Таинство священства

Введение

«Было это в начале ХХ века. Тогда во многих школах преподавался Закон Божий. В класс на урок пришел священник и спросил учеников:
— Что самое главное для спасения человека?
— Вера, крещение, причащение, исповедь, добрые дела…- отвечали ученики.
На все их слова священник говорил:
— Правильно! Но этого не достаточно для спасения. Самое главное в спасении — присутствие пастыря, священника…»
Амвросий Юрасов


По слову Священного Писания: «Уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа» (Мал. 2,7). Во всяком обществе существует власть гражданская, охраняющая внешний, видимый и временный мир людей, и власть духовная, устрояющая мир внутренний, душевный, вечный. Мир совести человеческой. Эту духовную власть осуществляет Церковь.
Православная Церковь — это совокупность всех Православных христиан, живущих и умерших («ибо у Бога все живы» (Лук. 20,38)), соединенных между собою верою и любовью Христовой, священноначалием и Святыми Таинствами. Как и каждое общество, Церковь имеет своих собственных представителей и посредников. Именно они и помогают нам в спасительном служении нашем Царю Небесному. Такими посредниками между людьми и Господом первоначально были отцы семейств и родоначальники — Ной, Авраам, Исаак, Иов и другие. Впоследствии, совершителем и представителем священного служения Богу был избран первенец между древними народами — народ Израильский (Исх. 4,22).
Но и из среды народа избранного, посвященного и отделенного Богу, для ближайшего Ему служения, избраны были первенцы (Числ. 3,12). Левиты — одно из 12 племен Израиля, идущие от Левия, третьего сына Иакова, — заняли особое положение среди Божьего народа после того, как остались верны Господу и не поклонились золотому тельцу. Левиты были посвящены Богу и стали Его собственным племенем.
У Левия было три сына — Кааф, Гирсон и Мерари, — и их потомки составили три рода Левитов. В годы странствования Израиля по пустыне, племя Каафа отвечало за переноску принадлежностей скинии, племя Гирсона — за переноску завес и покрывал, а племя Мерари — за саму скинию.
Семья Аарона, брата Моисея, из рода Каафа, была посвящена особому служению (Исх. 28,1). Аарон и его потомки стали священниками. Только они могли совершать жертвоприношения. Другие левитские семьи выполняли преимущественно «черную» работу и, в сущности, были слугами священников. Последние же составляли самую святую часть израильского народа…
Шло время. Церковь ветхозаветная нищала, покрывалась язвами грехов, теряла свой блеск. Все чаще люди, стоящие под Законом Моисеевым, «проповедуя не красть, крали, говоря «не прелюбодействуй», прелюбодействовали, хвалясь законом — преступлениями закона безчестили Бога…» (Рим. 2,22-23). Но пришел в мир Мессия, Господь наш Иисус Христос, и «искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе)…» (Гал. 3,13). Своею Честной Кровью омыл Церковь, обновил ее и, изобличив первосвященников, избрал 12 святых Своих, сделав их «ловцами человеков», дабы они стали строителями Таин Божиих. «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф. 4,11-12).

Установление Священства

По Воскресении Своем из мертвых, Иисус Христос явился ученикам в горницу при закрытых дверях и сказал: «Мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю на вас». Сказав это, дунул, и говорит им: «Приимите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20,21-23). Именно этими словами Господь установил Свое священство, дав избранным Своим власть совершать Таинства Церковные.
По Вознесении Господа, в день Пятидесятницы, апостолы исполнились всей полноты Божией благодати, приняв в себя Духа Святого. С этого момента они и стали рукополагать во епископы, священники и диаконы. Отсюда мы видим первое условие, по которому признается истинность и законность священства:
— оно приняло благодать Святого Духа от апостолов и продолжилось без пресечения преемства. Ближайшие преемники апостольского служения, приняв от них силу и власть учить, священнодействовать и управлять, передали эту власть своим преемникам, те — своим, и так до наших дней. Далее:
— то священство истинно, которое правильно исповедует истины святой веры;
— которое совершает Церковные Таинства надлежащим образом;
— которое управляется и управляет по правилам святых Апостолов и Вселенских Соборов;
— которое находится в единении с Православной Церковью в духе мира и любви.
Все условия эти обозначены в девятом члене Символа Веры: «(верую) во едину святую, соборную и апостольскую Церковь…»

