«Всюду Бог, и в общении с Ним через священника нуждаются люди…» Схимитрополит Иувеналий (Тарасов)

Бабушкина молитва

Протоиерей Василий Рачок родился 12 июня 1958 года в селе Сокирница Хустского района Закарпатской области. Несмотря на усиленную атеистическую пропаганду и запущенную репрессивную машину, на Украине, тем более Западной, православные традиции сохранились. Семья Рачок хранила веру, особенно ее старшее поколение. Утром и вечером в доме звучала молитва. Отец Василий помнит, как его, пятилетнего ребенка, мама возила по монастырям. Именно в этот момент было брошено в благодатную землю зерно веры – оно проросло, окрепло и созрело.
Почти все детство отца Василия прошло с бабушкой Анной Васильевной. Родители вынуждены были уехать на заработки. Внук очень любил наблюдать, как молится бабушка, вслушивался в нежный напев, старался запомнить каждое словечко. До сих пор отец Василий с благоговением вспоминает бабушкины вечерние молитвы и удивляется тому, как незаметно для себя выучил их все, а ведь в пять лет грамоты еще не знал!
– Два или три раза я послушал, – рассказывает батюшка, – когда бабушка читала молитвы, а потом и говорю: «Бабушка, проверьте меня». Несколько раз повторил, потому что ошибки были – и  все, запомнил. Так благодаря бабушкиной молитве выучил и «Отче наш», и «Богородице Дево, радуйся», и «Символ веры».
Окончив в 1976 году среднюю школу, Василий ушел в армию, где прослужил два года в инженерных войсках противовоздушной обороны. По возвращении встал вопрос о будущей профессии. Но оказалось, что Василий уже все обдумал: он решил посвятить свою жизнь пастырскому служению и попросил у родителей благословение на поступление в семинарию.
– Для родителей мое решение не было неожиданным, они только обрадовались, – рассказывает протоиерей Василий Рачок. – У нас в семье были священнослужители: мои братья, двоюродный и троюродный, – отец Василий Чепканич и отец Василий Кадар (ныне покойный). Я с ними поддерживал общение, вел переписку. Но прежде чем поступать, мне надо было подготовиться – дома такой возможности не было.
– Сегодня молодые люди имеют возможность наблюдать за деятельностью священника, – продолжает повествование отец Василий, – участвовать в службах, присутствовать на встречах со священником. А в годы моей юности был строгий контроль и множество всяких запретов. Мы понимали – единожды сделав выбор, назад пути нет.

Начало пути

В 1979 году в родном селе в храме Архангела Михаила Василий обвенчался с Василисой Васильевной Майор.
– С матушкой Василисой мы хорошо знали друг друга с детства, – рассказывает отец Василий. – Жили в одном селе, вместе выросли и более того были соседями. Перед свадьбой состоялся разговор, я сказал, что хочу посвятить свою жизнь служению Богу. Подумав, матушка согласилась, сказав, что жена должна настраиваться на то, чтобы всегда быть с мужем. Знаете, как говорится, «куда иголка, туда и нитка».
В том же году Василий Рачок приехал в Иркутскую епархию к двоюродному брату постигать нелегкую пастырскую науку. Около полугода молодой человек жил при храме и помогал в алтаре, готовился стать священником. 20 апреля 1980 года архиепископом Иркутским и Читинским Серапионом (Фадеевым) Василий был посвящен во диаконы, а на следующий день в сан пресвитера.
Вот что вспоминает о тех событиях отец Василий:
– Был апрель, я уже готовился поступать в семинарию и не успел. Как я узнал позже, владыке Серапиону сообщили, что в Улан-Удэ при Вознесенском храме есть ставленник. В Неделю святых жен-мироносиц владыка приехал с архимандритом Алексием (Кутеповым) (сегодня митрополит Тульский). И за воскресной Литургией 20 апреля меня рукоположили во диакона. Владыка принял решение остаться еще и на следующий день, чтобы совершить хиротонию во священника с назначением на должность клирика Вознесенского храма города Улан-Удэ. Лишь только после этих событий я поступил в Московскую Духовную семинарию. Так вообще редко бывает, – говорит батюшка. Но жизнь отца Василия по воле Божией была наполнена такими вот «исключениями из правил».
Через некоторое время матушка Василиса из отчего дома перебралась к отцу Василию в Улан-Удэ. С тех пор так и повелось в их семье – куда батюшка, туда и матушка – она всегда рядом с ним. Вознесенский храм в те годы был единственным храмом во всей Бурятии. В течение двух лет (с 1980 по 1982 годы) иерей Василий служил четвертым священником. Работы при храме хватало всем, службы проводились ежедневно: одни священники служили, другие исполняли требы, кто-то пел на клиросе.

