Храм во имя Архистратига Михаила (с.Нижнее Чуфичево)

Историческая справка

h_nijnee_chufichtvo_1Село Нижнее Чуфичево, как повествует Дозорная книга за 1616 год, «располагалось на высоком правом берегу у устья речки Чуфичевка под Чуфичевским лесом». В поселении проживали дети боярские — однодворцы. Всего в нем было 14 помещичьих дворов.

Согласно Писцовой книге за 1643 год, деревянная прямоугольная церковь во имя Архистратига Михаила числилась как собор. Постройка, приобретение церковных книг, облачений церковнослужителей, икон и колоколов осуществлялось за счет средств помещиков села. Построена церковь в 1616 году. Своей земли и сенных покосов она не имела. На помещичьей земле находился двор попа Нефеда Давыдова и двор церковного дьячка Степанова Трофима.

В той же Оскольской Писцовой книге первой половины XVII века населенный пункт отмечен еще и как сельцо Рощупкино, вероятно, по фамилии старшего в поселении сына боярского Рощупкина Григория.

Интересны повествования, обнаруженные в документах конца 50-х годов XVII века, рассказывающие о событиях, связанных с одним из крупных походов татар на южные районы государства Российского. Город-крепость Оскол находился в осаде 13 дней. Оскольчане не только не подпустили врага к городу, но и совершали вылазки. Тем самым они нанесли большой урон противнику и освободили часть оскольских пленников. Нашествие татар обошлось уезду дорого: десятки людей убиты, сотни угнаны в плен. Было разорено несколько поселений, в том числе и Нижнее Чуфичево. Беспрестанные набеги, тяжелые людские потери не сломили местное население — они продолжали отражать вражий натиск, много трудиться и осваивать пустующие земли.

Минул грозный XVII век, прокатился и век XVIII, наступил XIX

02_syt87324t5jfsaaСогласно «Списку населенных мест XIX века», «село Нижнее Чуфичево при речке Чуфичке располагалось по правую сторону проселочной дороги из Старого Оскола в Новый Оскол и входило в состав Старооскольского уезда Курской губернии». В 1860 году на средства местного помещика Василия Александровича Юдина в селе была построена каменная церковь во имя Архистратига Михаила. Юго-восточнее алтарной части храма находилась могила В.А. Юдина. Сегодня могила помещика не сохранилась, но в сохранности еще могильная плита, на которой прочитывается имя и фамилия местного помещика, жертвовавшего на строительство храма.

Церковь освящена была пятью годами позже — в 1865 году. Длина храма — 26 м, ширина и высота по 9,5 м. Стены были выложены сплошной кирпичной кладкой и окрашены масляной краской, внутри храм оштукатурен и побелен. Две главы – над храмом и колокольней – обиты железом, кресты деревянные обиты белым железом. Окна продолговатые, три деревянные двери, паперть на кирпичных столбах. Иконостас деревянный, на белом фоне позолоченная резьба, Царские врата с резьбой и позолотой. Клиросы забраны небольшими точеными столбиками без украшений. Колокольня в виде четырехугольной башни была устроена вместе с храмом, высоту имела 15,6 м. Звонница состояла из 6 колоколов весом в 106, 57, 10 и 4 пуда, вес оставшихся двух неизвестен.

Из воспоминаний Таисии Филипповны Малаховой: «Церковь с железной оградой, колонны были с севера и с юга, деревья красивые. Меня крестили в этой церкви. Церковные праздники всегда хорошо отмечались».

Благодаря сохранившимся метрическим книгам были восстановлены имена священнослужителей начала XIX века. Двадцать лет в храме настоятельствовал священник Василий Иванович Щелкунов (с 1817 по 1837 гг.). На протяжении 48 лет, с марта 1845 по 1893 год, в сельском храме служил священник Феодор Ефимович Переверзев.

00_gl_kjlsyu89723w

Церковно-приходская школа
(фото 40-х годов ХХ в.)

