Храм во имя св. вмч. и целителя Пантелеимона (с. Долгая Поляна)

Историческая справка

Первое упоминание о селе Долгая Поляна встречается в 1615 году в «Письмах, дозорах, межеваниях Осипа Секерина и подъячего Добрыни Русанова» под названием деревня Котельская. Располагалось поселение на открытом пространстве, названном Долгой Поляной. По мнению историков-краеведов, слова «Долгое», или «Должик», означают урочище вытянутой конфигурации, а «Поляна» – степной или луговой массив в окружении леса. Следующее упоминание относится к 1782 году. В «Материалах 4-й ревизии Старооскольского уезда» впервые встречается упоминание о деревянной церкви: «Селение лежит при копаных колодезях. В нем церковь деревянная во имя Николая Чудотворца, при которой священно- и церковнослужителей два двора». Далее указывается, что «село принадлежало коллежскому секретарю Богдану Львову». Количество дворов из года в год росло: в 1782 году количество однодворческих дворов составляло 53 (душ обоего пола 163), а в 1794 году — уже 96 дворов, с 366 крестьянами. Известно, что в конце 90-х годов XVIII века селение принадлежало майорше Прасковье Бредихиной. В начале XIX века поселение Долгая Поляна состояло из двух сельских обществ: при овраге Глиняще и Чапкинское, при овраге Ключики. На территории Чапкинского общества была возведена в 1828 году «тщанием прихожан» каменная Николаевская церковь. Деревянная церковь к тому времени, видимо, была разобрана по причине ветхости. Из исторических источников известно, что длина каменного здания храма с колокольней была 30 метров, ширина — 26. Имелся в храме деревянный резной иконостас. Пятиярусная колокольня достигала 26 метров. В 1894 году число прихожан составляло 2403 человека. В Чапкинском обществе находились также приходская и земская школы, земское народное училище. Позже у Николаевской церкви появился второй престол. Возможно, освящен он был во имя вмч. и целителя Пантелеимона в связи с событиями, которые описал в своей книге «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» в 1883 году архимандрит Димитрий Александров. Автор указывает, что жители Долгой Поляны особенно чтят святого великомученика Пантелеимона, или, как его называют в народе, «Палей». По преданию, как пишет архимандрит Димитрий Александров, в 1875 году, 27 июля (по старому стилю, 9 августа — по новому) в день памяти святого вмч. и целителя Пантелеимона в селе случился сильный пожар. На сходе решили на будущее время в этот день не работать. С Афона была привезена икона святого, и в день его памяти в храме стала совершаться Литургия. Так долгополяновцы решили почтить великого целителя человеческих недугов: духовных и телесных. Сведения о настоятельствующих священнослужителях XIX – начала XX веков немногочисленны. «Ведомость Николаевской церкви села Долгая Поляна Старооскольского района за 1852 год» сообщает, что настоятелем в это время был 59-летний священник Петр Семенович Мартынов. Отец Петр пресвитерскую должность, сообщает «Ведомость», исполнял рачительно, был очень хорошего поведения. С 14 сентября 1843 года по 27 ноября 1851 года отец Петр занимал должность наставника сельского приходского училища и «За ревностное и усердное прохождение учительской должности» в июне 1847 года награжден набедренником. С 1888 года в Никольской церкви настоятельствовал священник Иоанн Коробкин, должность диакона исполнял Александр Мартынов, псаломщиком служил Василий Федорович Левыкин («Справочная книга о церквах и причтах Курской губернии за 1908 год»). Начало ХХ века – время тяжких испытаний и бедствий. Новая революционная идеология исключала присутствие религиозного сознания у народа. Гонения на веру, Русскую Православную Церковь начались сразу же, как только большевики пришли к власти и подавили белогвардейское сопротивление. В 1922 году по всей стране началась экспроприация церковных ценностей под лозунгом сбора средств в помощь жертвам страшного голода, обрушившегося на Поволжье. В Свято-Никольский храм в Долгой Поляне также пришла комиссия и в присутствии священника Иоанна Коробкина, диакона Александра Мартынова и группы верующих провела полный осмотр имущества, но то ли ценностей не нашла, то ли члены комиссии постыдились забирать богослужебную утварь и старинные иконы. В «Отчете» была сделана только одна запись: «ценностей не взято». 