Храм в честь Рождества Христова (с. Солдатское)

Историческая справка

«Солдатское» — широко распространенное название населенных пунктов на территории южных уездов России. Название села на реке Котел связано с категорией служилых людей, появившихся в крае во второй половине XVII века, когда был образован Старооскольский солдатский полк со старой системой содержания служилых людей – наделения их землей. Еще в 1643-1646 годах земли по обе стороны реки Котел принадлежали оскольским служилым людям: Михаилу Короворотову, Степану Чикову, Ивану Переносову и другим. Однако в это время здесь были только дворовые места и займища, используемые в основном во время сенокоса, а основание села определяется более поздней датой. Источники сообщают, что в 1656 году в связи с перемирием в Русско-польской войне часть солдатских полков была распределена по домам в населенных пунктах недалеко от границы. Близость к тем самым границам, частые нападения татар на окраинные территории, опасность разорения и уничтожения поселений — все эти причины препятствовали заселению и освоению пустующих земель Оскольского края. Однако ситуация изменилась в 50-е годы XVII века. Два предприимчивых брата Фома и Яков Кортиковы обосновались на земле при реке Котел.
Занятую ими территорию братья поделили на две части: одну часть назвали Солдатскою, так как один из них был солдатом полка, набранного в Воронеже в 1658 году. Название поселения прижилось, став топонимом современного села Солдатское. Поскольку свободной земли в окрестности было очень много, то братья Кортиковы стали приглашать селиться здесь жителей из других мест, что постепенно привело к образованию села.
Историко-археологический сборник «Воронежская старина» за 1907 год сообщает, что в селе Солдатском в 1760 году была построена деревянная церковь в честь Рождества Христова. При этой церкви был стоящий отдельно деревянный (липового дерева) храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. За ветхостью храм был разобран, а материал использовали на иконостас (который поновлялся в 1864 году) в новостроящуюся каменную церковь в честь Рождества Христова с приделом во имя Покрова Пресвятой Богородицы («Воронежская старина». Вып. VI. 1907 г.).
По свидетельству автора исторического сборника, строительство каменного здания Христорождественской церкви началось 25 октября 1803 года. В 1819 году был освящен Покровский придел, а сама церковь в честь Рождества Христова с левым приделом во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца освящена в 1833 году. Храм в форме корабля и одноярусная колокольня были построены одной высоты. Первые ремонтные работы в храме проводились спустя 18 лет, в 1851 году.
В шестом выпуске «Воронежской старины» восстановлены имена священников, настоятельствующих в Христорождественском храме со второй половины XVIII века по 1905 год. За этот период сменилось 16 священнослужителей. Известно также, что издревле в приход церкви села Солдатское входили три деревни — Терновое, Присынок и Змиевка. Большой приход насчитывал в конце XVIII – начале XIX веков 5016 человек (644 двора). В связи с этим в 1770 году в штат храма были добавлены еще один священник и псаломщик.
В начале ХХ века при церкви состояло два священника: отец Михаил Карпович Чуев (с 1886 г.) и отец Митрофан Мешковский (с 1 сентября 1905 г.).
В первой половине ХХ века при церкви открыта церковно-приходская школа, разместившаяся в специально построенном для этих целей здании, называемом церковной сторожкой. А в деревне Терновой была устроена школа грамоты. Кроме того, в селе Солдатском имелась и земская школа, открытая в 1904 году. Численность населения Солдатского и прилежащих к нему деревень, составляющих единый приход (из 2925 человек), повлияла на такое количество школ в приходе. В то время он считался большим.
Здание церкви, пережив революцию и гражданскую войну, было закрыто в конце 1930-х годов. Духовенство подверглось репрессиям, новая волна прокатилась по стране в 1937 году. По приказу Политбюро ВКП(б) в течение четырех месяцев нужно было выявить и репрессировать тысячи «врагов народа». Одних – расстрелять (первая категория), а других отправить в лагеря на длительный срок (вторая категория). Документы, которые хранятся в УФСБ по Белгородской области, сообщают, что в это время в храме Рождества Христова села Солдатское (тогда Шаталовского района Воронежской области) служил священник Василий Агарков. Он попал во вторую категорию. «Доброжелатели» в лице агентов НКВД сообщали в своих донесениях, что «священник села Солдатское Василий Григорьевич Агарков среди населения проводит контрреволюционную деятельность против проводимых советской властью мероприятий…». Батюшку арестовали 29 июля 1937 года. Ему предъявили обвинение в пропаганде, которая содержала призыв к подрыву и свержению Советской власти с использованием религиозных предрассудков масс. «Популярная» в 1930-е годы 58-я статья предусматривала «лишение свободы на срок не ниже трех лет, с конфискацией всего или части имущества», а приговоренных по этой статье называли «политическими». 17 сентября 1937 года члены Тройки УНКВД по Воронежской области постановили: «Агаркова Василия Григорьевича заключить в исправтрудлагерь сроком на десять лет». Отец Василий был определен в лагерь в Томской области. Священник умер весной 1938 года, не отбыв и десятой доли своего срока. Через полвека, 27 апреля 1989 года, иерей Василий Агарков был полностью реабилитирован прокуратурой Белгородской области.
По воспоминаниям местных жителей Анны Михайловны и Николая Романовича Малаховых, «церковь стали разваливать в 1939 году, предварительно сняв кресты и колокола». По словам Алексея Федоровича Малахова, коренного жителя села Солдатское, еще в предвоенное время, вследствие глубоких трещин в здании храма, богослужения в церкви были приостановлены. Сельчане, забыв про благочестие, стали разбивать стены церкви и увозить кирпичи для хозяйственных построек. Иконы верующие перенесли в здание начальной школы (бывшей церковно-приходской), стоявшей напротив церкви.
Во время оккупации богослужения возобновились в одной из классных комнат школы. Службу с августа 1942 по август 1943 гг. правил священник Митрофан М. (фамилия неразборчива). Его имя сохранилось в документах в Государственном архиве г. Воронежа.
Помнят селяне и протоиерея Василия Панченко, который еще до войны в Христорождественской церкви занимал должность дьякона, а с сентября 1943 года служил настоятелем.
Супруги Анна Михайловна и Николай Романович Малаховы рассказывали, что в церкви оставалось много книг из церковной библиотеки. С приходом немцев в село все книги вынесли за пределы церкви «на сжигание». Книги не горели, селяне выхватывали их из огня и уносили домой.
