Свято-Никольский храм (с. Незнамово)

Историческая справка

(по материалам исследования иерея Виктора Тишина)

h_neznamovo_1Поселение Незнамово было основано в 1639 году боярским сыном Лукьяном Алексеевичем Незнамовым. Входило селение в состав Окологородного стана Старооскольского уезда Белгородской провинции Киевской губернии. К этому же стану относилось и село Бор, где уже в первой половине XVII века была церковь в честь святителя Николая Мирликийского, Чудотворца. Жители деревень Незнамово, Озерки, Выползово и Черниково являлись прихожанами этого храма. В начале XVIII века у села Бор образовалось два новых поселения. Первое основано Онуфрием Карповичем Анпиловым в 1723 году, в дальнейшем именовалось как Бор-Анпиловка. Второе поселение — Бор-Малявинка, образованное в 1730 году, названное в честь первопоселенца — помещика Ивана Демьяновича Малявина. По данным ревизии за 1744 год поселение Бор, образованное в начале XVII века, уже числилось как деревня, а храм во имя святителя Николая был перенесен в село Черниково. С этого момента село Бор постепенно теряет свое значение, а позже и вовсе исчезает как самостоятельный населенный пункт.

Из XIX в век XX

В первой половине XIX века деревня Незнамово развивалась сравнительно медленно, и число жителей увеличивалось за счет естественного прироста. К 1861 году, к периоду отмены крепостного права, в ней насчитывалось 50 дворов и 673 жителя обоего пола. После отмены крепостного права во второй половине XIX века деревня приобретает все больший статус среди местных поселений в устье реки Убли. Когда-то бывший центр — село Бор — превращается в небольшую деревеньку, передавая пальму первенства Незнамову. Так, к концу века, по данным за 1892-1896 годы, деревня Бор насчитывала всего 23 двора и 137 жителей, тогда как село Незнамово имело 105 дворов и 1001 жителя обоего пола. После строительства железной дороги даже бывшие хутора Анпилова и Малявина значительно опережали деревню Бор в развитии.
Население в эти годы было неграмотное, поэтому в селе Незнамово были открыты церковно-приходская школа и школа грамоты. С 1895 года началось обучение детей близлежащих населенных пунктов. Помещения не было, и поэтому арендовали комнату в доме жителя села Незнамово Бориса Федоровича Базарова. Вторая школа находилась в доме Ксении Ивановны Базаровой, которая учила детей по своей воле. Казна не оплачивала ее труд. Сами родители приносили ей продукты за обучение детей. В 1901 году была открыта Земская начальная школа (народное училище), которая находилась в церковной сторожке. В 1907 году была построена Бор-Анпиловская начальная школа. В школах изучали Закон Божий, церковно-славянский и русский языки, арифметику, историю, географию, церковное пение. Обучением были охвачены не все дети, учились только мальчики в течение трех лет. Дети бедняков учились бесплатно, а дети зажиточных крестьян платили половину годовой стоимости обучения — 60 рублей.
После революционных событий 1917 года в селе возле Никольской церкви было построено здание Земской школы с 4-х и 5-летним обучением.

О дате постройки храма

02_sy87423tejhfadsfКонец XIX века. В деревне Незнамово была выстроена кирпичная каплица (часовня). Точная дата построения неизвестна, предположительно это было не позднее 1892 года. Вполне вероятно, что раньше существовала деревянная часовня, а перед Первой мировой войной на месте каплицы было возведено каменное здание храма во имя святителя Николая Чудотворца.
Наиболее вероятными датами постройки являются 1903 и 1904 гг. Первая дата встречается в «Справочной книге о церквах, приходах и причтах Курской епархии за 1908 год», вторая — в Клировых ведомостях за 1916 год по Первому благочинническому округу. По данным этого же документа в 1905 году приход посетил архиерей, с этого же года хранятся исповедальные рукописи. О том, что храм построен в 1904 году на пожертвования прихожан, говорится и в одном из прошений на имя архиепископа Питирима (Свиридова), написанного в 1944 году. Кроме этого, необходимо заметить, что общепринятой датой постройки храма считается 1895 год, который обозначен на левом фасаде здания. Документально данный факт не подтвержден, можно предположить, что обозначенный год является началом строительства храма или завершением строительства фасада.