30-е годы прошлого столетия – это время исповедничества для верующих людей. Как сложилась судьба священника Иоанна Коробкина в ходе антирелигиозной кампании советской власти в 1920-1930 годы – неизвестно. 12 мая 1932 года был арестован очередной настоятель храма священник Николай Монаков. Тройка ОГПУ отцу Николаю вынесла приговор: 10 лет лагерных работ. Епископ Старооскольский священномученик Онуфрий (Гагалюк), возглавлявший тогда Старооскольскую кафедру, назначил настоятелем церкви священника Герасима Коршикова, уроженца села Долгое Поляна. Пять лет отец Герасим всеми силами оберегал Долгополянскую церковь от закрытия. Но сельское начальство неоднократно жаловалось на батюшку в вышестоящие инстанции. Священника штрафовали за все: и за «несоблюдение правил регистрации смерти», и даже за «антисанитарное состояние помещения, где находится купель». А непосильные налоги, которыми власти облагали служителей религиозного культа, привели к тому, что еще в 1930 году батюшка был вынужден продать часть принадлежащего ему недвижимого имущества: амбар и надворную постройку. Позже его обвинили в «самораскулачивании». В 1935 году у отца Герасима экспроприировали сад. У общины верующих отняли сторожку и начали разбирать на стройматериалы церковную ограду. В 1935-1936 годах церковь приспособили под зернохранилище. А в 1937 году председатель колхоза просит сельсовет «привлечь попа Коршикова Г.А. к уголовной ответственности за самовольное его хождение по колхозному двору без ведома правления колхоза». Руководство Долгополянского сельского совета обращалось к начальству Старооскольского РО НКВД с сообщением: «поп Долгополянской церкви проводит агитации на пасхальных обеднях». Во время «агитаций» он жаловался на большие налоги и просил помощи селян: «А то плохо дело». В сентябре 1937 года за отцом Герасимом пришли из НКВД. Самая распространенная в эти годы 58-я статья «за ведение антисоветской агитации» предусматривала суровое наказание. Отца Герасима обвинили в том, что он «призывал верующих сплотиться вокруг церкви; во время сева призывал колхозников на богослужение; критиковал педсостав местной школы; выражал недовольство властью; говорил о гонении на религию…». За все эти «преступления» 13 октября 1937 года тройка ОГПУ приговорила священника к 10 годам исправительных работ. Реабилитирован он был 29 ноября 1989 года. С арестом отца Герасима жизнь в храме замерла. Вновь службы были открыты только в 1942 году. По просьбе верующих для совершения богослужений сельсовет отдал церковную сторожку под молитвенный дом. Спустя девять лет, в феврале 1951 года епископ Курский и Белгородский Нестор отправил телеграмму уполномоченному по делам РПЦ при Совете Министров СССР по Курской области с сообщением о том, что «7 февраля сего года умер настоятель молитвенного дома села Долгая Поляна Старооскольского района священник Максим Малахов». После смерти батюшки в Никольском храме села Долгая Поляна богослужения не совершались. Из воспоминаний жительницы села Валентины Васильевны Тепловой: — Помню, очень красивый был храм, весь убран был иконами, красивые росписи по всему храму на стенах. Приблизительно в начале 50-х годов храм в селе взорвали. Председатель предложил взорвать храм мужчинам, но все отказались, кроме одного. Подложили взрывчатку под храм и давай рвать, а храм стоит. Раз, другой взрывают, а храм стоит. Долго рвали, не поддавался храм, строили на века. В конце концов подрывники своего добились, храм рухнул. Иконы и утварь селяне спасали, как могли, прятали по домам. Храмовый кирпич пошел на хозяйственные нужды села. У развалин церкви отстроили больницу, которая и по сей день стоит на месте разрушенного храма. Церковное кладбище, правда, не тронули.

