Храм св. вмч. Димитрия Солунского (с.Хорошилово)

Историческая справка

h_horoshilovo_1Первое упоминание о деревне Хорошилово встречается в архивных документах 1700 года.

По местному преданию, деревня была населена выходцами из с. Старицы Курской губернии, а свое название получила от живописной местности. Хорошилово — значит хорошее, красивое.

В 1769 году жители изъявили желание построить у себя церковь. «Воронежская старина» повествует о том, что для этой цели сельчане купили старую церковь в с. Сетище Олымского уезда за 150 рублей. Дело о построении церкви тянулось несколько лет, вплоть до 1774 года: два раза выдавалась храмозданная грамота, а в означенный выше год (1774 г.) почти отстроенную церковь было приказано разобрать ввиду того, что с одной стороны Хорошилово находилось поблизости от своей приходской церкви, а с другой — оно имело недостаточное количество жителей, чтобы, по мнению консистории, содержать духовенство, достроить и благоукрасить свой храм. Однако жители церковь не разобрали и в том же 1774 году по настойчивой их просьбе были переписаны в приход с. Терехова.

В 1782 году они снова возбудили дело о построении церкви, и в этот раз настойчивые просьбы их были удовлетворены. Им было позволено достроить храм, освящение которого состоялось в начале 1784 года во имя св. вмч. Димитрия Солунского.

В 1816 году началось строительство нового каменного храма, которое было завершено в 1824 году. Через два года вокруг церкви была устроена ограда.

Как указано в историческом журнале «Воронежская старина»: «Храм имеет крестообразную с закруглением со стороны алтаря форму». Длина храма — 35 аршин (24,89 м), ширина — 25 (17,78 м), высота купола — 23 (16,36) и трапезной 10 аршин (7,11 м). Колокольня — трехъярусная, со шпилем в высоту имеет 31 аршин (22,05 м).

Храм внутри и снаружи украшен изображениями святых. Алтарь от храма отделяется четырехъярусным иконостасом, помещающимся в арке. Над престолом сень в виде шатра, деревянная резная — на четырех вызолоченных столбах.

В начале XIX века казенное село Хорошилово насчитывало 116 дворов с 1366 жителями. Исторические документы сохранили имена ряда священников, служивших при храме в XIX веке: первым упоминается отец Иоанн Ублинский (1823 г.), на его место затем пришел священник Тимофей Смирнов. С 1848 года при храме служил иерей Евграф Рязанов, который, овдовев, поступил в Задонский монастырь. На его место в 1853 году был определен священник Иоанн Никитин. С 1860 года настоятельствует отец Алексий Никитин. В период его служения был зафиксирован документально факт, что в 1861 году в антиминсе не оказалось святых мощей, за что местному священнику и благочинному был сделан строгий выговор за недосмотр. А через четыре года, в 1865 году отец Алексий был переведен в с. Истобное.

Следует уточнить, что во второй половине ХХ века при расчистке церковной территории была обнаружена табличка с надписью о том, что престол освящали в 1902 году. Более ранних свидетельств об освящении престола в настоящий момент не имеется.

В 1865 году место на место настоятельствующего священника был определён иерей Димитрий Стефанович Сергиев. В 1886 году место настоятеля занял священник Алексий Иванович Савин. С 1900 по 1907 годы приход возглавлял священник Сергий Михайлович Попов.

В конце XIX века в селе появилась церковно-приходская школа, которая начала свою работу в 1878 году. К началу ХХ столетия в селе насчитывалось уже 313 дворов, 2030 жителей, из них 66 школьников.

При церкви была организована библиотека, в фондах которой содержались книги разных писателей. Старожилы вспоминают, что в 1935 году библиотека была частично сожжена, и многие книги были утеряны. В годы Великой Отечественной войны жители села из-за нехватки материала (ткани) обрывали обложки с уцелевших после пожара книг и шили бельё. А книги со сказками забирали домой и читали детям.