О первых священниках

В «Курских епархиальных ведомостях» за январь 1906 года сообщается, что штат причта был открыт в текущем году. Об этом свидетельствует и указ Святейшего Синода за № 233 от 9 января 1906 года. Там же читаем: «настоятелем был назначен протоиерей Михаил Антонов».
Сохранились имена священников, настоятельствующих в начале ХХ века в Никольской церкви. «Курские епархиальные ведомости» сообщают, что 7 февраля 1906 года на священническое место при Свято-Никольской церкви в село Незнамово был определен иерей Павел Антонов, ранее служивший псаломщиком при Введенском храме в селе Пойменово Курского уезда.
Благодаря сохранившимся метрическим книгам Никольского храма известно, что иерей Павел Антонов настоятельствовал до 3 июня 1906 года. Далее сообщается, что до 1909 года служило 4 священника — Николай Лисицын, Виктор Антонов, Александр Коновалов, Михаил Бабаков; с октября 1909 года вновь назначен священник Николай Лисицын. Он же еще 9 августа 1906 года резолюцией епископа Белгородского Иоанникия (Ефремова), викария Курской епархии, был утвержден в должности законоучителя Незнамовских и Бор-Малявинских земских начальных школ, приписанных к Незнамовскому приходу. В 1909 году настоятелем в село Незнамово был назначен священник Михаил Праведников, послушание псаломщика при нем нес Иоанн Васильевич Емельянов.
04_uiry782trherasСвященник Михаил Феоктистович Праведников родился 15 ноября 1872 года в с. Сергеевское Золотухинского района Курской области. Его отец был диаконом. Сын продолжил духовную династию. В 1894 году окончил Курскую духовную семинарию. Долгое время служил псаломщиком. Известно, что в 1908 году Михаил Праведников состоял в штате Старооскольской кладбищенской церкви, освященной в честь Ахтырской иконы Божией Матери. А в 1909 году был рукоположен в священники и назначен настоятелем в Свято-Никольский храм села Незнамово Старооскольского уезда. К сожалению, послужной список и справочные листы батюшки не сохранились, но в метрических книгах он указывается как настоятель до 1911 года. За это время он был награжден медалью за выдающиеся труды в сфере народного образования. Известно также, что в 1929 году отец Михаил был судим Старооскольским нарсудом за невыполнение госпоставок по ст. 61 УК РСФСР и приговорен к году принудительных работ.
Необходимо отметить, что многие прихожане и члены двадцатки послевоенного периода, которые много сил и энергии тратили на возрождение приходской жизни в селе после открытия храма, получили начальное образование именно в Незнамовской земской начальной школе, где преподавал отец Михаил. Несомненно, благодаря его огромному влиянию на своих учеников, выросли и будущие прихожане, защищавшие храм от закрытия и разрушения многие годы. Спустя год принудительных работ, получив долгожданную свободу, протоиерей Михаил Праведников поселился в п. Чернянка. Епископ Старооскольский Онуфрий (Гагалюк), высоко оценив преданность отца Михаила Церкви, назначил его благочинным Чернянского округа. Весной 1933 года епископа Онуфрия арестовали. Впоследствии были арестованы многие священники, служившие Матери Церкви при владыке Онуфрии, в том числе и отец Михаил. После ряда допросов его отпустили.
В 1936 году храм в Чернянке, в котором служил отец Михаил, закрыли и разрушили. По словам одного из проходящих по делу свидетелей, батюшка «был недоволен» разрушением церкви. Он совершал богослужения и требы в домах чернянцев, «отвлекая от работы колхозников». Под его руководством были организованы «церковники», которые пытались купить дом для создания новой церкви, но покупку не разрешил сельский совет. Фактически оказавшись на нелегальном положении, отец Михаил продолжал исполнять обязанности благочинного. За это впоследствии ему было предъявлено обвинение в устроении «сборищ попов района».
В мае 1937 года правление колхоза «Красный пахарь» созвало всех селян на политинформацию. В этот же день одна из женщин пригласила священника Михаила Праведникова к себе домой отслужить панихиду по умершему мужу. Большинство колхозников пришли на панихиду, чтобы помянуть и своих усопших сродников. Колхозное мероприятие оказалось сорванным. Вина за это легла на священника.
В октябре этого же года кампания по закрытию храмов перетекла в кампанию по истреблению духовенства. Сотрудники Чернянского районного отдела НКВД пришли за отцом Михаилом. В ходе проведенных допросов, где использовались показания лжесвидетелей, он был приговорен к расстрелу решением Тройки при УНКВД по Курской области от 2 декабря 1937 года. Поскольку под стражей он содержался в Валуйской тюрьме, то логично предположить, что местом расстрела и захоронения батюшки стал город Валуйки или один из его пригородов. Протоиерей Михаил Праведников реабилитирован Белгородской прокуратурой 14 сентября 1989 года.