Сохранившиеся книги после войны жители села принесли в «новую» церковь. Ее устроили в уцелевшей колокольне, так как сразу после войны здание начальной школы было восстановлено и приспособлено под квартиры учителям. Местная власть решила, что община верующих потеряла права на это здание, потому что в течение двух с лишним лет после освобождения района религиозная община не предъявляла никаких требований на это помещение и мер к восстановлению не предпринимала.
Позже в бывшей сторожке-школе разместился сельский совет.
Для того, чтобы хоть немного затеплить огонек церковной жизни, верующие в 1944 году к храму-колокольне сделали маленькую пристройку при входе «ввиду крайней нужды». Но и это здание местная власть не желала отдать верующим, так как после освобождения села от немецко-фашистских захватчиков уцелевших помещений для общественных нужд практически не осталось, и возникали трудности с размещением учреждений. Власть требовала снести сооружение, уверяя, что навес над входом был выполнен без соблюдения правил пожарной безопасности. Протоиерей Василий Панченко в заявлении, написанном на имя Уполномоченного по делам РПЦ по Воронежской области, сообщает, что «пристройка никакой опасности не несет и никому не мешает, стены разобраны, а столбы укреплены». Сложившаяся ситуация вызвала недовольство и негодование среди верующих, поскольку ранее сельский совет уже занял здание церковной сторожки, так необходимой для нужд верующих. Председатель сельсовета, желая показать, «кто в доме хозяин», заявил, что здание храма принадлежит сельскому совету, и поэтому он будет взрывать стены. Несколько раз верующие обращались в райисполком.
Наконец, в этом деле была «поставлена точка» — ситуация разрешилась в пользу верующих. Религиозная община была официально зарегистрирована в 1944 году, а здание церкви передано в пользование верующим.
Из докладной записки, составленной в 1947 году новым настоятелем протоиереем Феодором Рогозинским, узнаем о состоянии здания церкви, в которой сообщается, что от бывшего храма остались развалины. Сохранилась средняя его часть и колокольня, прежде соединенные между собой. Крыша колокольни снята. Отсутствует и крест. Остался остов колокольни. Словом, стоят два полуразрушенных остова.
В документе сообщается и о внутреннем убранстве: «Небольшая часть, выделенная под алтарь, огорожена деревянной перегородкой, заменяющей иконостас. В центре алтарной части установлен столик, где находятся антиминс и Евангелие. Перегородка, отделяющая алтарь от средней части, увешана пожертвованными иконами с лампадками. На стенах весят деревянные иконки. У южной стороны перегородки выделено место для клироса. Перед Царскими вратами находится столик с иконою и за ним деревянный подсвечник для возжигания свеч».
Очевидно, что храму давно требовался капитальный ремонт, но в конце 1950-х годов начались так называемые хрущевские гонения. По всей стране советская власть закрывает храмы. Однако церковь села Солдатское продолжала действовать. В 1960 году проходит долгожданный ремонт храма: отремонтировали несущие конструкции стен, столбов, кровлю и фундамент.
И все-таки власти предпринимают очередную попытку к ее закрытию. 20 июня 1961 года экспертная комиссия обследовала часть здания церкви и установила, что оставшаяся от разборки церкви часть — куполообразная колокольня — непригодна к эксплуатации. В адрес Уполномоченного по делам РПЦ по Белгородской области был направлен Акт технического состояния здания Солдатской церкви, в котором исполком районного Совета депутатов трудящихся просит ускорить рассмотрение вопроса о закрытии означенной выше церкви. Не обнаружены документы, рассказывающие, что помешало осуществить задуманное, но церковь продолжала служить.
Тогда власти усилили давление на верующих. В 1960-е годы «в целях усиления контроля деятельности руководителей религиозных культов» по всей стране были образованы Советы. Такой Совет появился и в Солдатском. В состав входило 27 человек партийных и других активных советских работников. Члены комиссии под руководством сельских советов посещали Христорождественскую церковь на Пасху и Рождество, выявляя состав и количество верующих. В Солдатский Совет выезжали работники райисполкома, где проводили индивидуальную работу с верующими «путем бесед». Помимо того, «работники культа» наказывались административными мерами за нарушение законодательства. Например, священник Яков Трофимович Сокирко, которого местные жители помнят и сегодня, решением исполкома райсовета от 27 мая 1967 года строго предупрежден за то, что он производил похороны с шествием по улице. Ктитор Солдатской церкви Петр Николаевич Шеин и церковный староста Василий Никанорович Масалытин в том же году решением администрации колхоза были оштрафованы (размер штрафа не указан) «за проводимые ремонтные работы церкви без разрешения».
В 1963 году Шаталовский район преобразован в Старооскольский район Белгородской области. Село Солдатское вошло в состав Старооскольского района.
По воспоминаниям старожилов, в Солдатской церкви долгие годы служили священники: протоиерей Яков Трофимович Сокирко (с 1966 по 1972 гг.) и протоиерей Владимир Николаевич Шантыко (с 1972 по 1981 гг.). Известно, что в 1980-е годы при Христорождественском храме несли послушание настоятеля священник Марк Гигильевич Вольфсон и священник Евгений Александрович Хренов.
В течение 29 лет, с 1992 по 2011 гг., настоятелем храма являлся протоиерей Алексий Яковлевич Аржаных. Отец Алексий родился в крестьянской семье. Родители сохранили веру прадедов и передали ее детям. До рукоположения отец Алексий работал в воронежском тресте инженерно-строительных изысканий. В свободные часы заходил в храм. Верующих молодых мужчин в 70-е годы ХХ века было не так много. Его заметили и предложили потрудиться водителем у епископа Ювеналия (Тарасова), который с 1975 по 1982 гг. возглавлял Воронежскую и Липецкую епархию. Одновременно отец Алексий стал помогать владыке на службе в качестве иподьякона. В 1987 году владыка Ювеналий, будучи уже на Курской кафедре, рукоположил отца Алексия и направил его служить в село Ракитное, а затем в Старооскольский район. Отец Алексий с матушкой Марией воспитали шестерых детей.
Не имея богатых благотворителей, настоятель самостоятельно занимался благоустройством храма: установил ограду, перекрыл крышу, которая последний раз ремонтировалась в 1980-е годы при отце Евгении Хренове. В 1986 году к колокольне были достроены алтарная и трапезная части.
С 2011 года настоятелем храма Рождества Христова является протоиерей Алексий Михелев. Как и предыдущие священники, отец Алексий много сил прикладывает для благоукрашения храма. По словам настоятеля Христорождественского храма, 19 лет здесь не проводились капитальные ремонтные работы. Благодаря содействию депутата городского Совета депутатов Виктора Ивановича Безукладова и с помощью работников ОЭМК в храме заменены полы. Также планируется заменить окна. Есть надежда на то, что будет проведена необходимая наружная покраска храма, которая скроет архитектурные огрехи, возникшие в результате такой трудной истории храма.