Градации Священства

В Церкви существуют две градации служения: ЦЕРКОВНОслужение и СВЯЩЕННОслужение.
Степени церковнослужения берут свое начало еще в Ветхозаветной Церкви (Числ. 3,6-10) и служат для помощи в священнослужении и для подготовки к высшим степеням церковной иерархии (к примеру, только имеющий высшую церковнослужебную степень ИПОДИАКОНА может быть посвящен в низшую священнослужебную степень ДИАКОНА). А в Требнике сказано: «Иерей имеет при себе двоих или, по крайней мере, одного клирика, в приличной ему одежде, ради чести таины и помощи ради в служении…»
Церковнослужителей, обычно, именуют «клиром»(от греч. клирос — жребий), или «причетниками», потому что жребий их, подобно ветхозаветным левитам, служить в Церкви; — для них жребием «причлось» или пришлось быть служителями Церкви Божией (Втор. 18,1-5).
Другое название причетническое — ПАРАМОНАРЬ (от греч. парамонариос — пребывание) . Обычно парамонаря называют ПОНОМАРЬ. Должность его по Служебнику: «в церкви и паперти, также образа, стены, потолок, кровли от праха и паутины… часто очищати; просфоры, вино, воду, фимиам и огнь в алтарь вносити; свечи же вжигати и угашати, кадильницу и теплоту приготовляти и иерею подавати, алтарь весь чинно и честно умести и очищати…» В Уставе Церковном он называется ПАРАЕККЛИСИАРХ (кадиловжигатель), т.к. должность его по Уставу — звонить к богослужению, вжигать и гасить богослужебные светильники, приготовлять и подавать кадильницу.
Из церковнослужителей также известны ЧТЕЦЫ и ПЕВЦЫ (канонархи — возглашатели). Чтецами начинали свое служение святые Василий Великий, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст и другие.
К разряду церковнослужителей также относятся ПОСЛУШНИКИ (аколуфы — сопровождающие), которые сопровождают и служат при богослужении настоятелям монастырей и архиереям; ВРАТАРИ или ДВЕРНИКИ — охранители дверей, отвечающие за ключи церковные и другие.
Посвящение церковнослужителей называется Хиротесией — руковозложением благословения. Епископ благословляет клир на служение посереди церкви, вдали от Престола Божия, к которому приближаться могут только священнослужители…

Хиротония (рукоположение в священнослужение)

Диакон

Священство есть Таинство, в котором правильно избранный человек через архиерейское рукоположение получает благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой. Священником в Православной Церкви может быть только мужчина, в напоминание об облике Христовом, которого представляет священник во время совершения Таинств.
В Православной Церкви существует три степени священства: диакон, священник и епископ. Кроме того, все духовенство разделяется на «белое» — женатое и «черное» — монахов.
ДИАКОН (служитель — греч.) — священнослужитель первой (младшей) степени священства, который, участвуя в богослужении, служит при Таинствах, но сам их не совершает.
Имя диакона — служителя и помощника — неоднократно встречается в Писании (Мф. 4,11; Деян. 1,17; Рим. 11,13 и т.д.). Священно-иерархическое звание диаконов христианской Церкви установлено Апостолами. Апостолы, считая для себя неприличным, оставляя проповедь Слова Божия, служить трапезам, предложили выбрать из среды своих учеников семерых, исполненых Святого Духа и мудрости. Избранных поставили перед Апостолами, которые, помолясь, возложили на них руки свои, и таким образом: — избранием, приведением пред Апостолов, молитвою и руковозложением от святых посвящены были первые диаконы Церкви Христианской (Деян. 1,1-6).
Сообразно значению имени и первоначальному избранию диаконов «служить трапезам», обязанности их, по правилам Церкви, служить пресвитеру и епископу при богослужении, при учении и управлении, все творя с благословения их. Подобно первым диаконам Стефану и Филиппу (Деян. гл.7; гл.8), диаконы также имеют священной обязанностью назидать верующих проповедью Слова Божия при богослужении и наставлять детей в Законе Божием. Так святые Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Григорий Великий и другие, будучи диаконами, проповедовали Слово Божие.
В современной Церкви посвящение в диакона по предварительному испытанию, очищению грехов молитвою, постом и покаянием совершается одним епископом, на Литургии, в алтаре, после принесения безкровной жертвы и совершения Таинства (после слов «И да будут милости Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами!») — чем внушается, что диакон поставлен не совершать Таинства, а служить при Таинствах; что степень его священства есть низшая; что на Литургии посвящению на эту степень предшествуют посвящения во епископа и пресвитера.
И еще: диакон, состоящий в монашеском чине, называется ИЕРОДИАКОНОМ, а, принявший схиму — СХИИЕРОДИАКОНОМ. Старший диакон в белом (женатом) духовенстве называется ПРОТОДИАКОНОМ (первым диаконом), а в монашестве — АРХИДИАКОНОМ (старшим диаконом).

