Таинство миропомазания

Что такое Миропомазание? Кем установлено это Таинство?

Миропомазание — это Таинство, в котором человек, возрожденный через Таинство Крещения, при помазании частей тела Святым Миром получает дары Святого Духа, взращивающие и укрепляющие его в духовной жизни.
В Таинстве Крещения человеку дается новая духовная жизнь, так же как плотское рождение дпет человеку возможность существовать. Таинство Миропомазания же дает человеку силы, необходимые для развития и укрепления этой новой духовной жизни. Как в жизни естественной человек имеет нужду в воздухе, свете и тепле, так и в духовной жизни ему необходимы благодатные силы Духа Святого, которые служили бы для него и духовным теплом, и духовным светом, и духовным воздухом; и при помощи которых он мог бы не только поддерживать свою новую духовную жизнь, но и постепенно укрепляться в ней и возрастать. Эти-то «Божественные силы, яже к животу и благочестию» (2 Петр.1, 3) подаются каждому, возродившемуся в Крещении через Таинство Миропомазания.
Для Миропомазания в Церкви употребляется Миро. Миро — слово греческое и означает «жидкая мазь» или сок от растений. Миро употреблялось еще в Ветхом Завете для помазания первосвященников, царей и пророков. Сначала, по повелению Божию Миро состояло из пяти составных частей: смирны или мирры, корицы, благовонного тростника, кассии и елея (Исх. 30, 23-25). В состав Мира Православной Церкви, ввиду многих развивающих и укрепляющих сил, подаваемых этим Таинством, входит порядка пятидесяти частей.
По правилам Церкви, Миро всегда и везде освящалось только епископами. В Россию Миро присылалось из Константинополя, т.к. мы состояли под властью Константинопольского патриарха. Там, в Константинополе, Миро варилось и освящалось не в определенное время, а по мере надобности: нужно было Миро в России — архиереи посылали за ним уполномоченных, и патриарх освящал его специально для нас. Это, конечно, было неудобно и Миро стали приготовлять и освящать в конце концов прямо в России. Древний обычай предоставил это право только Киевскому и Московскому владыкам, а теперь — Патриарху.
Мироварение совершается в Москве. Оно начинается в понедельник Страстной недели, а освящается в Великий Четверг. Патриарх в мироварной палата благословляет священникам вливать в котлы виноградное вино и масла и всыпать прочие вещества, и сам возжигает под котлами огонь. Потом патриарх начинает чтение Евангелия, которое продолжают после него священники и читают непрерывно до Великого Четверга. Диаконы в это время постоянно размешивают в котлах варимое Миро особого вида веслами, оканчивающимися вверху серебряными крестами. В Великий Четверг, перед Литургией, сваренное и процеженное Миро переносится в сосудах с Крестным ходом из мироварной палаты в собор и освящается во время Литургии на престоле. После этого, Миро передается епархиальным архиереям, которые, в свою очередь, передают определенное количество его благочинным, а те — священникам, непосредственно совершающим Таинство.
Таинство Миропомазания установлено Самим Господом. Неоднократно предсказывая Своим ученикам о ниспослании от Отца Всесвятого Духа (Ин. 14, 16-17), Господь, перед самым Своим Вознесением, повторил это обетование: «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лк. 24,49).
И вот, на пятидесятый день по Воскресении Господа нашего Иисуса Христа, все апостолы вместе с Пречистой Божией Матерью, с другими учениками Христовыми и прочими верующими находились в одном доме в Иерусалиме. У евреев был тогда великий праздник Пятидесятницы — в память Синайского законодательства. Был третий час дня по еврейскому счету часов, или по нашему — девятый час утра…
Внезапно послышался шум с неба и наполнил весь дом, где находились святые апостолы. Явились огненные разделяющиеся языки и почили по одному на каждом из апостолов. Тогда все они исполнились Духа Святого и начали говорить на других языках, как Дух давал им проповедовать (Деян. 2, 1-4). Этот дар особенно нужен был апостолам, т.к. они шли с проповедью о Христе не только к евреям, но и по всему миру — к язычникам, говорившим на разных языках.