В начале 1930-х годов приход состоял из жителей с. Хорошилово и хутора Первомайский. В эти годы в селе было до 400 хозяйств с населением около 2000 душ обоего пола. Приход по тем меркам считался большим.

протоиерей Иоанн Костромин

протоиерей Иоанн Костромин

1 июня 1933 года в Димитриевский храм был назначен священник Иоанн Костромин, недавно вернувшийся из лагерей. Спустя четыре года, 16 марта 1937 года епископ Старооскольский Митрофан (Русинов) перевел иерея Иоанна Костромина в храм иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» в селе Олым Касторненского района Курской области, где отец Иоанн прослужил 23 года, вплоть до своей праведной кончины.

Известно, что Иван Андреевич Костромин родился 22 июня 1884 года в семье крестьянина. Окончил церковно-приходскую школу. В 1920 году держал экзамен на звание псаломщика, в 1925 году митрополитом Воронежским Владимиром рукоположен в сан диакона. А в 1930 году епископом Старооскольским Онуфрием, после испытания в знании основ православного вероучения и церковного устава, рукоположен в сан священника.

22 августа 1989 года прокуратура Курской области признала, что дело 1930 года в отношении Ивана Андреевича Костромина было сфабриковано, и сам он пострадал безвинно.

В селе существует предание, что в 1937 году комсомольцами был замучен до смерти настоятель храма иерей Сергий, похороненный у алтаря.

03_jkhfdw98y324jkМаховик репрессивной машины набирал обороты, следующий шаг — ликвидация храма. В «Деле о закрытии Хорошиловского храма» хранится документ от 2 августа 1940 года, где черным по белому написано: «Исполком Райсовета решил: в связи с тем, что община верующих распалась, здание церкви используется колхозом для хранения зерна, — ЗАКРЫТЬ церковь в с. Хорошилово как бездействующую. Просить Исполком Облсовета Депутатов Трудящихся утвердить настоящее решение». Прилагается даже акт технического осмотра церкви от 16/I – 1933, вероятно, составленный при отце Иоанне Костромине, для проведения ремонтных работ церковного здания. Позже, в 1940 году местная власть воспользовалась данной бумагой, выправив год составления Акта, откинув пару лет назад. Для чего? А чтобы показать, насколько здание церкви обветшало, а община верующих ничего не сделала, чтобы ситуацию изменить, и вообще «церковь не работает с 1937 года, а община верующих никаких сборов и налогов не уплачивает». И поэтому советской власти ничего не остается, как «ЗАКРЫТЬ храм». Исполком Курского Облсовета в августе 1940 года решил: «Бездействующую церковь в с. Хорошилово на основании ст. 34 постановления ВЦИК и СНК от 8.IV.1929 г. закрыть, передав церковное здание Исполкому Райсовета для использования на культурные цели», а ликвидацию имущества произвести в соответствии со ст. 40 того же постановления. Это означало, что всё имущество, оставшееся в храме после прокатившейся по всей стране волны изъятия церковных ценностей в начале 1920-х гг., подлежало зачислению в государственный фонд и передавалось в распоряжение местных финансовых органов как особо ценное (золото, серебро, парча), а также предметы обихода (колокола, мебель, ковры, люстры и т.д.). Предметы, обладающие исторической, художественной и музейной ценностью, передавались органам Народного комиссариата просвещения. Лишь «остальные предметы (иконы, облачения, хоругви, покровы и т.п.), имеющие специальное значение при отправлении культа, передаются верующим для переноса в другие молитвенные здания того же культа…». Так ли это было?..