Изучая документы, удалось узнать, что по переписи «Старооскольского уезда Долгополянской волости села Нижнее Чуфичево» за 1885 год числится 135 дворов государственных крестьян в количестве 949 жителей — 491 мужчина и 451 женщина, из них грамотных 21 мужчина, из общего числа жителей, обучающихся 9 человек — 8 мальчиков и 1 девочка. Село в то время считалось густонаселенным пунктом. В 1899 году в селе были выстроены кирпичные здания церковно-приходской школы и церковной сторожки. Известно, что обучением детей занимались дочь дьякона, солдат и две дворовые девушки, с платой 30 копеек в месяц.

К началу ХХ века количество жителей села увеличилось до 1106 человек — 556 мужчин и 550 женщин. В 1907 году детей в возрасте 8-11 лет было уже 111 человек, из них 56 мальчиков и 55 девочек, в Нижне-Чуфичевской церковно-приходской школе в это время у двух учителей занималось 107 учеников.

Первое закрытие храма

При храме в начале ХХ века настоятельствовал отец Иоанн Максимович Лукинский, служивший с 1893 года. Он стал свидетелем крутых перемен в жизни Русской Православной Церкви и всей страны в целом после Октябрьского переворота. Отец Иоанн прослужил в храме двадцать восемь лет, вплоть до 1922 года. Вскоре последовали гонения на священнослужителей и верующих, изъятие церковных ценностей и разрушение храмов.

03_DSC02554Благодаря сохранившимся документам в архивах Курска и Белгорода стало известно, что храм закрывали дважды. Первый раз — в 1938 году из-за того, что религиозная община якобы распалась, во второй — в 1961 году из-за аварийного состояния здания. Обе процедуры проходили по отработанной схеме. В конце 30-х годов XX века власть инициировала отказ общины верующих от содержания храма и уплаты за него налогов, которые были достаточно высоки. По распоряжению Курского облисполкома от 22 мая 1938 года Михайловскую церковь в селе Нижнее Чуфичево было решено, как бездействующую с 1929 года, закрыть и ликвидировать. Кирпич должен был пойти на постройку школы. Но что-то помешало местным властям выполнить предписание до конца. Может быть, все та же «распавшаяся религиозная община», о которой докладывали в высшие инстанции. Удалось разрушить кирпичную ограду, сбросить колокола и частично разобрать колокольню.

Из воспоминаний Ирины Тимофеевны Рощупкиной: «Когда храм разрушали, я пошла в первый класс. В здании у храма были ясли, а потом устроили школу, там нас и учили. Это было до войны. Колокола снимали, купола гремят. Нас учитель не пустил туда смотреть».

Вспоминает Таисия Филипповна Малахова: «Когда храм закрывали, народу было много. Кресты не сбрасывали. Местный парень по имени Иван-слепой ходил, всё звонил-звонил в колокола, пока их не поснимали. Куда увезли, не знаю».

Храм в годы Великой Отечественной войны

03_jfksah894yk2rsgЛишь во время войны в 1942 году, находясь под немецкой оккупацией, вновь образованная религиозная община с разрешения немецких властей открыла храм и пригласила священника Григория Вишневского для совершения служб в церкви и по домам. Он же, по словам старожилов,  преподавал Закон Божий в школе.

Помнят жители и страшные страницы истории сельской жизни. Вот что происходило в селе летом 1942 года. В период оккупации у стен храма был лагерь для военнопленных под открытым небом, как перевалочный пункт. Отсюда по этапу пленных уводили, у села Долгая Поляна расстреливали. Старожилы рассказывают: «Стоял жаркий летний день, у церкви, что в центре  села, рядом был колодец. Немцы расположились прямо возле церкви, загорали, освежались водой. Из кустов за ними наблюдал мальчик, местный житель села Нижнее Чуфичево Коля Камышников.

Парня окликнули, он оглянулся и увидел высокого человека в советской военной форме, в петлицах воротника алела шпала — капитан. Левая рука офицера была забинтована. Офицер сказал, что он не может уйти просто так, нужно свести счёты. Прятался он в церкви, просил принести воды и еды. Вечером Николай принёс еды. На другой день немцы продолжали загорать на выгоне. Вдруг раздалась пулемётная очередь из церкви. Немцы падали под градом пуль. Коля прибежал к церкви. Офицер стрелял из ручного пулемёта, приговаривая:

- Получайте, гады, гостинец от капитана Кононыхина!