Пресвитер

Вторая степень священства — есть ПРЕСВИТЕР (от греч. пресвитерос — старец), или СВЯЩЕННИК, ИЕРЕЙ (от греч. иереис — священник), как нарицает Писание и Самого Господа (Евр. 5,6; 10,21).
Пресвитер — это священнослужитель, который может совершать шесть из семи Таинств, за исключением Таинства Хиротонии (Рукоположения), т.е. возведение в одну из степеней Церковной иерархии.
Священника также часто называют отцом, потому что он Таинствами и учением духовно возрождает и воспитывает верующих в жизнь духовную. (В этом смысле в просторечье пресвитера называют поп — от греческого слова «папас» — отец).
Имя ПРЕСВИТЕР показывает, что на эту степень избираются люди опытные и мудрые. Этим именем называли себя и Апостолы (1Петр. 5,1; 2Иоан. 1).
По словам святителя Феофана Затворника — «Господь правит Церковью и всем, что в ней. Священники — орудия Его. Что для кого нужно, то подаст Господь через священника…» Поэтому, главная обязанность пастыря — словом и жизнью учить, назидать и утверждать верующих в благочестии и добрых делах; быть им «образцом в слове, в житии, в любви, в духе, в вере и чистоте» (1Тим. 4,12); проповедовать Слово Божие везде и во всякое время (2Тим. 4,2). По примеру Господа и апостолов, в обязанность пресвитера входят священнодействовать и освящать верующих Таинствами Церковными, которых он есть строитель (1Кор.4,1), молитвами и благословением во имя Господне.
В сан пресвитера может быть рукоположен только диакон. Священник, состоящий в монашеском чине называется ИЕРОМОНАХОМ (греч. священник-монах), а принявший схиму — СХИЕРОМОНАХОМ. Старшие из пресвитеров белого духовенства называются ПРОТОИЕРЕЯМИ или ПРОТОПРЕСВИТЕРАМИ (прото — первый,-греч.), а монашествующие — ИГУМЕНАМИ (вождями,-греч.) или АРХИМАНДРИТАМИ. Старшие священники в приходе называются НАСТОЯТЕЛЯМИ. Это слово, без сомнения, произошло от сказанного в Писании: «…настой во время и не во время…» (2Тим. 4,2).
Чин посвящения во пресвитера сохранился еще с апостольских времен. Во втором правиле святых апостол постановлено рукополагать во пресвитера одному епископу. В апостольских постановлениях чин посвящения должно совершать возложением рук святителя на голову посвящаемого и молитвою.
Чин посвящения совершается на Литургии после окончания Херувимской песни и перенесения Святых Даров с жертвенника на престол, перед совершением Таинства Причащения.
Окончившего свое диаконское служение, после великого входа диаконы подводят к Царским вратам, где его принимают пресвитеры, в сан которых он сейчас вступает. Протодиакон испрашивает согласие на Рукоположение у архиерея возгласом: «Повели, Преосвященнейший Владыко!». Владыка благословляет посвящаемого, и тот трижды обводится вокруг Престола с теми же песнопениями, которые положены при совершении Таинства Брака, венчаясь и по-новому соединяясь со святой Церковью. После этого, он преклоняет оба колена перед Престолом Вседержителя, в знак своего призывания к священнослужению в сане выше диаконского (вступающие в диаконство преклоняют только одно колено). Архиерей, покрывая голову посвящаемого омофором, и кладя сверху свои руки, читает слова таинственного посвящения и молится о нем Господу: «Божественная благодать, которая всегда врачует немощных и восполняет то, что оскудевает, моими руками поставляет благоговейнейшего диакона во пресвитера. Помолимся же о нем, чтобы сошла на него благодать Всесвятого Духа».
После молитв нового священника облачают в пресвитерские одежды при пении «аксиос» («достоин»). Затем новопосвященный становится в ряд других священников, как равный.
Высшее духовное отличие пресвитера — это возведение его в сан ПРОТОИЕРЕЯ, или по-древнему наименованию — ПРОТОПРЕСВИТЕРА, а в монашестве — в сан ИГУМЕНА и АРХИМАНДРИТА. Звание протоиерея возлагается уже не через Таинство и не в алтаре, а подобно протодиакону, совершается среди храма рукоположением благословения, молитвою и наречением.