Димитриевский храм. 1949 год

Димитриевский храм. 1949 год

Но известно, что беда не приходит одна. Вслед за уходящими 1930-ми годами пришло новое время, принесшее страх, боль, смерть и ужас. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Из села Хорошилово было мобилизовано 200 человек. Летом 1942 года село было занято фашистскими оккупантами. Немцы сразу стали устанавливать свой «новый порядок». Грубые просчёты в религиозной политике советского правительства оккупационные власти максимально использовали в своих идеологических целях. Об этом свидетельствуют факты открытия оккупантами храмов и разрешение богослужений. Димитриевский храм был открыт в сентябре 1942 года. Службы вел священник Василий Михайлович Переверзев, ему помогала псаломщица Воронкова Ксения Стефановна.

В фондах Курского Госархива хранится «Анкета служителя религиозного культа Димитриевской церкви с. Хорошилово Старо-Оскольского района Курской области», она знакомит с биографическими данными отца Василия.

Родился Василий Переверзев 30 декабря 1871 года в слободе Чернянка Новооскольского района Курской области в семье псаломщика. Образование Василий получил в Старооскольском городском училище. «С 1890 по 1891 гг. был учителем церковно-приходской школы. С 1891 по 1901 гг. псаломщиком с. Черниково. С 1901 года — при Покровской церкви г. Старый Оскол. С 1920 по 1931 гг. работал в с. Терехово священником. С 1931 по 1942 гг. 10 сентября нигде не работал, был на иждивении детей. Прибыл в село 10 сентября 1942 года» — так кратко, всего в нескольких предложениях батюшка уместил всю свою жизнь.

В конце января 1943 года советская армия освободила село от немецко-фашистских оккупантов. Отгремели пушки весной 1945 года. Люди вернулись к мирной жизни и восстановлению разрушенного хозяйства. В храме по-прежнему продолжались службы.

протомерей Алексий Неманихин

протоиерей Алексий Неманихин

С 25 февраля 1955 по 1968 гг. при храме настоятельствовал священник Алексий Васильевич Неманихин. В период его служения советская власть предприняла новую попытку закрыть храм. Все проходило по отработанной годами схеме. «Доброжелатели» отца Алексия из соседнего села Архангельского, входившего в приход Димитриевского храма, писали на имя Уполномоченного по делам религий жалобы о ветхости здания, грозившего обрушением, тем более что такой случай, да еще и со смертельным исходом, по версии жалобщиков, уже был, но батюшка о нем умалчивает. Докладные записки не остались без внимания властей, и незамедлительно последовал следующий шаг — составление Акта технического осмотра здания. Об этом событии секретарь Райисполкома сообщает Уполномоченному Совета по Белгородской области 14 июня 1961 года. И сетует на то, что «священник Неманихин и три члена из церковной двадцатки с Актом ознакомлены, но от подписей они отказались».

Интересно содержание данного Акта. Вот что имеется в документе: «В связи с тем, что Хорошиловская церковь построена более ста лет назад, долгое время здание было без кровли, атмосферные осадки сильно ослабили своды из кирпича и дали трещины, которые грозят обвалом». Но самое интересное читаем дальше: «Здание церкви находится вблизи производственно-хозяйственных помещений колхоза, где нарушен санитарный разрыв… Здание церкви непригодно к эксплуатации». А ведь добрые люди, писавшие кляузы, сами того не подозревая, помогли ситуации разрешиться в пользу общины верующих. Стараясь поскорее закрыть храм, писали: «они на ремонт пособирали деньги по селам и позамазали трещины…», и еще: «стали делать ремонт тайно…, ночами замазывали и художеством зарисовали…». Значит, все же здание не такое уж и ветхое.