Мальчик помогал офицеру, носил воды, охлаждая пулемёт. Расстреляв диск, капитан велел Николаю уходить и сам ушёл через пролом в стене.Немцы искали капитана, но так и не нашли».

Дом Николая Камышникова и сегодня располагается напротив храма.

Вспоминают сельчане и то, как фашисты замучили в стенах храма, в алтарной его части двух молоденьких девушек-санитарок. Жители рассказывали, что издевались над ними фашисты зверски: били, мучили… и выпустили на улицу. Умирали девушки страшно, в муках. Одна очень тяжело и долго мучилась перед смертью. Немцы не разрешали к ним подходить и помогать им. Тайком жители села похоронили девушек. При въезде в село есть терновник, в том районе их и похоронили.

22 января 1943 года в результате кровопролитных боев село было освобождено от немецко-фашистских захватчиков.

Из воспоминаний Ирины Тимофеевны Рощупкиной: «Во время войны я здесь была как на передовой. Мне было 12 лет. В саду окопчик выкопали и сидели. С одной стороны наши, с другой — немцы. Наши бегут, кричат: «Забегайте в хаты!» А наши хаты все погорели. Сидим в окопе, залезает к нам в окоп раненый. Думаем, чем его перевязать. Папа снял рубаху и перевязал рану. У родителей нас было четверо детей. Солдат показывает, что у него у самого дома пятеро. Мы на него смотрим: сейчас пройдут немцы, и все… Он все понял. Только вылез, а тут немцы. У нас на глазах расстреляли его. На нашем огороде 200 человек погибло».

07_klgdu986ydfsgfdsg

Слева — протоиерей Михаил Зубков
Справа — ктитор Тимофей Рощупкин

В 1944 году война еще продолжалась, но территория Советского Союза была уже освобождена от немецких захватчиков. Тогда церковный совет при храме Архистратига Михаила обратился с просьбой зарегистрировать религиозную общину. Председателем церковного совета был избран Тимофей Рощупкин, еще до войны он был ктитором.

Как рассказывает дочь Тимофея Рощупкина Ирина Тимофеевна, после войны на деньги от выигранной облигации отец купил железо, перекрыли крышу храма, отремонтировали окна.

Из воспоминаний Таисии Филипповны Малаховой: «Хороший был хор. Певчие: Широбоких Аксинья Степановна, Кандаурова Александра Филипповна, Ряполова Прасковья Савельевна. Ряполов Василий Иванович — регент. Ктитором храма был Рощупкин Тимофей. Он дружил со священником Михаилом Зубковым. Батюшка был хороший и служил хорошо».

Впоследствии Тимофея Рощупкина арестовали и посадили за агитацию против советской власти.

Здание храма постепенно ветшало и требовало капитального ремонта. Восстановление разрушенного войной хозяйства, отсутствие денег у колхозников, которые работали за трудодни — все это приводило к тому, что церковная касса нищала. Содержать священника, тем более производить серьезные ремонтные работы было сложно. Духовенство отказывалось служить в Нижне-Чуфичевском приходе. А проверочные комиссии шли одна за другой, составлялись акты «о непригодности церковного здания для эксплуатации». С верующим населением партийно-советский актив вел индивидуальную разъяснительную работу о вреде религиозных суеверий.

Статья: У каждого храма — своя военная история


Второе закрытие храма

До начала 1960-х годов проводились службы. Известно, что в период с 1942 по 1960 годы в храме настоятельствовало 6 священников:

1942 — 20.12.1945 — протоиерей Гавриил Вишневский

12.02.1946 — 15.12.1946; 12.04.1948 — 08.08.1952 — протоиерей Михаил Зубков

05.07. — 22.09.1955 — священник Александр Беленовский

20.02.1956 — выбыл священник Михаил Пехлецкий

08.03. — 25.06.1958 — священник Георгий Евланников

05.08.1959 — 24.05.1960 — священник Георгий Сусликов

19 июля 1961 года Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР постановил «Церковь Архистратига Михаила в селе Нижнее Чуфичево снести». Из церковного кирпича должны были возвести мастерские для производственного обучения.