В 1930-е годы службы в храме не прекращались

В 1930 году настоятелем Свято-Никольского храма в Незнамово был назначен иерей Григорий Мелихов. В Никольском храме он прослужил четыре года и в 1934 году ушел на покой по болезни. По воспоминаниям местных жителей, он был парализован и принимал приходивших к нему за духовной помощью людей на своей квартире.

иерей Карп Котенёв с семьей. 1931

Службы в Свято-Никольском храме не прекращались. В 1934 году настоятелем был назначен священник Карп Терентьевич Котенев. Через четыре года, в 1938 году отец Карп был арестован. Аресту сопутствовал обыск. Искали вещественные доказательства антисоветской настроенности священника. Изъяли два креста (белого и желтого металла), коробочку с миром, дароносицу, Евангелие, 16 разных церковных книг, 4 фотоснимка, записную книжку, тетради. В качестве понятых во время обыска были председатель колхоза «Красный пахарь» и секретарь Незнамовского сельсовета, до этого неоднократно выражавшие недовольство деятельностью местного священника.
По словам дочери священника Лидии Карповны Котеневой, отец во время ареста был спокоен, перед тем, как его увели, он сказал шестнадцатилетней Лиде: «Ну, ничего, детка. Значит, так должно быть…».
Отца Карпа и других арестованных в этот день в окрестностях Старого Оскола священников увезли в новооскольскую тюрьму. В качестве обвинения им была предъявлена 58-я статья. 15 апреля 1939 года особое совещание при НКВД СССР приговорило священника Карпа Котенева к восьми годам работы в исправительно-трудовых лагерях. Отцу Карпу в лагере пригодилось ремесло портного, освоенное им в юности. Там он ремонтировал старую одежду заключенных. Отдушиной была возможность переписываться с родными. В конце войны в Старый Оскол на имя матушки Агафьи пришло последнее письмо священника Карпа Котенева. В нем он сообщал, что скоро срок его заключения истекает, и он собирается домой. Писал даже, что приготовил своим домашним какие-то подарки. Однако домой батюшка не вернулся. На запрос, сделанный сыном после войны, лагерное начальство ответило, что «К.Т. Котенев был освобожден и уехал».
Согласно архивной справке, выданной ГУВД по Нижегородской области в 2008 году, священник Карп Терентьевич Котенев умер 27 января 1944 года в Унженском ИТЛ ст. Сухобезводное Горьковской ж.д. Причиной смерти указан заворот сигмовидной кишки. Точное место захоронения отца Карпа нигде в документах не указано.