Димитриевский храм. 1959 год

Димитриевский храм. 1959 год

Областной Исполком постановил: «В связи с тем, что Хорошиловскую церковь посещает большое количество верующих и материально поддерживают её, о чём свидетельствуют ежегодные доходы церкви, отказать Райисполкому в ходатайстве о закрытии церкви как необоснованном». Уполномоченный тов. Сорочкин в резолюции написал: «Воздержаться, активная община». И предлагает уяснить Райисполкому, что «снятие с регистрации религиозных обществ может производиться, как требует законодательство о культах, лишь при условии отказа верующих от церкви». Старооскольскому Райисполкому было предложено «продолжить антирелигиозную работу на селе, направленную на отрыв верующих от религии». Исполком Райсовета строго контролирует деятельность церковных Советов «как путём изучения представленной отчётности по полугодиям о финансовой деятельности, так и административными мерами». На примере сохранившейся справки «О состоянии антирелигиозной работы в Старооскольском районе» можно проследить административные меры, принимаемые по отношению к священно-церковнослужителям: одних штрафовали, а других, как отца Алексия, в июле 1967 года строго предупредили за то, что он «производил похороны и крещение без оформления в сельсовете», нарушив тем самым законодательство о культах. Вероятно, после этих событий в скором времени священник Алексий Васильевич Неманихин был перемещён к новому месту службы.

протоиерей Павел Санталов

протоиерей Павел Санталов

В 1973 году священник Павел Санталов переехал в Курско-Белгородскую епархию и получил назначение в храм св. великомученика Димитрия Солунского.

Это был третий и последний приход в жизни отца Павла. Тут он прослужил более двадцати лет, их он прожил в уединении и непрестанном труде, лишь изредка приезжая в Воронеж, чтобы навестить мать и сестер.

Храм в Хорошилово — памятник архитектуры XVIII века. Ко времени приезда батюшки он нуждался в большом ремонте изнутри и снаружи. Со всей ревностью принялся отец Павел за реконструкцию храма. Он сделал новые деревянные полы, покрыл их линолеумом, заменил кровлю. Тайком от властей он приглашал в храм художника из Воронежа, да и сам ему помогал, не гнушаясь работой подмастерья. Для скрытности мастера запирали в храме снаружи. Художник писал картины, иконы, а батюшка, зная толк в живописи — орнаменты.

06_gf9843y5ukfw32434В храме, расписанном в нежных зеленовато-розовых тонах, создается впечатление легкости. На стенах, арках, откосах окон, даже на аналоях — картины на евангельские сюжеты, иконы, орнаменты. Под куполом 99 ангелов. Нет ни одного пустого места. Даже обычные скамейки расписаны цветами и сплетением трав.
Батюшка, суровый с виду, был прост и по-детски чист душой: как представлял он себе Царство Небесное, так и расписал свой храм.

На своих плечах отец Павел доставлял из Воронежа в Хорошилово краску, гвозди, книги, свечи для продажи в церкви.

В 1990-е годы отношение государства к Церкви изменилось. Батюшке начали помогать, в основном стройматериалами, местные организации. В храме были сделаны пристройки слева и справа: крестильня и ризница.

Живя в Хорошилово, батюшка вел обширную переписку, часто отвечая своим духовным чадам в стихотворной форме. Отец Павел записывал в тетради денежные расходы на хозяйственные и другие нужды, имена и адреса жертвователей. В этой же тетради он делал ежемесячные записи о том, какие службы совершал, много ли на них присутствовало людей, сколько было причастников, количество проданных просфор. Кое-где он делал заметки о погоде. На одном из листов внизу написано: «Неделя первая Великого поста. Разлив воды. Людей — один человек во все дни». Это — март 1983 года.

Из воспоминаний местного жителя Ивана Митрофановича Павленко:

«Наш род из Киева. Прапрадед Василий приехал сюда и построился рядом с церковью. Он в ней дьячком служил. И дед мой тоже дьячком тут был. Один из дедов участвовал в доставке в Хорошилово колокола.

Дед Максим воевал, и отец мой Митрофан тоже воевал. Были очень верующими. Мы, Дьячковы, Поповы, по-разному нас называли, жили тут тремя дворами, двор ко двору.