Из воспоминаний Татьяны Никифоровны Устиновой: «Я училась в начальной школе, когда храм начали разрушать. Колонны у входа обвязывали тросом и дергали трактором. Они не рассыпались, а падали целиком, как подрубленные деревья. Старые люди говорили, что для постройки нашего храма со всей округи свозили куриные яйца. Очень прочный раствор на яичных белках. А потом начали срывать со стен иконы. Бросали лики святых в кузов грузовика, топтались по ним ногами. Бабушки плакали, умоляли не сжигать иконы, отдать их людям. И кое-что жителям села удалось сберечь. Одну из храмовых икон — изображение Богородицы — сберегла моя мать. Все эти годы икона бережно хранится в нашей семье».

Вспоминает Елена Фоминична Ряполова: «Приехала я в село в 1954 году. В это время храм ломали, один местный житель купол сцепил и стащил. Заставил бригадир. Свалили боковые колонны, а центральные не смогли».

Но дальше слома боковых колонн дело не пошло. Храм остался стоять в центре села. В нем хранили то зерно, то сено. В 1983 году старое сено, хранившееся для фермы, подожгли. Огонь уничтожил красивую роспись на стенах храма, которая удивительным образом сохранялась все это время. Даже сейчас можно еще разглядеть образ несущего крест Иисуса Христа, очертания святых великомучениц Варвары и Параскевы Пятницы.

Реставрация храма

После пожара храм стоял заброшенным и бесхозным, пока вновь в 1999 году не была образована местная религиозная община, а спустя 10 лет, 19 ноября 2009 года было принято решение о начале реставрации храма во имя Архистратига Михаила.

21 ноября 2009 года, в день празднования собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных в храме был совершен молебен с водосвятием. Отслужили его благочинный II Старооскольского округа, настоятель Христорождественского храма протоиерей Алексий Бабанин и настоятель Свято-Пантелеимоновского храма в с. Долгая Поляна протоиерей Василий Рачок. На молебне присутствовала администрация Старооскольского округа во главе с П.Е. Шишкиным.

- Сегодня пришло время восстановлению этого храма, и мы всем миром должны это осуществить, — заключил глава старооскольской администрации.

Когда-то храм был переполнен молящимися. На службы приходили не только жители Нижнего Чуфичева, но и ближайших сел, где храмы были разрушены до основания: Шмарное, Монаково, Сорокино, Долгая Поляна.

Одним из инициаторов восстановления Михайловского храма стал Иван Никитович Давыдов, тогда еще директор ООО «ЗСК». Его родители жили в селе Нижнее Чуфичево. Сейчас он является заместителем председателя Попечительского совета по восстановлению храма. Как сказал Иван Никитович, благодаря выделенной спонсорской помощи от ООО «Стойленская Нива» первый этап — закрытие внешнего контура храма идет успешно.

В 2011 году реставрация внешней части храма была закончена. Из-за отсутствия средств внутренняя отделка храма не проведена, но службы проходят.

1 января 2015 года протоиерей Александр Богута был назначен на должность настоятеля храма святого Архангела Михаила села Нижнее Чуфичево.



   К 150-летию храма архистратига Михаила в с.Нижнее Чуфичево

      г. Старый Оскол
      2010 год


Священнослужители храма

Протоиерей Александр Богута

Протоиерей Александр Богута Александр Анатольевич Богута родился 27 января 1961 года в г. Старый Оскол. День тезоименитства – 12 сентября, в честь св. блгв. кн. Александра Невского. В 1984 г. окончил Харьковский политехнический институт. С июня 1985 по август 1986 года перед поступлением в Московскую Духовную семинарию проходил приходскую практику у архиепископа Курского и Белгородского Ювеналия. С сентября 1986 года по август 1989 года учился в Московской Духовной семинарии. 4 июля 1989 года рукоположен во диакона. 6 июля 1989 года рукоположен во пресвитера.
С 10 августа 1989 года — настоятель Крестовоздвиженского храма г. Старый Оскол. 2 апреля 1996 г. возведен в сан протоиерея.
1 января 2015 года протоиерей Александр Богута был назначен на должность настоятеля храма святого Архангела Михаила села Нижнее Чуфичево.
За время служения награжден медалью преп. Сергия Радонежского II степени, набедренником, камилавкой, наперсным Крестом, палицей, Крестом с украшениями, медалью святителя Иоасафа II степени.

Comments are closed.