Дело о закрытии храма

После ареста батюшки в 1938 году храм бездействовал, и поэтому местная власть использовала церковное здание под ссыпку зерна. Из воспоминаний коренной жительницы Марии Алексеевны Базаровой: «Из храма унесли все, что до этого не успели разграбить после закрытия. Эти склады занимали притвор и северную сторону в центральной части храма. Позже здание использовали под конюшни».
В деле о закрытии храма хранится документ, указывающий точную дату данного события — 6 ноября 1938 года. Это дата ареста священника Карпа Терентьевича Котенева, который был последним настоятелем храма перед Великой Отечественной войной. При изучении данного дела неподдельный интерес вызвали два документа, из которых следует, что власть не пренебрегала никакими способами для достижения своих богоборческих целей. Первый документ — акт осмотра храма, составленный 30 июня 1939 года, в котором говорится: «…фундамент здания пришел в негодность, вываливаются кирпичи, грозит обвал купольной части, так как неравномерная нагрузка на колонны, внутри здания кирпичные арки имеют трещины до основания, что может грозить человеческими жертвами». Очевидно то, что кладка храма выполнена по уникальной технологии, на известковом растворе с добавлением яичного белка, и реконструкция кладки в указанных местах никогда не проводилась за ненадобностью, а фундамент и сейчас находится в идеальном состоянии.
Второй документ повествует о том, что «община не функционирует с 1938 года, община верующих распалась и налогами с того времени не облагается». Самое интересное в документе то, что в нем фигурирует фамилия учительницы местной школы с пометкой «неграмотная». Это может говорить только об одном — что большинство членов церковного совета могли и не знать о составлении данной бумаги.
Официальная кампания по закрытию церкви была начата 5 июня 1940 года, а уже 18 июня того же года секретарем исполкома Облсовета было подписано постановление о закрытии Никольской церкви в селе Незнамово.

В годы войны

В период оккупации верующие села Незнамово сумели получить разрешение у немецких властей на открытие храма. Позже в письме к архиепископу Иннокентию (Зельницкому), написанному прихожанами Никольского храма в феврале 1953 года, говорится, что храм до 1942 года находился полностью в ведении колхоза, богослужения начались с 1943 года. Вероятно, с июля 1942 года в храме проводились приготовления к проведению богослужений. О тех приготовлениях вспоминает и местный житель Егор Григорьевич Базаров. Будучи еще маленьким мальчиком, он ездил со взрослыми в Ямскую слободу в Крестовоздвиженский храм за церковной утварью. Какую именно утварь везли, по прошествии времени он не помнит. Зато отчетливо помнит, что храм открыть не успели по причине отступления немецкой армии.
Село Незнамово было освобождено от немецко-фашистских оккупантов 29 января 1943 года. Старожилы рассказывают, что во время наступления Советской армии немецкий пулеметчик расположился на колокольне Никольской церкви. Жители села постоянно находились под прицелом. Пулеметчик уничтожил отряд разведчиков — 30 солдат Красной армии, которые залегли возле здания сельского совета. После освобождения села погибших разведчиков захоронили в братской могиле.
И еще один трагический эпизод из истории села периода Великой Отечественной войны. Из воспоминаний коренной жительницы села Незнамово Валентины Васильевны Мясоедовой: «Перед отступлением немцев староста объявил о сборе жителей села в храме. Люди узнали о замысле врага: сжечь всех заживо «от мала до велика». Все население разбежалось и попряталось по соседним селам, спасаясь от беды. Мы оказались в деревне Воротниково, где нас приютили добрые люди. Там мы прожили около двух недель».
Из документов фонда Старооскольского исполкома Совета народных депутатов следует, что первым настоятелем открывшегося в годы войны храма был назначен священник Иоанн Васильевич Емельянов, ктитором — И.В. Базаров. Руководила церковным хором Татьяна Порфирьевна Емельянова, будучи регентом еще в довоенное время. В течение 58 лет она была бессменным помощником для батюшек.

