Награды Православной Церкви

Большая часть наград Православной Церкви унаследована из древнехристианских традиций (награды литургического характера) или из практики синодального периода (орденская система).

Кресты
Медали
Ордена
Литургические награды

Основные разновидности церковных наград

Здесь помещена информация об основных разновидностях церковных наград, существующих сегодня в Русской Православной Церкви. Большая часть из них унаследована из древнехристианских традиций (награды литургического характера) или из практики синодального периода (орденская система).

Что касается наград литургических:

  • диакон может быть награжден правом ношения двойного ораря,
  • иерей (и иеромонах) — золотым наперсным крестом,
  • протоиерей — набедренником, палицей, крестом с украшениями, митрой, правом служить при отверстых Царских Вратах до Херувимской и до Отче наш,
  • архимандрит — правом употребления посоха при богослужении и ношения второго креста,
  • архиепископ — правом ношения креста на клобуке, именной или памятной панагией,
  • митрополит — правом служения с предносным Крестом и ношения двух панагий…

Священноначалием Русской Православной Церкви в течение последних десятилетий создана стройная система орденов и медалей, отмечающих подвиг и вклад наших современников — священно- и церковнослужителей и мирян — в дело возрождения русской православной духовности, на благо вере и Отечеству. На сегодняшний день эта система включает восемь орденов различных степеней и три медали. Кроме того, так же, как в Русской Церкви до революции духовенство могло награждаться благословенными грамотами Святейшего Синода, в современной практике духовных лиц, а также и мирян награждают Патриаршими и Архиерейскими благословенными грамотами.

Художественно наиболее выразительной из них является грамота, посвященная 2000-летию Рождества Христова. Богато орнаментированная, она увенчана красочной репродукцией полукруглой иконы «Рождества Христова», находящейся над православным престолом в вифлеемском Рождественском Вертепе. Слева и справа грамота украшена цветными фотографиями Храма Гроба Господня в Иерусалиме и базилики Рождества в Вифлееме.

Ордена и медали Русской Церкви могут вручаться любому из ее членов независимо от сана, происхождения, имущественного или сословного ценза. Митрополит и сельский батюшка, ученый богослов и скромный сотрудник просветительных и медицинских учреждений, иерей и мирянин — награда каждого определяется его трудом и верой, а не чином и общественным положением. Как сказано в известной пасхальной беседе святителя Иоанна Златоуста, тот, кто пришел на ниву церковного подвига не с утра, но с полудня, и даже не с полудня, но лишь к вечеру, и даже, как многие из нас, «к одиннадцатому часу», т.е. на склоне лет, равно ублажается и равной удостаивается награды. Никому и никогда не поздно присоединиться к великому общему деланию Святой Церкви.

Краткий исторический обзор

Даже краткий исторический обзор показывает, что большая часть литургических богослужебных отличий, присущих тому или другому духовному сану (прежде всего епископскому), имела при первоначальном своем появлении характер награды. Многие из них были приняты в таковом качестве и Русской Православной Церковью. Так, если с 1675 г., по определению Московского Собора, крестчатые ризы стали в Русской Церкви общей принадлежностью епископов, то с 1798 г., когда император Павел усвоил полиставрий настоятелям придворных храмов, его стали носить и священники.

В 1652 г. царь Алексей Михайлович писал митрополиту (еще не Патриарху) Никону: «Казанского (митрополита) благословил Патриарх Иосиф, да и мы пожаловали — велели по-прежнему в саку (саккосе) служить».Двадцать лет спустя, на праздник Рождества Христова, тот же Алексей Михайлович пожаловал «в саккосе служить» архиепископу Суздальскому Стефану.

Митра была в XV в. в Русской Церкви прерогативой епископов, но в 1675 г. пожалована архимандритам Троице-Сергиева монастыря, Рождественского монастыря во Владимире и Чудова в Москве. По указу Петра I с 1705 г. она сделалась общим отличием архимандритов, с 1797 г. — также и некоторых протоиереев или протопресвитеров.

Последнее событие связано с именным указом императора Павла I Святейшему Синоду от 18 декабря 1797 г. В нем, среди прочих указаний к улучшению быта духовенства и подъему его достоинства, сказано: «А дабы священники могли за отличные заслуги удостоиться и особливых почестей, определяем в пользу белого священства: во-первых, получение креста для ношения на цепи на шее; во-вторых, употребление фиолетовой бархатной камилавки или скуфьи; и, наконец, третие, для знатнейших из них митры, каковую употребляют архимандриты, с тем, однако ж, что сии отличные почести не инако, как по воле или утверждению нашему даваемы или дозволяемы будут» [22, с. 822].

Так в Русскую Церковь была законодательно введена целая иерархия священнослужительских наград: скуфья, наперсный крест, камилавка, митра.

Уже вскоре после указа лишь награждение митрой осталось в непосредственном усмотрении Высочайшей власти. Епархиальному архиерею законодательством было предоставлено награждать священников и протоиереев лишь набедренниками и бархатными скуфьями. (Черную скуфью разрешалось и прежде носить всем священнослужителям при богослужении на открытом воздухе.) При этом скуфья могла даваться лишь через три года после награждения набедренником. Остальные награды оставались в компетенции Святейшего Синода.

Особенностью синодального периода в истории Русской Церкви (1722-1917 гг.) было также распространение на лиц духовного звания общей наградной системы Империи. Со времени царствования Павла I духовенство имело право в установленном порядке получать ордена и медали Российской Империи, в соответствии со статутом того или иного ордена.

Для награждения духовенства предусматривалась лишь часть русских орденов: ордена святого апостола Андрея Первозванного, святого Александра Невского, святого Владимира и святой Анны. Кроме того, духовные лица за участие в боевых действиях могли награждаться орденом святого Георгия. При этом законодательно оговаривалось, что награжденные именуются не «кавалерами» соответствующего ордена, а лишь «причисленными» к нему. Ордена, полученные на светской службе, сохранялись их носителями и при вступлении в клир, и даже при пострижении в монашество. Равным образом иереи-орденоносцы сохраняли свои награды в случае принятия монашества. Лишь при лишении сана по церковному суду ордена снимались [5, § 17].

Получить тот или иной орден духовному лицу было не так просто. Диаконы и причетники лишь за десять лет усердной службы удостаивались права на получение серебряной нагрудной медали на Александровской ленте. Священники и протоиереи могли быть представлены к ордену Владимира IV степени к 50-летнему юбилею служения в священном сане. Псаломщики к такому же юбилею могли получить золотую медаль с надписью «За усердие» для ношения на шее на Аннинской ленте. Представители военно-морского духовенства награждались теми же наградами за беспорочную службу в течение 35 лет [5, § 22].

Разумеется, указанные сроки и правила относились к наградам по положению. Многие представители иерархии и духовного сословия получали эти и другие награды вне установленного порядка по усмотрению священноначалия или Высочайшему изволению. Церковные старосты и другие светские лица могли быть награждены за церковную службу медалями в такой последовательности: нагрудные серебряные на лентах — Станиславской и Аннинской, золотые — на тех же лентах; серебряные для ношения на шее — на Станиславской, Аннинской, Владимирской и Александровской лентах; золотые шейные — на тех же лентах. В исключительных случаях бывали даже медали, украшенные бриллиантами. Женщины, служащие женских епархиальных училищ, награждались Мариинским знаком отличия беспорочной службы.

Обычно награждения духовенства производились к празднику Пасхи. В 1896 г. награды были приурочены ко дню коронации Николая II — 22 мая. В конце XIX в. было принято осуществлять награждение ко дню рождения Государя Императора — 6 мая.

Comments are closed.