Дни преподобного Паисия Святогорца

С давних пор в европейской философии существует точка зрения – Бог создал мир, самоустранился и более не вмешивается в развитие его. А в исламе имеется разновидность предопределенности.
Например, в одном из хадисов говорится: «У каждого из вас все составляющие вашего творения собираются вместе в утробе вашей матери к 40 дню. За этот период он бывает подобен сгустку крови и разжеванному куску. После этого к нему посылается ангел, который вдыхает в него душу. Ему даны четыре указания: записать его удел, срок, деяния, и будет ли он несчастным или счастливым». То есть все известно заранее, и человек, не ведая, идет путем заданным Всевышним.

Обе точки зрения грешат против Божественной Любви. У философов-европейцев Господь равнодушен к человеку, у мусульман – настолько справедлив и строг, что фактически ограничил свободу людей.

Бог и человек

Но если принять эти взгляды, то окажется, что человек не является «образом и подобием Божиим», а наша история развивается либо без влияния людей, либо по произволу человеческому (ограниченному лишь природой).

Господь, любящий человека, не может ограничить его самостоятельность. Однако и на полный произвол все Он не отпускает. Есть много способов влияния Триипостасного Бога на род людской,  как жесткие прямые – наказание Содома и Гоморры (когда ничего исправить нельзя), так и мягкие – через явление чудес и т. д.

Способом вразумления нас является и дарование святых этому миру. Святые Его молятся за грешников, показывают пути спасения души, исцеляют и дают примеры даже обыденного поведения в жизни нашей.

Человеку, ошеломленному материальными ценностями и привычками скоропалительно все оценивать, часто бывает сложно распознать святого.

Из «Жития преподобного Сергия Радонежского» известен случай, когда крестьянин не узнал в монахе, вскапывающем лопатой огород и бедно одетом, Игумена Земли Русской. Преподобный Сергий представлялся ему чуть ли не сидящим на некоем троне, в расшитой золотом одежде, поучающим с высоты своего положения. А перед ним предстал невзрачный монашек в холщовой рясе. За внешним крестьянин не разглядел внутреннего – великой святости.

Преподобный Паисий Святогорец, как и преподобный Сергий Радонежский, вряд ли бы удивил своим видом неискушенного человека, решившего прийти к святому, слава которого распространилась далеко за пределы Святого Афона и Греции. Неказист был преподобный Паисий, но внутренний огонь святости полыхал в сердце его неистово и постоянно. Он жил православно, верил православно, думал православно, оттого и лучше понимал, по воле Божией, что с людьми и миром происходит, чем политики, ученые, поэты и писатели.

Необычный обычный святой

Из «Жития» преподобного Паисия известно, что он родился 7 августа 1924 г. в древней православной области Каппадокии (Малая Азия), давшей миру таких великих христианских подвижников, как святители Григорий Нисский, Григорий Богослов и Василий Великий. Крестил младенца Арсения Эзнепидиса (будущего Паисия) преподобный Арсений Каппадокийский, святой, прославленный Элладской Православной Церковью в XX столетии. Он же предсказал, что мальчик в зрелые годы станет монахом.

Еще младенцем преподобный Паисий потерял свою малую родину. В 1914-1918 гг. отгромыхала на полях Европы Первая мировая война. Она завершилась заключением целого ряда мирных договоров победителей с побежденными. Османская (Турецкая) империя (в состав которой и входила Каппадокия), разбитая в войне, как и Германия, 10 августа 1920 г. подписала Севрский мирный договор. По нему Греция приобретала значительные территории. Турецкие националисты-кемалисты отказались соблюдать договор. Греко-турецкая война (1919-1922 гг.) завершилась разгромом Греции. Резня, устроенная турками в г. Смирне в сентябре 1922 г. и стоившая жизни 60 тысячам человек, заставила православных греков бежать из Турции. Семья святого Паисия покинула Каппадокию в 1924 году и поселилась в г. Коница (в греческом Эпире). Так что с младых лет Арсений (Паисий) познал горечь изгнания.

Впрочем, в Конице семья Эзнепидисов устроилась достаточно благополучно. Арсений окончил начальную школу и потом обучился ремеслу плотника. С течением времени открыл собственную мастерскую.

Вторая Мировая война тоже затронула Арсения. Братья ушли на фронт, а он взял попечение над всей семьей. В 1945 году его призвали в ряды греческой армии, где он прослужил радистом до 1950 года…

В 1954 году Арсений был пострижен в монашество с именем Аверкий. Потом заболел. А в 1957 году Аверкий постригается в мантию и становится Паисием.

Путь в монашестве святого Паисия Святогорца вполне традиционен: молится, трудится, проповедует…

С точки зрения обывателя – обычная судьба обычного человека, пусть и затронутая краем водоворота истории.

Светскому человеку сложно понять, откуда у недостаточно образованного и скромного монаха прослеживается четкое понимание происходящего с человечеством и миром, почему он стал старцем, окормлявшим тысячи и тысячи людей, почему его слова оказались значимыми для людей любого пола и возраста.

Православному же христианину все становится ясно при первом же знакомстве с трудами и «Житием». Бог дал преподобному Паисию Святогорцу мудрость, которой Он наделяет каждого Своего святого в меру разума и душевных сил. Господь говорил через старца.