Пастырское служение

В июле 1982 года – новое назначение – при иркутском Знаменском кафедральном соборе. Семья переезжает в Иркутск. Год спустя, 15 июня 1983 года иерей Василий получил первое в своей жизни назначение на место настоятеля Свято-Никольского храма поселка Листвянка Иркутской области. Это был небольшой приход из 15 человек. Но на Пасху в храме собиралось до 30 человек. Часто захаживали туристы-иностранцы, которые приезжали полюбоваться красотами рубежей государства Российского с обязательным отдыхом на берегах озера Байкал.
Два года спустя, в феврале 1985 года, вследствие перемещения архиереев и по личной просьбе батюшка переходит в Курскую епархию, получив место настоятеля Александро-Невской церкви города Старый Оскол.
Протоиерей Василий Рачок прослужил настоятелем Александро-Невского храма с 25 февраля 1985 года по 11 августа 1994 года.  По сложившейся традиции отец Василий возглавил и Старооскольское благочиние, в состав которого в 1980-е годы входило четыре района – Старооскольский, Губкинский, Чернянский и Новооскольский.
Прихожанка Александро-Невского собора Ксения Васильевна Котенева рассказывала о первой встрече нового настоятеля: «Отец Василий запомнился как очень скромный батюшка. У входа в храм он сказал: «Здравствуйте, я приехал из Иркутска, буду вашим священником».
Протоиерей Василий Рачок так вспоминает свое знакомство с прихожанами накануне Великого Поста:
— Я приехал в Александро-Невский храм 25 февраля 1985 года. Это было Прощеное воскресение. Еще утром служил в Курске, а уже вечером прибыл в Старый Оскол к новому месту служения. К вечерней службе запоздал: из-за сильной гололедицы задержался в дороге. Вечернее богослужение провел второй священник, отец Валентин Гончаров. Первым встретил меня приходской староста Василий Константинович Яковлев (ныне клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Шаталовка). Прихожане встречали на пороге храма. Я сразу прошел в храм, представился, люди подходили под благословение. Так и произошло мое знакомство с прихожанами.
С чувством благодарности отец Василий тепло отзывается о своих первых помощниках – старосте Василии Константиновиче Яковлеве, чтеце Владимире Митрофановиче Третьякове и псаломщице Анастасии Ивановне Иванниковой.
С самого начала у отца Василия сложились неплохие отношения с секретарем исполкома А.В. Строгановым, который был председателем «Комиссии по содействию религиозным организациям».
– В ту пору редко какой храм можно было ремонтировать, тем более реконструировать, – продолжает свой рассказ отец Василий. – У нас такая возможность благодаря содействию местных властей появилась. Конечно, все работы велись только за счет прихода, но уже то, что власти разрешали ремонт, благоустройство, переделку бывшей мельницы под дом причта, – это было большим плюсом. Над главным куполом установили барабан с маковкой, который был утрачен в годы войны. Заменили полы в храме, начали расчистку территории, устроили калитку и лестницу у центрального входа, подновили роспись храма, на стенах добавили орнамент, приобрели новые иконы, покрыли паркетом пол алтаря. Луковицы, шары и кресты были покрыты сусальным золотом, купола позолочены, да еще по ним были добавлены звезды.

«Эти годы я никогда не забуду»

С началом горбачевской «перестройки» происходит потепление отношений между Церковью и властью. В прессе появляются положительные отзывы о религии. Советское правительство признает право граждан свободно исповедовать свою веру. Государственная власть возвращает Русской Православной Церкви статус юридического лица, разрешает вести благотворительную и просветительскую деятельность, создавать фонды. Годы «перестройки» не только привели к «реабилитации» религии в общественном сознании, но и породили огромный всплеск интереса общества к Православию.
В 1990 году главой Старого Оскола становится Иван Афанасьевич Гусаров. По его инициативе каждый храм закрепляется за крупным промышленным предприятием. Шефство над Александро-Невским храмом взял Стойленский ГОК, генеральным директором которого в то время был Федор Иванович Клюка. При его участии благоустроена территория, оборудован центральный вход церковного дома и капитальная лестница, проведено наружное освещение. В озеленительных работах принимал участие трест «Зеленстрой».
– Должен сказать, – продолжает свой рассказ отец Василий, – что за годы моего служения в Александро-Невском храме многие люди стали мне близкими, дорогими. А с некоторыми обрел и родственную связь через крещение детей. Это радует мое сердце. Мы и теперь встречаемся с прихожанами и всегда вспоминаем и радости, и печали. Приятно сознавать, что годы служения не прошли зря. Эти годы я никогда не забуду. Мы, как могли, старались сохранить то, что оставили нам в наследство предки. Ныне я служу настоятелем другого храма. На моем прошении о переводе владыка Иувеналий написал: «Удовлетворяю Вашу просьбу с болью в сердце. Но всюду Бог, и в общении с Ним через священника нуждаются люди…».
В настоящее время отец Василий Рачок продолжает служение в селе Долгая Поляна. 18 июня 2012 года он назначен на должность благочинного 2-го Старооскольского округа Белгородской и Старооскольской епархии. Отец Василий с матушкой Василисой воспитали троих детей. Старший сын Павел с ноября 2007 года служит настоятелем при храме Архистратига Михаила села Котово Старооскольского района Белгородской области.

Светлана Шестакова

фото К. Алексеев, В.Смотров

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

79 − 72 =