иерей Иоанн Емельянов с братьями

По воспоминаниям Марии Ивановны Емельяновой, родственницы отца Иоанна: «Он родился в 1881 году, образование получил в Старооскольском духовном училище. После учебы служил в Никольской церкви с. Незнамово псаломщиком, вскоре его перевели в с. Репец Курской области. Там И.В. Емельянов прослужил 25 лет, вплоть до начала Великой Отечественной войны. В 1941 году он вместе с семьей переехал в город Старый Оскол. В Старом Осколе снимали квартиру в двухэтажном доме, рядом с роддомом. Занимали первый этаж, а хозяева жили на втором этаже. Незадолго до оккупации, когда город бомбили немцы, священника И.В. Емельянова арестовали и отправили на Север. После освобождения отец Иоанн был назначен священником в село Незнамово».
В 1944 году община Никольского храма с. Незнамово была зарегистрирована уполномоченным по делам религии. По воспоминаниям Валентины Михайловны Емельяновой, отец Иоанн перед службой всегда рано приходил, в тишине облачался, потом выходил и говорил: «Начнем служить Господу Богу». Предположительно с 1948 года отец Иоанн находился на покое по болезни. 22 октября 1951 года батюшка умер в возрасте 69 лет.

Послевоенные годы

протоиерей Димитрий Гребёнкин

В церковном здании после закрытия храма в период с 1938 по 1942 годы располагались склад для хранения зерна и склад сельпо. Эти склады занимали притвор храма и северную сторону в центральной части. Эксплуатация храмового помещения государственными организациями велась недобросовестно. В записке к правящему епископу благочинный Старооскольского района Курской епархии протоиерей Б. Воинов в 1948 году писал: «При обследовании мною данного прихода могу констатировать, что здание церкви ощущает во всем вопиющую нужду по части ремонта, касса церкви говорит о своей финансовой импотенции, и вообще положение церкви в финансовом отношении катастрофическое». Вторым за отцом Иоанном настоятелем храма в послевоенные 1948-1949 годы был протоиерей Димитрий Димитриевич Гребенкин. Период служение отца Димитрия в Никольском храме приходится на время, когда часть храма находилась в ведении колхоза, само здание требовало ремонта.
Валентина Михайловна Емельянова, дочь Татьяны Порфирьевны Емельяновой, вспоминала: «Храм был грязный, стреляный, много хлама, стены были сырые, текли. В храме было холодно, мама положит в немецкую каску древесного угля и греет руки, чтобы книги можно было листать».
Это было очень сложное время для всего прихода, и несмотря на столь короткий период служения в Свято-Никольском храме, отец Димитрий внес свой посильный вклад в восстановление нормальной приходской жизни: он помогал больному отцу Иоанну, доставал необходимую утварь для богослужения, а также добился снижения епархиальных налогов на храм, чтобы была возможность вести быстрей восстановительные работы.
То, с каким упорством и напряжением сил прихожане восстанавливали свой храм, видно из отчета приходского совета Никольской церкви, представленного в апреле 1949 года Курскому архиепископу Нестору (Сидоруку): «Мы приступили к последнему намеченному нами делу по изделию в нашей церкви иконостаса, какового настоящего не было, а почему мы Вам так пишем, что наша церковь была в очень плохом состоянии:
1. 50% была раскрыта — накрыли.
2. почти не было рам — поделали и на 100% застеклили.
3. живописи не было, а теперь прекрасная, в общем, теперь все есть».
Но так как ремонтные работы продолжались, а налог был все равно великоват, то председатель ревизионной комиссии А.Н. Анпилов просил дать отсрочку или уменьшить налог до 1951 года. Владыка утвердил ходатайство, что видно из следующего письма, написанного А.Н. Анпиловым в епархию в октябре 1950 года. «Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыка Нестор, с великой радостью сообщаю Вам о том, что намеченный мною план с помощью Божьей выполняется, 21-го октября по старому стилю полностью закончили иконостас с живописью, 18 икон больших размеров, как-то: Спасителя и Божьей Матери «Всех скорбящих Радость»; покрасили краской во всей церкви панели и сделали настоящий хороший свечной ящик. По намеченному моему плану на 1950 год храм полностью закончен. Освящение нашего храма было 24 октября, в день Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость», очень торжественная была служба, на которую приглашен был благочинный отец Ермолай и другие священники, пел Троицкий хор, посетило верующих многолюдно со всех сторон, за вышеуказанный мною капитальный ремонт я получил благодарность от благочинного и от прихожан. Посему преклоненно умоляю и прошу Вас, Владыка, благословите меня в дальнейшем закончить мне намеченный мною план. Преосвященнейший Владыка, я очень одушевлен наградой, которую Вы на мое имя прислали, да благословит и поможет мне Господь в добром деле…».
Из этого письма следует, что второе (малое) освящение храма было совершено 6 ноября (24 октября) 1950 года.

