по 1864 годы при храмах служит священник Никита Михницкий.
О внутреннем устройстве часовни мы узнаем из доклада местного благочинного епархиальному начальству от 1842 года: обветшавший иконостас нуждается в ремонте, впрочем как и весь храм. В 1850 году иконостас был исправлен, а церковь внутри покрашена. Служение в деревянной церкви прекратилось с 29 мая 1886 года. 27 апреля 1900 года по распоряжению епархиального начальства за ветхостью храм был разобран.
Строительство нового, уже каменного, здания церкви началось в 1871 году и окончено в 1880. Новый одноэтажный храм в форме креста в длину был — 35,5 м., в ширину – 13 м., а его высота составила– 7 м. Двухъярусная колокольня имела высоту 34 метра. Как внутри, так и снаружи церковь была покрашена масляной краской, а 
в 1903-1904 годы ее стены украсила живописная роспись. Снаружи — кирпичная кладка в форме «рубцов», кругов и полукружий. С 1864 по 1873 годы священствует Карп Чуев. В 1873 году вероятно на место отца был определен его сын Михаил Карпович Чуев. С 1866 по 1899 годы – священник Петр Алексеевич Попов. С 1899 года и до революционных событий 1905 года при Димитриевской церкви настоятельствовал священник Аристарх Иванович Наруев.
Особо почитаемой среди прихожан была Киевская икона Божией Матери. По преданию, она принесена более 200 лет назад, в начале XIX века одним из местных священников из Киева. В честь этой иконы жителями установлено ежегодное празднество в четверг перед днем Святой Троицы. В этот день перед иконой служили молебны, а после Литургии сельчане шли крестным ходом к так называемому «киевскому колодцу», находящемуся на окраине Дмитриевки.
В конце XIX века в селе Дмитриевке, тогда еще Воронежской губернии, жителями был выстроен новый большой храм в честь святого великомученика Димитрия Солунского. Предположительно, его возвели в 1885-1886 годах. Ранее на этом месте стоял деревянный храм.  Жительница села Серафима Пантелеевна Косарева, вспоминая рассказы своей бабушки, говорит, что строили храм из кирпича, который обжигали тут же в селе. Всем селом
, вплоть до малых ребятишек, носили эти кирпичи на своих плечах к месту строительства.  Всем селом собирали яйца для раствора фундамента. Не думали жители Дмитриевки, что когда-то их храм окажется в небрежении у их потомков.
Новый храм занял 540 кв. метров площади. Но даже его стены не всегда могли вместить всех молящихся. П
о словам Серафимы Пантелеевны, даже в годы  Великой Отечественной войны во время службы люди толпились в притворе и просторных, ныне разрушенных боковых входах.  Сегодня же на воскресную службу приходит 10-15 человек, а по большим праздникам собирается до полусотни сельчан.
В советское время несмотря на весь богоборческий настрой власти храм в Дмитриевке практически не закрывался. Старожилы помнят, как арестовали священника Никиту Котенева и служившего за ним Николая Приклонского, отца 16 детей. Оба были расстреляны.
Во время войны, в годы оккупации, в храме вел службу отец Максим (фамилия не сохранилась). В эти непростые времена на богослужения приходили даже немцы — тихо что-то читали по своим книжкам-молитвословам.  Раз в неделю о
тец Максим преподавал Закон Божий в школе.
После освобождения села храм на время превратили в зернохранилище, но верующие все-таки вытребовали себе батюшку. В августе 1947 года священник Виктор Родионов рапортует о состоянии храма епархиальному начальству указывая, что службы в храме возобновлены в 1943 году. Кроме стен и пола в храме ничего не было. В 22 окнах были выставлены стекла, остальные — забиты фанерой и железом. Верующие приобрели необходимые предметы для церковного обихода. Внутри построили двухъярусный простой деревянный иконостас. По стенам храма повесили иконы — всего 49 образов.
Из документов, хранящихся в Государственном архиве Белгорода известны несколько имен настоятельствующих священников Димитриевской церкви:
—  с 1943 по июнь 1945 годов настоятельствовал священник Тихон Михайлович Поярков;
— с июня 1945 по август 1945 года – священник Николай Андреевич Богданов;
— с августа 1945 по апрель 1946 годов – священник Никита Егорович Ерофеев;
— с апреля 1946 назначен был настоятелем храма священник Виктор Иванович Родионов.
Ктиторы строго следили, чтобы священники исправно вели службу. Если кто из них не удовлетворял прихожан — писали в епархию письмо с просьбой о замене. Поэтому настоятели менялись здесь  часто, пока в 1980 году к служению не приступил протоиерей Стефан Данча. Он многое сделал для благоустройства храма: провел свет, реставрировал настенную роспись и иконы. К отцу Стефану приезжали молодые священники за советом, так как батюшка был известен как скромный немногословный человек и глубокий молитвенник. 
Прихожане до сих пор с огромной теплотой и любовью отзываются о нем. Нынешний настоятель иерей Андрей Капшук старается сохранить богослужебные традиции, которые заложил отец Стефан.
о. Андрей КапшукВ 2008 году Дмитриевский храм, построенный почти 130 лет назад, остался без куполов и крестов. Больше трех лет жителям села Дмитриевка пришлось ждать, пока над их старинным храмом вновь воссияет главный православный символ – крест.  За давностью лет железные главки проржавели, крепления сгнили и кресты опасно накренились. Приехавшие спасатели сняли покосившиеся купола с центральной части и колокольни.
Собственными силами прихожане справиться с возникшей проблемой не могли. Пообещал помочь глава округа П.Е. Шишкин. Все это время верующие сельчане с тоской смотрели на обезглавленный храм и сетовали, что власти забыли свои слова. Но в начале октября 2012 года, жители Дмитриевки неожиданно увидели возле стен церкви новенькие синие купола, а в храме – золоченые кресты. По словам настоятеля иерея Андрея Капшука, все они выполнены по заказу администрации Старооскольского округа известной Волгодонской фирмой. Произведены подготовительные работы, 25 октября купола установлены на храм. Специальный высотный кран доставлен с ОЭМК.

8 октября 2016 года храм отметил своё 130-летие.

 

 

 

 

Comments are closed.