 Спустя 43 года

В 1994 году на средства Стойленского ГОКа, возглавляемого в то время Федором Ивановичем Клюкой, был построен храм во имя великомученика и целителя Пантелеимона. Новый храм построен в кратчайшие сроки – с 30 мая по 20 июля, меньше чем за два месяца (51 день). Настоятель храма протоиерей Василий Рачок в 2001 году рассказывал корреспонденту газеты «Православное Осколье», чем была вызвана такая поспешность в строительстве: — Жители Долгой Поляны давно хотели, чтобы у них был хотя бы молитвенный дом. Со своей просьбой они дошли до Федора Ивановича Клюки. 29 мая 1994 года на встречу с жителями села приехал Федор Иванович. Он стал расспрашивать об истории церкви, узнал, что прежний храм имел два престола. — Какой ближайший для вас престольный праздник? — спросил Федор Иванович. — Великомученика и целителя Пантелеимона, — прозвучал ответ. — Где хотите, чтобы стоял молитвенный дом? – конкретизировал свой вопрос генеральный директор. Народ растерялся. — Вас устроит – здесь? — и показал на пустырь рядом с сельсоветом. — Хорошо, к этому престольному празднику будете молиться в новом храме, — уверенно сказал Федор Иванович. К назначенному сроку строительство церкви было завершено. Наверное, это было самое рекордное возведение храма. 8 августа 1994 года храм в честь великомученика и целителя Пантелеимона освятили архиепископ Курский и Рыльский Иувеналий († 2013) и викарий Курской епархии епископ Белгородский Иоанн, ныне митрополит Белгородский и Старооскольский. Настоятелем храма был назначен протоиерей Василий Рачок. До этого он возглавлял приход Александро-Невского храма и являлся благочинным Старооскольского округа. Отец Василий курировал строительство храма в Долгой Поляне и по личному прошению был назначен на этот приход: — Я участвовал в строительстве храма и видел, с какой любовью люди помогают. Не мог их оставить. Начало в Долгой Поляне было положено хорошее. Хотелось и продолжить самому. Жительница села Окольное Татьяна Трофимовна Симонова передала в дар новому храму восемь старинных икон. В сентябре 1996 года Святейший Патриарх Алексий II побывал в Долгополянском храме. Для прессы этот визит остался незамеченным, так как был неофициальным и незапланированным. Первосвятитель прибыл на Белгородскую землю для освящения Спасо-Преображенского собора в Губкине. После торжеств по просьбе главного мецената Федора Ивановича Клюки Святейший согласился побывать в небольшом старооскольском селе и осмотреть новый храм. Как рассказывает протоиерей Василий, Патриарха доставили до места назначения на вертолете. Пребывание Первосвятителя было кратким, но в истории храма оставило заметный след. Об этом событии с большой радостью вспоминает отец Василий. В 2007 году на звоннице храма к пяти установленным ранее колоколам был поднят большой колокол, именуемый «Благовест». Приобретен он на средства прихожан. Перед Пасхой 2008 года звонница пополнилась еще семью небольшими колоколами. Помощь в их приобретении оказал житель села Сергей Беспаленко.

С 1994 г. по 20 августа 2014 г. в Свято-Пантелеимоновом храме настоятельствовал протоиерей Василий Рачок.
Указом №76 от 20 августа 2014 г. священник Иоанн Химин назначен на должность настоятеля храма святого вмч. Пантелеимона с. Долгая Поляна Старооскольского района.

 

Рубрика: История. Прямая ссылка.

One Response to Храм во имя св. вмч. и целителя Пантелеимона (с. Долгая Поляна)

  1. Роман says:

    Здравствуйте. Меня зовут Булгаков Роман. Я сам из Москвы. Но мой папа, родился в селе Долгая Поляна. Тут соответственно мои дедушка и бабушка. Каждое лето, начиная с моего рождения. А я родился в 1980 году. Не побоюсь сказать с рождения. Так как свои первые два-три года я провел в деревне у бабушки. Так вот, вы не поверите какая там атмосфера. Как хорошо в данном селе! Я помню когда в 1994 году начали строить храм. В это время я как раз гостил на летних каникулах. Мой дедушка, царство ему небесное Серафим. Помогал в данном храме служить службы. Так как в алтарь не могут пройти женщины. Мой дедушка был очень хорошо знаком с Батюшкой. И из за нехватки людей, мой дедушка выполнял небольшие послушания. Держал библию, помогал что либо переносить во время службы. Я тогда был еще подростком, но это я отчетливо помню. Село Долгая Поляна, вырастила меня. Не знаю поместите вы данный отзыв у себя на сайте или нет. Но ностальгия меня просто захватила. При просмотре данного раздела и фото. Спасибо большое что есть такой сайт. Молодцы что не забываете данное село.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

90 − 84 =

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>