Дело «О возвращении храма колхозу»

Завершить начатый ремонт в установленные сроки помешал колхоз «Красный токарь», администрация которого в начале 1950-х годов возбудила дело в суде о возвращении храма в ведение колхоза на том основании, что колхоз пользовался церковью с 1938 года по 1942 год. В это время настоятельствовал (с декабря 1949 по февраль 1953 гг.) протоиерей Михаил Петрович Пехлецкий. Исковое заявление было подано в Народный суд, который постановил вернуть храм колхозу. Приходским советом решение Народного суда было обжаловано в Областном суде. Жалоба была рассмотрена и передана в Народный суд на пересмотр. С 13 марта 1951 года Народный суд опять разбирал дело Никольского храма и вынес решение в пользу верующих. Колхозное руководство было недовольно решением суда и обжаловало его 28 апреля текущего года в Областном суде. Получив отказ о передаче храма колхозу в Областном суде, правление направило жалобу в Верховный суд, который вынес решение в пользу церковной общины. На этом была поставлена жирная точка, благодаря которой колхозное правление больше не претендовало на здание церкви.

Новая история храма

В период с 1953 по 1994 годы в Свято-Никольском храме служило 7 настоятельствующих священников:

1953 — 195? гг. — протоиерей Евдоким Маслов
1958 г. — протоиерей Иоанн Попов
195? — 1962 гг. — протоиерей Макарий Переверзев
1962 — 1963 гг. — протоиерей Игорь Мягкий
1966 г. — иерей Петр
1966 — 1973 гг. — протоиерей Владимир Шантыко
1973 — 1977 гг. — протоиерей Василий Мирошников
1977 — 1981 гг. — протоиерей Игорь Мягкий
1981 — 1993 гг. — протоиерей Владимир Шантыко

К сожалению, не сохранилась точная информация о настоятелях храма в период с 1954 по 1957 гг., хотя в одном из документов упоминается имя протоиерея Иоанна Попова. В 1957 году к Никольской церкви села Незнамово был назначен настоятелем пожилой священник протоиерей Макарий Переверзев. В памяти прихожан он запомнился как «слепенький батюшка».
Худо-бедно жизнь прихода стала налаживаться, как вновь на долю многострадального храма выпали новые испытания. 18 июля 1957 года в 15 часов в храм попала молния. От ее удара было «…разрушено два шара вышнего купола восьмерика, верхний шар разрушен полностью, средний шар поврежден частично (50%), разрушены три оконных рамы с остеклением, и в пяти оконных рамах было повреждено остекление. С внутренней стороны церкви нарушена штукатурка и два художественных рисунка, частично поврежден пол». Тогда провести полностью ремонтные работы не удалось, окончательно храм был отремонтирован лишь при настоятельстве отца Владимира Шантыко в 1969 году.