В кирпичном здании, где сейчас колхозная столовая, была церковно-приходская школа, а в советское время — начальная. Я в ней учился. Очень удобно мы в начале моей жизни жили — и школа через дорогу, и церковь напротив. В советское время всему нашему роду тяжко пришлось, но мы всё трудом брали. Трудились и молились. В церковь идти опасались. Надо сказать, что наши женщины были посмелее нас. И когда у нас отец Павел появился, вскорости и я таиться не стал — помогал батюшке во всем. И представляете, никто у меня ни трактор не отнял, ни косу. Мы с отцом Павлом сдружились. Его власти очень притесняли. Из Старого Оскола приезжали, прямо-таки облаву учиняли. И в хате (он жил около леса), и в церкви засады устроят и ждут. А он в это время у меня скрывается. На огороде были густые заросли терника, сквозь которые не продерёшься. Только мы с батюшкой знали один лаз, через который доберёшься в центр терника — и в полной безопасности!»

Отец Павел служил в храме около 27 лет. В 1998 году протоиерей Павел Санталов по состоянию здоровья ушел на покой.

Вслед за отцом Павлом на место настоятеля 17 января 1998 года был назначен священник Никита Заречнев. При отце Никите была открыта воскресная школа, собрана приходская библиотека. Благодаря поддержке ОЗММ проводился внутренний ремонт храма в 2000 году, а в 2002 году — внешний, к 8 ноября стены храма сияли ослепительно яркой белой штукатуркой, оттененной голубой краской.

протоиерей Вячеслав Топольский

протоиерей Вячеслав Топольский

С июля 2003 по 1 октября 2012 гг. при храме настоятельствовал священник Вячеслав Топольский. Новый батюшка живо интересовался всем, что здесь происходило при отце Павле, и старался идти той же дорогой. Сразу выяснилось, что колокол был всё тот же, что и при отце Павле — кислородный баллон у ворот. И через два года, 20 мая 2005 г., архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн освятил колокола (малая звонница — 6 колоколов) — дар председателя Совета директоров ОАО «ОЗММ» Олега Фёдоровича Клюки. Обращаясь ко всем собравшимся, архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн сказал: «Каждый храм Божий должен обладать своим голосом. И на Руси старались, чтобы этот голос был неповторимым, чтобы в каждом храме было свое звучание, ведь колокол призван созывать людей к молитве и в радости, и в скорби».

12_k486uirewtreyerВ 2007 году в храме проведены ремонтные работы: заменены окна и двери, приобретены новые настенные светильники (изготовитель – художественно-производственное предприятие «Софрино»), проведён ремонт отопительной системы, установлен новый газовый котёл, выполнены фасадные и кровельные работы, сделано наружное освещение. А также благоустроена прилегающая территория: уложена плитка, установлены новые скамейки.

В храме был неплохой хор. Старожилы говорили, что, к сожалению, это «остатки» того замечательного хора, который отец Павел создал с Марфой Егоровной Малаховой. Рассказывают, что по большим праздникам этот хор приезжали послушать ценители церковного пения из Москвы, Воронежа и Белгорода. А ведь все певчие из местных жителей.

21_fekjw758y6ukreВ сентябре 2012 года архиерейским указом на настоятельское место был определен священник Дионисий Игоревич Семыкин, а отец Вячеслав перемещён на новое священническое место.

Ежегодно 26 октября совершается крестный ход с Иверской иконой Божией Матери из села Хорошилово в село Черниково. В октябре 2003 года впервые за столько лет Иверскую икону крестным ходом принесли на место прежнего ее обитания.

В село Хорошилово Иверская икона попала в годы Великой Отечественной войны. Святыню в октябре 1942 года Анастасия Незнамова передала отцу Василию Переверзеву, служившему тогда в Димитриевском храме. С тех самых пор икона находилась в Хорошиловском храме. Обретение образа Пресвятой Богородицы произошло в начале 2000-х годов. Сохранил святыню отец Павел (Санталов), позже иеросхимонах Нифонт.

Сегодня настоятель Димитриевского храма отец Дионисий сохраняет традицию крестного хода со святым образом Пресвятой Богородицы.

Comments are closed.