04_dosiu8342ewТри года в храме Рождества Христова в селе Солдатское идет капитальный ремонт. Свой престольный праздник в 2015 году прихожане надеялись встретить в полностью отреставрированном здании. Придет время, и люди, впервые увидевшие Христорождественский храм в Солдатском, озадаченно спросят: это ампир или эклектика?
Для настоятеля храма протоиерея Алексия Михелева неважно, в каком архитектурном стиле предстанет обновленный Дом Божий. Главное, чтобы он стал сердцем села, куда люди приходили бы со своими горестями и радостями.
– Есть храм – есть благословение Божие, есть мир на земле, – говорит отец Алексий. – В храме мы участвуем в таинствах, причащаемся Тела и Крови Господних, на таинстве исповеди Господь нам прощает грехи. Если храм есть – значит, есть село, есть жизнь. Нельзя, чтобы Дом Божий был в небрежении, он должен быть самым красивым и виден отовсюду. Чтобы человек, видя храм Божий, менял свои греховные мысли на добродетельные.
Когда отец Алексий в 2011 году возглавил приход Христорождественского храма, он не думал о таких кардинальных переменах. Но решение одной проблемы влекло за собой очередную заботу. Отопление, полы, электропроводка, окна – все требовало замены. Новый иконостас должен стоять в новых стенах. В храме началась штукатурка, покраска. Сейчас отделочные работы подходят к своему завершению, в храме стало светлее и просторнее. Осталось облагородить только трапезную часть. Одновременно весной и летом 2014 года велась внешняя отделка, которая, позволила три части храма объединить в единое целое. Ведь само здание представляет, по сути, сборную конструкцию.
Пирамидальная крыша колокольни стала центральным куполом. В настоящее время произведена реставрация кладки на барабане для купола. Так что старый купол, подкрашенный и подремонтированный, ещё  постоит.


Статья: Христорождественский храм села Солдатское обновляется к Рождеству

Рубрика: История. Прямая ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

6 + 4 =

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>