протоиерей Игорь Мягкий с приходом

После смерти отца Макария настоятелем Свято-Никольского храма был назначен протоиерей Игорь Мягкий. Он настоятельствовал в период с 1962 — 1963 гг. и в период 1977 — 1981 гг. Это был образцовый священник, очень любимый своими прихожанами. В момент, когда настоятелем был назначен протоиерей Игорь Мягкий, храм пришел в сильное запустение. Крайне сложное положение прослеживается в рапорте отца Игоря, написанного им архиепископу Серафиму (Никитину): «24 августа 1962 года я был назначен Вашим Высокопреосвященством настоятелем Свято-Никольской церкви села Незнамово. Храм оказался в нищенском состоянии. Святая чаша была в состоянии, непригодном для службы, одеяние святого престола было сшито из разных кусков, в том числе из отдельных разных частей священнического облачения, а срачица из белой превратилась в черную от грязи. При смене срачицы мною было обнаружено, что престол не освящен: нет вервий, опоясывающих престол, нет воскомастика. На престоле нет дарохранительницы, Евангелие на престоле ветхое в изношенном переплете без иконок, не совсем подходящая Дароносица для хранения Святых Даров. В алтаре не было икон, запрестольного креста и лампад на горнем месте и при жертвеннике. Ризница тоже находится в убогом состоянии, она состоит из двух ветхих облачений. Нет водосвятной чаши, купели для крещения младенцев. Большой недостаток богослужебных книг».
Все необходимое для богослужения имелось в небольшом количестве. Поэтому в слободских церквях города Старого Оскола была приобретена церковная утварь: чаша, дискос, напрестольные и запрестольные кресты, облачение парчовое для престола и жертвенника, блюдо для освящения хлебов, лампадка для горнего места, престола и жертвенника, требные Евангелия. Однако приобретенных вещей все же было недостаточно для нормального совершения богослужения. По этой причине был написан новый рапорт архиепископу Курскому и Белгородскому Серафиму (Никитину) с просьбой о помощи. Владыка благословил «церковному совету Никольской церкви села Незнамово обратиться к церковному совету Никольской церкви города Белгорода с просьбой отпустить им то из утвари церковной, что является для Никольской церкви города Белгорода излишним». Что и было исполнено.

протоиерей Владимир Шантыко

Самым ярким настоятелем Никольского храма в селе Незнамово в период с 1943 по 1990 годы был протоиерей Владимир Николаевич Шантыко. Он родился 10 октября 1926 года в Брестской области. В годы Великой Отечественной войны отец Владимир служил ветинструктором. С 1943 по 1947 годы проходил обучение в авиаучилище, по окончании которого служил летчиком в I воздушной армии, I штурмовой гвардейской авиадивизии, в 1954 году был списан с летной службы из-за перелома левой ноги. В годы войны награжден медалями «За отвагу», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией», орденом «I степени Великой Отечественной войны». В 1950 году женился на Анне Минюк. В сан диакона был рукоположен в 1956 году, в этом же году митрополитом Минским и Белорусским Хризостомом был рукоположен в священники. Будучи студентом Духовной семинарии, отец Владимир в каникулярное время служил на разных приходах Минской епархии, где в тот момент была необходимость в священнослужителях. В 1958 году он закончил Минскую духовную семинарию, а в 1962 году — заочно два курса Ленинградской духовной академии. По окончании духовной семинарии Учебный комитет при Святейшем Синоде Московской Патриархии направил отца Владимира на служение в Азаревский район Ростовской епархии настоятелем Преображенского храма. С 1962 по 1965 годы числился за штатом, так как не было вакантных мест. В июле 1965 года получил указ о назначении настоятелем храма Рождества Христова села Солдатское Старооскольского района Курской епархии. В июне 1966 года он был переведен в Свято-Никольский храм села Незнамово Старооскольского района, затем снова назначен настоятелем храма Рождества Христова в селе Солдатском. В 1977 году его переводят настоятелем Троицкого храма города Старый Оскол, а в 1981 году возвращают в Незнамово, где он прослужил до 1993 года, до самой своей кончины. Всего в Незнамово отец Владимир прослужил 24 года.


   По военному призыву на службу Церкви и Богу

      г.Старый Оскол
      2015

 

