Воскресная школа: место, где учат быть христианами

Православные родители знают, что при многих храмах – как сельских, так и городских – существуют воскресные школы. Но нередко даже самые ретивые прихожане не спешат отдавать в них своих чад. «Нужно ли загружать ребенка «лишними» учебными часами? Не станет ли он после таких занятий религиозным фанатиком?»  – беспокоятся мамы и папы.

Стоит ли действительно отдавать ребенка в воскресную школу, чтобы сохранить в нем веру? Развеиваем все страхи и сомнения взрослых вместе с преподавателями воскресной школы при храме Рождества Христова – директором Натальей Канищевой и иереем Алексием Ефименко.

Наталья Канищева: «Все для духовного роста, а не для «зубрежки»

– Воскресная школа при старооскольском храме Рождества Христова действует уже 17-й год. Сколько лет вы уже находитесь во главе этого учебного заведения?

– Директором воскресной школы при храме Рождества Христова я являюсь уже семь лет. Эту деятельность совмещаю с преподаванием английского языка и классным руководством в муниципальной общеобразовательной школе № 30. Наш педагогический состав – это также учителя городских школ, клирики храма. Духовником является настоятель храма Рождества Христова протоиерей Алексий Бабанин.

– Расскажите, по какому принципу организована работа школы? Как проводятся занятия?

– Занятия строятся с учетом возраста учеников. Мы разделяем детей на три возрастные группы. Воспитанникам младшей группы – по пять-семь лет. Для них проводится одно комплексное занятие. Обычно в начале урока дети с педагогом разбирают одну из глав «Закона Божия», а потом рисуют или делают поделку к празднику.

Среднюю группу посещают дети от семи до десяти лет. «Закон Божий» для них читают наши священнослужители. Далее идет урок пения или творческое занятие. Кроме того, для ребят этой возрастной группы мы читаем «Основы христианской нравственности». В рамках этого курса мы разбираем такие понятия, как совесть и доброта, знакомим детей с житиями святых – примерами нравственности и твердости веры. В старшей группе к этим дисциплинам добавляется «Церковнославянский язык». Также для желающих есть театральный кружок. Ребята, готовясь к спектаклям, не только заучивают роли, но и общаются в неформальной обстановке, весело проводят время.

Кстати, у нас есть и воскресная школа для взрослых.

– Расскажите об учениках школы.

– В основном наши ученики – это дети прихожан храма. Нередко сами ребята приводят за собой друзей, одноклассников. Родители этих ребят не ходят в храм, относятся с равнодушием к вероисповеданию. Мы принимаем всех. И в дальнейшем радостно наблюдать, как учеба в воскресной школе благотворно влияет на всю семью ребенка. Взрослые приходят за своим чадом в храм, потихоньку начинают спрашивать: как подать записочку на Литургию, какому святому заказать молебен…

А сами занятия идут в соответствии со школьным учебным годом? Как организована работа летом?

– Мы ведем деток в течение всего года. А в июле стараемся организовывать для них летний лагерь. Это большая помощь для тех родителей, у кого нет возможности отправить детей в загородные лагеря или к бабушкам. Этот период наполняем практическими занятиями: смотрим познавательные фильмы о храмах нашего края и ездим по святым местам.

К примеру, этим летом мы посетили Свято-Троицкий храм в слободе Стрелецкая, побывали на экскурсии в домике-музее святителя Онуфрия. Осенью ездили в Задонск. Кстати, в поездках нас часто сопровождают родители учеников. Не редки случаи, когда мамы и папы именно так впервые решаются исповедоваться после долгого «духовного перерыва», а кто-то даже впервые приступает к этому Таинству. Такие поездки впечатляют и детей, и взрослых. А ведь именно семья играет ключевую роль в формировании ценностей и жизненных ориентиров. Согласитесь, довольно тяжело держать пост или не употреблять бранных слов, когда в твоем доме практикуется обратное. Особенно этот родительский пример актуален для подросткового возраста, когда начинается поиск собственного «я», идет сравнение себя с другими.

Существует ли в воскресной школе оценочная система? Домашние задания?

– Оценки за знания мы не ставим, дневников не ведем. Но, бывает, даем к самостоятельному изучению какой-то параграф. На уроке я проверяю, как усвоили ребята пройденный материал. Но это все для духовного роста, а не для «зубрежки». Я вообще считаю, что занятия в воскресной школе – это зернышко, брошенное в заведомо благодатную почву. Возможно, сразу результата и не будет, а кто-то из детей в будущем и вовсе перестанет посещать храм. Ведь вокруг столько соблазнов, столько негативных примеров. Но я уверена, что в свое время эти занятия, молитва на Литургии вспомнятся и отзовутся в сердце и душе.

Мы стараемся донести детям, особенно тем, у кого невоцерковленные родители, что на первое место в итоге должно выйти желание быть достойным христианином, желание участвовать в Таинствах и богослужении.