Как совершается Таинство Миропомазания?

Священник читает молитву «Благословен еси Господи Боже Вседержителю…», которой испрашивается дарование крещаемому печати дара Духа Святого. Затем омокает кисточку в сосуд с Миром и крестообразно (чем дает разуметь, что дары Духа Святого подаются ради страданий и крестной смерти Единородного Сына Божия) помазует новокрещенного на челе, на очах, ноздрях, устах и ушах, на груди, на руках и ногах. При каждом знамении креста, священник произносит: «Печать дара Духа Святаго, аминь». Как печать, приложенная к какому-нибудь документу, делает этот документ достоверным и действительным, так и запечатление христианина священным Миром служит непререкаемым свидетельством принадлежности его Богу. Святой Ефрем Сирин говорил: «Печатью Святого Духа запечатлены все входы в душе твоей, печатью помазания запечатлены все члены твои. Царь как бы положил на тебя письмо свое, наложив на него печать огня, да не прочтут его чуждые и не испортят письмен».
Интересно то, что первоначально апостолы совершали Таинство дара Духа Святого через возложение рук на крещенных. Но это было удобно тогда, когда число крещенных было невелико. Потом, когда число это стало все более и более возрастать, а число апостолов оставалось прежним, возложение рук было заменено Миропомазанием.
Итак, после того, как тело помазано, все крестники и крестные с зажженными свечечками и во главе со священником трижды обходят вокруг купели с пением стиха: «Елицы во Христа креститстеся, во Христа облекостеся. Аллилуйа!» (Гал. 3,27) или «Все вы во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Славьте Бога!» Шествие вокруг купели совершается против движения солнца, навстречу ему и выражает вступление новопросвященного в вечный (круг — символ вечности) союз со Христом — Светом мира.
В древние времена Крещение и Миропомазание совершались не в храме или его притворе, а в особом здании — баптистерии (крещальне). Поэтому, сразу же после Миропомазания новокрещенных, облаченных в белые одежды и со свечами в руках, священнослужители вели в храм, чтобы уже с ними совершить радостную Пасхальную Литургию. Значит, шествие вокруг купели также означает радость. Священник впереди — это, с одной стороны, знак того, что и он принимает живое участие в этой радости, а с другой стороны — выражает мысль, что радость христианина, сколько бы она ни была велика, не должна выходить из разумных пределов и приличий, а должна быть охраняема Церковью или ее представителем — священником. Зажженые свечи тоже выражают радость: в дни торжеств и праздников в наших домах всегда много света. Кроме того, свечи означают духовное просвещение крещаемого: его душа чиста, как белый снег и облачена в светлую духовную ризу.
После шествия читают Апостол (Рим. 6,3-11), где раскрыта мысль о плодах, какие приносит человеку Крещение; и Евангелие (Мф. 28,16-20), где говорится о явлении Господа апостолам в Галилее: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Но перед чтением Апостола поется стих-прокимен из 26 Псалма: «Господь Просвещение мое и Спаситель мой: кого убоюся?». Господь сказал: «Всякий, делающий злое — ненавидит свет и не идет к свету, дабы не обличились дела его, потому что они злы» (Ин. 3,20), — и потому-то злые дела творятся большей частью в потемках, или, по крайней мере, скрытно. Но мне, как бы говорит крещенный, нечего бояться тьмы! Господь — мой Свет и для меня нет мрака! Злые люди, злые силы не причинят мне вреда: Господь — Спаситель мой, Он спасет меня!
После чтения Евангелия произносится ектения «Помилуй нас, Боже…», в которой есть особые прошения о восприемниках и новопросвещенном.