Третья попытка советской власти закрыть храм

С назначением на должность настоятеля храма в 1966 году протоиерея Владимира Шантыко были организованы подготовительные работы к проведению капитального ремонта, который начался 26 июня 1969 года. В 1973 году отец Владимир был переведен в село Солдатское. На его место назначен протоиерей Василий Мирошников, а в 1977 году — снова протоиерей Игорь Лаврентьевич Мягкий, который прослужил в Никольском храме до 1981 года. В этот период времени шло строительство дороги Старый Оскол — ОЭМК. По воспоминаниям местных жителей: «Было выдвинуто предложение снести храм, а дорогу пустить через его территорию, что укорачивало бы последнюю в сотни метров». Но в результате протеста А.А. Угарова и просьб местных жителей храм был сохранен, а дорогу построили в объезд. Необходимо заметить, что хотя строительство дороги ОЭМК — Старый Оскол едва не привело к разрушению храма, но благодаря открывшемуся трамвайному пути в 1981 году храм пополнился прихожанами из города.
После смерти протоиерея Владимира Шантыко († 1993 г.) назначение настоятеля в августе 1993 года получает протоиерей Алексий Зорин. В это время И.А. Гусаров договорился с А.А. Угаровым, генеральным директором  ОЭМК, по строительству ограды и начат сбор средств на покупку нового паникадила.

 

Современная история храма

Внутреннее убранство. 1990-е годы

В 1994 году протоиерей Алексий Зорин был назначен настоятелем Александро-Невского кафедрального собора г. Старый Оскол, а в село Незнамово прислали протоиерея Василия Чепканича. В Никольском храме он прослужил до 1999 года. При его настоятельстве был расписан храм.
В 1999 году настоятелем назначается иерей Сергий Шумских. За десять лет служения отца Сергия при храме открыты приходская библиотека и воскресная школа (2000 г.), катехизаторские курсы для взрослых (2005 г.). Завершен новый иконостас (2006 г.). Построена и освящена часовня в честь Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» (2006 г.), а в 2009 году для часовни написана икона.

В течении двух лет (2008-2009 гг.) был произведён капитальный ремонт кровли и куполов храма с полной заменой покрытия. На куполах были установлены позолоченные кресты.


   Освящение куполов в с.Незнамово

      с.Незнамово (Старооскольский р-н)
      15.03.2009

 

19 мая 2004 года архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном (Поповым) был освящен закладной камень на месте строительства. Часовня строилась по проекту архитектора Соколова, автора известного Петро-Павловского храма-памятника в Прохоровке. 27 ноября 2005 года на часовню, построенную рядом с храмом, были водружены купол и крест. Освящение часовни совершил архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн 6 ноября 2006 года. А ровно через три года, 6 ноября 2009 года состоялось освящение для часовни новой иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном. Написана она выпускницей иконописной школы при Московской духовной академии Галиной Проскуриной.

В августе 2010 года протоиерей Сергий Шумских был назначен настоятелем новосооруженного храма во имя прп. Сергия Радонежского в г. Старый Оскол, а в Свято-Никольский храм направлен иерей Виталий Антонов.
День 5 декабря 2013 года особо запомнился прихожанам Свято-Никольского храма села Незнамово. У входа в храм стояли новые колокола, отлитые на Воронежском колокололитейном заводе Анисимова, больше прежних. Прежний большой колокол весил 150 килограммов, новый — 500. Второй новый колокол весит 230 килограммов, третий — 100. Надписи на колоколах запечатлели имена многих благотворителей, пожертвовавших средства на отливку. Чин освящения новых колоколов совершил митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов). Ему сослужили благочинный I Старооскольского округа протоиерей Алексий Бабанин и благочинный II Старооскольского округа протоиерей Василий Рачок, настоятель Свято-Никольского храма протоиерей Виталий Антонов.
Окропив колокола святой водой, митрополит Иоанн обратился к прихожанам:
— Сегодня совершилось воистину историческое событие — храм во имя святителя Николая, архиепископа Мирликийского, чудотворца, обрел свой голос. Потому что колокола — это голос храма, который звучит для неба и для земли. Для неба — чтобы Господь почаще посещал нас, для земли — чтобы мы, среди своего повседневного заботливого жития, знали, что нам всем возвращаться в обители Отца Небесного. Как мы проживем на земле, так и будет складываться наша жизнь в обителях Господа. …Частичка души каждого, кто пожертвовал, есть в колоколе, и эта частичка души призывает к молитве, к радости, призывает и к покаянию, потому что глас храма — это обращенность к вечности.


   Голос храма (с.Незнамово)

      г. Старый Оскол
      05.12.2013

 


Comments are closed.