В этом году из-за коронавируса мы не так часто собирались, и я, признаюсь, переживала: сможем ли мы «удержать» наших ребят. Но, к счастью, каждое воскресенье своих учеников я постоянно встречала в храме. Наш педагогический состав в это непростое время поддерживает связь с учениками и их родителями. Мы интересуемся делами друг друга, поздравляем с праздниками.

Воскресная школа – это больше, чем стандартный учебный процесс. Больше, чем дружеское общение. Мы стараемся поступать по-христиански и участвуем в жизни друг друга. Особенно если знаем, что кому-то нужна какая-либо помощь – моральная или материальная.

Иерей Алексий Ефименко: «Мы становимся ближе к своим прихожанам»

Отец Алексий, на кого рассчитана воскресная школа? Кому нужно в ней учиться?

– По-моему мнению, воскресная школа нужна как детям, так и взрослым. Ведь во время богослужения у прихожанина не всегда есть возможность подойти с каким-то вопросом к батюшке. А у священника не всегда есть время ответить на вопрос. В воскресной школе волнующую тему можно обсудить и разобрать более подробно. И дети, и взрослые с огромной радостью откликаются на возможность поприсутствовать на подобной беседе. Воскресная школа полезна и для священнослужителей – мы становимся ближе к своим прихожанам, пастве.

А вы сами занимались в воскресной школе? Поделитесь своими впечатлениями.

– Да, в детстве я ходил в воскресную школу. И об этом периоде у меня остались очень светлые воспоминания. Мои родители – самые обычные люди. Ни священнослужителей, ни монашествующих в роду, по крайней мере, из тех, кто нам известен, не было. Мама начала воцерковляться, когда мне было уже девять лет. Потихоньку в храм пришел и я с братом. Недалеко от нашего дома построили церковь, при которой открылась воскресная школа. И я сам попросился у родителей ее посещать. Тогда, в конце 1990-х, мои сверстники в основном не интересовались вопросами веры. И, конечно, для меня было ценно общение с единомышленниками. В воскресной школе царила очень домашняя атмосфера, чувствовалась общинность.

Именно школа стала началом моего священнического служения. Пономарить было моей детской мечтой. И однажды она сбылась – наш настоятель пригласил меня помогать в алтаре. Мне было лет десять-одиннадцать. Так я и остался при храме. А когда пришло время определяться с профессией, я однозначно выбрал семинарию.

Какой предмет вы преподаете детям? Как ваш опыт обучения помогает вам уже как педагогу в построении занятий для нынешних воспитанников?

– Как только я был назначен клириком в храм Рождества Христова, наш настоятель протоиерей Алексий Бабанин благословил меня на ведение в воскресной школе «Закона Божия» в младшей и средней группах. На своих занятиях я стараюсь выстроить с ребятами диалог. Считаю этот формат самым подходящим. Конечно, даю вводную информацию по теме, а потом предлагаю порассуждать, ответить на вопросы. Ребята всегда с интересом приводят свои доводы. Иногда мы отклоняемся от программы, разбирая насущные вопросы.

Наверное, такие насущные вопросы не редкость в ваших беседах с учениками. Что больше всего их волнует? Какие проблемы сегодня у подрастающего поколения?

– К сожалению, на мой взгляд, с каждым поколением дети становятся менее самостоятельными. Виной тому и наше воспитание: сегодня многие родители чересчур опекают свое чадо, редко понуждают к труду, наоборот, стараются многое делать за него. Отчасти повлиял и технический прогресс: сколько сегодня различной техники, которая упрощает нашу жизнь. В итоге мы имеем «ручных», «тепличных» детей, которые и в совершеннолетнем возрасте не готовы принимать решения. Эта расслабленность в делах, характере ведет и к расслабленности духовной. Если взрослые пустят этот процесс на самотек, результат может оказаться плачевным.

Яркий пример того, что однозначно способствует расслабленности и беспокоит, наверное, всех родителей, это увлеченность детей компьютерными играми. На одном из занятий я предложил ребятам самостоятельно назвать плюсы и минусы погруженности в виртуальную реальность. Интересно, что минусов сами дети привели гораздо больше. Мы сделали вывод: виртуальный мир – это упущенное время, которое можно было потратить на более полезное или интересное дело. Игра не научит тому же общению. Напротив, она делает человека импульсивным, резким, грубым. А приобретенные в ней навыки или достижения никак не применимы в реальном мире.

А ведь христианство предполагает ежедневную работу над собой…

– Оттого мне отрадно видеть на Литургии воспитанников нашей воскресной школы. Ребята приходят не к концу богослужения, а молятся в храме всю службу. Подходят серьезно и осознанно к Таинствам. Знаю, что многие пробуют поститься, вычитывать молитвенное правило. Как-то произошел впечатливший меня случай. Одна наша ученица – девочка шести лет – подошла ко мне на исповедь. Я удивился и сообщил, что ей можно сразу приступать к Причастию. Но она настояла: «Батюшка, мне нужно исповедоваться». Я был очень тронут ее стремлением, восхитился той духовной работой, которую она проводила. Так что, иногда и дети могут преподать нам, взрослым, урок истинной веры.

Светлана Малявина

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

49 − 48 =