Епископ. Патриарх

По древней традиции в сан епископа посвящают только священников, принявших монашеский чин (архимандритов). Все архиереи — монахи. Если архиерей принимает схиму (СХИЕПИСКОП), он должен оставить управление епархией.
Сан епископа в административном отношении имеет пять степеней:
ВИКАРНЫЙ ЕПИСКОП (викарий — наместник) — имеет власть над приходами небольшого города или группы сел, которые называются «викариатством». Издревле он назывался
«ХОРЕПИСКОП» — т.е. епископ паствы, состоящей из нескольких селений (греч. «хора»). Назначается он для помощи архиепископу или митрополиту в делах епархии.
ЕПИСКОП — управляет приходами целой области. Эта область и называется епархией.
АРХИЕПИСКОП (старший епископ) — епископ старшего в области или стране города. Он управляет епархией большого размера.
МИТРОПОЛИТ (греч. «митир»-мать, «полис»-город) — епископ большого города и прилегающей области (обычно столицы или главного города области), в которых, как бы от матерей, берут свое посвящение архипастыри прочих Церквей. Звание митрополита, как старейшего епископа, соединяет в себе преимущества архиепископа и экзарха. Митрополит может иметь наместников в лице викарных епископов.
ЭКЗАРХ (начальник) — начальствующий епископ большого столичного города; ему подвластны несколько епархий, входящих в состав экзархата с их епископами и архиепископами, которые являются его наместниками. Самый высший чин Церковной иерархии —
ПАТРИАРХ (отец отцам, или отценачальник). Если к монашескому имени епископа всегда добавляется название управляемой им епархии, то к имени Патриарха — полное название возглавляемой им Поместной Церкви.
Вообще, имя и звание епископа и архиерея (первосвященников), пришло к нам из Ветхого Завета (см. 2Ездр. 9,39-40; 2Мак. 3,21).
В Новом Завете — Сам Иисус Христос называется «Блюстителем душ» наших (1Петр. 2,25) и Архиереем (Первосвященником) (Евр. 4,14; 7,26).
Обязанность епископа совмещает во всей полноте обязанности пресвитера — «учить, священнодействовать и управлять», наставлять и утверждать вверенную ему паству в вере, благочестии и добрых делах. Но, если пресвитеры призваны назидать Словом Божиим принадлежащих храму их, то епископы обязуются к тому во всей своей епархии! Сверх того, епископ имеет власть совершать святое Миро; Рукополагать достойных для священнослужения; благословлять для церковнослужения; по примеру Иисуса Христа — Великого Архиерея подавать верующим благословение обеими руками (Марк. 10,16); освящать храмы Божии или вместо них Антиминсы и прочее и прочее. Посему епископ и называется «святителем».
Вся полнота Церковной власти и управления принадлежит в епархии епископу. По власти, данной епископам от Христа и апостолов, епископы преимущественно присутствуют на Соборах, разрешают все недоумения священно- и церковнослужителей, удовлетворяют духовные нужды верующих, и поэтому называются «владыками».
Чин Рукоположения во епископа совершается согласно с древним преданием «наречением и посвящением». По священному сану епископы равны между собой, поэтому их Рукоположение совершается не одним, а несколькими святителями, соборно.
Вначале, при кратком богослужении, избираемый нарекается епископом известной епархии, чем призывается, подобно апостолам, в «ловцы человеков»: «…благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, человеколюбче, слава Тебе!» — поется на этом богослужении.
Посвящение или венчание во епископа, по Уставу Церкви, должно быть празднованием верующих о новом своем архипастыре. К собору епископов старшие пресвитер и диакон, как представители, из среды которых избирается на степень епископа, приводят облаченного в одежды пресвитера избираемого, и он, после троекратного поклонения святителям и своего изъявления принять архиерейскую хиротонию, во всеуслышание исповедует Православную веру чтением Символа. Затем избранник дает обещание блюсти правила святых апостолов, Соборов и прочие каноны и уставы Церковные; хранить мир Церкви; назидать людей в вере и благочестии; повиноваться установленной власти; быть в союзе мира и любви с прочими пастырями; с любовью и страхом Божиим управлять вверенной ему паствой. Текст этого обещания, подписанный им самим, он передает первому из собравшихся архиереев.
После присяги, нареченный принимает благословение от начальствующего и целует десницы святителей, нарекших его во епископа. Новопоставленный подводится к алтарю, где его принимает уже весь собор архиереев.
Само Рукоположение совершается сразу после чтения Апостола. Нареченный преклоняет колена перед святым Престолом. Архиереи возлагают на голову посвящаемого раскрытое Святое Евангелие в знак того, что он должен руководствоваться и подчиняться всем заповедям и учению Священного Писания. Первенствующий святитель произносит над коленопреклоненным, при троекратном его благословении и при возложении на главу его правых рук всеми служащими святителями, слова таинственного Рукоположения и молится о нем Господу. Затем новый епископ облачается в архиерейские одежды и знаки при пении «аксиос».
В конце Литургии, посередине храма, новопосвященному вручается пастырский жезл в ознаменование пастырской и отеческой власти. Вручение жезла восходит к древней Церкви: именно жезл Аарона, первого священника Земли, дал почки, расцвел и принес миндаль (Числ. гл.17). Принимающему посох внушается «блюстися всякаго зла и всякия неправды, вооружаться же молитвою и постом против всяких соблазнов. Жезлом да пасет вверенную ему паству Христову: послушным да будет жезл укреплением, на непослушных тот же жезл да употребляет». После вручения святительского посоха епископ может благословлять верующих двумя руками, в воспоминание благословений Христовых.