Обряды восьмого дня

Окончанием Таинства Миропомазания являются т.н. обряды (последования) восьмого дня. К ним относятся: омовение, пострижение волос и, отдельным обрядом, но неразрывно связанным с предыдущими — обряд воцерковления.
Почему они носят название «восьмого дня»? В ранней Церкви, когда Крещение было связано с Пасхой, они совершались в следующее после Пасхи воскресенье, т.е. на восьмой день. В Библейском откровении число семь является символом мира, сотворенного Богом, и поэтому, совершенного и законченного. Следующий день — восьмой — день ЭТОГО мира, день, который начинается от Воскресения Христова; и Таинства, совершенные в этот день, означают возвращение в «мир сей», начало христианской жизни.
Первый обряд восьмого дня — это омовение (чтобы святыню предохранить от какого-либо осквернения) с тела новокрещенного святого Мира. В древности новопросвещенный семь дней не снимал с себя белой одежды, избегал мирских развлечений, проводил время в посте и молитве. В течение всей Пасхальной Седмицы новокрещенные ежедневно собирались в храме для слушания проповедей, объясняющих Таинство Евхаристии (Причащения). Сейчас — смывание святого Мира и острижение совершаются непосредственно в день Крещения и Миропомазания.
Как добрая и ласковая мать, омывая ребенка, приговаривает нежные слова, так и священник, омывая Божие дитя, говорит ему: «Вот ты и крестился, и просветился, и миропомазался, и освятился и омылся во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь».
После омовения, священник читает молитву о том, чтобы Господь благословил новокрещенных с восприемниками. Потом крестообразно постригает волосы новопросвещенных с произнесением слов: «постригается раб Божий… во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь». У этого обряда, как минимум, три значения — он означает:

  • благодарственную жертву новокрещенного, которая является его собственностью, и которую он может дать без всякого ущерба для себя;
  • что со дня Крещения человек становится не только сыном Божиим, но и послушным, и верным, и покорным работником Его;
  • что человек посвящает себя служению Богу, подобно тому, как постригаются монахи и священники.

По объяснению книги «Лифос» (камень,- греч.), написанной в 1644 году Киевским митрополитом Петром Могилою, обряд этот, кроме всего прочего, означает, что постриженный становится воином Христовым и должен переносить все терпеливо, как без боли переносит стрижение волос.
Воцерковление — это послекрещальный обряд принесения младенца в храм, а если это мальчик, то даже введение его в Святая Святых. По примеру Божией Матери, которая в сороковой день по Рождении Иисуса Христа принесла Его в храм представить Господу, каждая мать-христианка должна сделать то же.
Священник возносит молитву сперва о матери, чтобы Господь сподобил ее Причаститься Тела и Крови Христовых (до сорокового дня жены-родильницы не допускаются до Причащения), а затем — о младенце, чтобы Господь освятил, вразумил, уцеломудрил его и благословил на всякое доброе дело. После этого священник совершает обряд воцерковления: берет крещенного за руку, подводит его к Царским Вратам и произносит: «Воцерковляется раб Божий… во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь; внидет в дом Твой и поклонится ко храму святому Твоему». Далее, если воцерковляется женщина (девочка), она прикладывается к обеим половинам Царских Врат, а священник читает молитву «Ныне отпущаеши рабу Твою, Владыко»; а если мужчина (мальчик), священник входит с ним в алтарь, обводит вокруг престола и выходит из алтаря. Затем новокрещенный также прикладывается к обеим иконам на Царских Вратах, а священник произносит «Ныне отпущаеши…» После этого, священник производит отпуст и новокрещенные целуют Крест.
Братия и сестры! Святые Отцы говорят: «Дух Святой освящает все существо наше: через помазание чела — освящает ум наш и мысли, чтобы мы думали только о том, «что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно и что только добродетель и похвала» (Флп. 4,8); через помазание груди освящает наши чувствования и желания, чтобы мы любили не мир и что в мире, а Бога и Божие; через помазание органов чувств, освящает все наши чувства, слова и язык, чтобы мы воспринимали и чувствовали одно только доброе; через помазание рук и ног, освящает все дела и поведение человека, — одним словом, через помазание изливаются на человека «все дары Святого Духа: Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия и Дух страха Божия!» (Ис. 11,2).» Так давайте же беречь эти дары Божии, хранить их как величайшее сокровище, в сравнении с которым ничего не значат все земные блага!

Comments are closed.