Окончание

Итак, братья и сестры, Таинством Священства мы завершаем рассказ о семи Таинствах Церковных. Давайте подытожим все вышесказанное.
Слово «Таинство» заимствовано из Писания. Оно означает и вообще тайну спасения мира Сыном Божиим (1Тим. 3,16), и Церковные священнодействия или приложения этой Тайны к жизни верующих (1Кор. 4,1; Еф. 5,32).
Богослужение Православной Церкви зиждется на семи Таинствах, как дом премудрости Божией, утвержденный на семи столпах (Притч. 9,1). Таинств — семь, потому что столько указано Словом Божиим, и, может быть, согласно священному значению числа семь, которое в Писании выражает достойность и полноту (Лев. 26,24; Псал. 78,12). Если же действие благодати Божией безпредельно, а Таинств семь, то значит Таинства суть чрезвычайные, открытые для всех и являются средствами для принятия благодати Божией и помощи Господа ко спасению. Все семь Таинств, как пособия немощному человеку, спасительно объемлют всю жизнь верующего от рождения до смерти. В каждом из этих Таинств силою Духа Святого совершается действие невидимое, сверхъестественное.
В Крещении человек освобождается от всех грехов, которые, до принятия этого Таинства, содержали его в духовной смерти, удаляли от Бога. Крещением человек возрождается в жизнь духовную и благодатную.
В Миропомазании крестившийся получает благодать, укрепляющую его в духовной жизни.
В Елеосвящении христианин, имеющий телесные болезни, врачуется от них силою молитвы и святого елея, или, если Господь не благоволит восстановить его здоровье, то получает благодать укрепления в борьбе против искушений и страстей.
В Покаянии христианин врачуется от болезней духовных, от грехов, которым он подвергся после Святого Крещения своего.
В Причащении человек питается дивной, великой, благодатной пищей — истинным Телом и Кровью Спасителя — для сохранения жизни духовной и преуспеянии в духовных совершенствах.
В Таинстве Брака Господом подается благодать, освящающая супружество, и содействующая к благословенному рождению и воспитанию детей.
В Священстве избранный из верующих получает благодать духовно возрождать и воспитывать других в благодатной жизни, посредством Слова Божия и спасительных Таинств.
Во всем этом открывается великое Божие милосердие к нам, грешным. Все это, братья и сестры, мы должны хранить в памяти и за все благодарить Господа Спасителя нашего, так премудро устрояющего наше с вами спасение.
Слава Тебе, Господи!

Comments are closed.