Против эгоизма

Главное для старца – это любовь к Богу. Без нее все омертвляется, все приходит в упадок. Преподобный Паисий Святогорец говорит открыто, что «Безразличие к Богу приводит к безразличию ко всему остальному, приводит к распаду. Вера в Бога – великое дело. Человек служит Богу, а затем любит своих родителей, свой дом, своих родных, свою работу, свою деревню, свою область, свое государство, свою Родину. Тот, кто не любит Бога, своей семьи, тот не любит ничего. И естественно, что Родины своей он не любит, потому что Родина – это большая семья. Я хочу сказать, что все начинается с этого. Человек не верит в Бога и не считается потом ни с родителями, ни с семьей, ни с деревней, ни с Родиной. Вот это как раз и хотят сейчас разложить, для чего и насаждают это состояние расхлябанности».

Не эту ли расхлябанность мы и наблюдаем сейчас в XXI веке и в Европе, и в России тоже?

Страшнейшим пороком святой Паисий почитал эгоизм, через него разрушаются и государства, и семьи. Эгоизм вкупе с неизбывной тягой современного человека к довольству и комфорту является орудием развала теплых семейных отношений: «Дорогой мой, люди расходятся от своей любви к наслаждениям и от эгоизма. Ни от чего другого. Все остальные причины у них возникают задним числом, чтобы оправдать себя».

Преподобный Паисий четко указывает на то, что привязанность к материальному миру просто губит людей: «Нынешние люди не думают о вечности. Себялюбие помогает им забыть о том, что они потеряют все. Они не осознали еще глубочайшего смысла жизни, не ощутили иных, небесных радостей. Сердце этих людей не устремляется радостно к чему-то высшему…

Те, кого удовлетворяет вещественный мир, подобны глупым птенцам, которые сидят в яйце без шума, не пытаются пробить скорлупу, вылезти и порадоваться солнышку – небесному полету в райскую жизнь, – но, сидя не шевелясь, умирают внутри яичной скорлупы».

Старец дает такой совет: чтобы победить путы эгоизма, «…нужно смотреть на всех других людей как на святых. И только себя самого, только себя видеть грешным и хуже всех, несмотря на то, что другие люди могут быть грешниками. Мы не имеем права видеть других грешными».

Выше политиков и социологов

Не имея не то что университетского, но даже и среднего образования, преподобный Паисий Святогорец проникает в жизнь общества глубже и оценивает ее вернее политологов и социологов: «Свобода, если люди не в состоянии использовать ее для положительного развития, является катастрофой. Мирская эволюция в сочетании с этой греховной свободой принесла человеку духовное рабство. Свобода духовная есть духовная покорность Божией воле. Но видишь как: послушание есть свобода, однако враг по злобе своей представляет ее как рабство, и дети, – особенно отравленные бунтарским духом нашей эпохи, – начинают бунтовать. Понятное дело, ведь они к тому же устали от различных систем двадцатого века, которые, к несчастью, все больше и больше уродуют как природу – дивный мир Божий, так и людей – Божии творения. Эти системы начиняют души людей тревогой и уводят их от радости, удаляют от Бога».

Еще за десять лет до распада СССР старец Паисий предсказал гибель советского строя. Великому православному подвижнику было ясно, что устроенное на лжи и борьбе с Церковью Христовой общество долго существовать не может: «После того как примкнули к партии некоторые неправильные священники и богословы и были уже «воедино с ними», – их заставили обвинить Церковь и часто говорить против нее. Так они отравляли народ, потому что он не мог распознать роль этих богословов.

Потом брали одного из своих священников, который из-за болезни был очень толстым, искали месяцами какого-нибудь костлявого парнишку, помещали их на одну афишу и писали внизу: «Вот как живет Церковь и как бедствует народ». Брали также фотографию патриарших покоев, устланных коврами, мебелью и т.п., и помещали рядом барак одного из нищих (как наши цыгане) и говорили: «посмотрите на роскошь попов, и как прозябает русский гражданин!». Так им удавалось мало-помалу отравить народ и «испортить ему помысел». И после того, как народ пожрал друг друга, явились и те, и, как мы знаем, отбросили Россию на 500 лет назад, и оставили ее при смерти, убив миллионы русских христиан».

Записаны и обнародованы предсказания преподобного Паисия Святогорца в отношении развала Турции. Святой обращает внимание на то, что агрессивная политика данного государства приведет его к закономерному концу.Здесь его предсказания совпадают с пророчеством святого равноапостольного Космы Этолийского.

«Святой оптимизм»

В 2020 году человечество настигла пандемия COVID-19. Она еще не закончилась, а пострадали миллионы людей. Не секрет, что имеются обоснованные подозрения в неслучайности широкого распространения коронавирусного заболевания по всему белому свету. Здесь уместно вспомнить следующие слова старца Паисия Святогорца: «Нашествия саранчи, войны, засухи, болезни – это бич. И не в том дело, что Бог хочет таким образом воспитать человека, нет, эти несчастья – следствие удаления человека от Бога. Все это происходит потому, что человек отрывается от Бога. И приходит гнев Божий – для того, чтобы человек вспомнил о Боге и попросил Его помощи. Не то чтобы Бог устраивал все это и отдавал повеления о том, чтобы на человека пришло то или иное несчастье. Нет, но Бог, видя, до какой степени дойдет злоба людей, и зная, что они не изменятся, попускает случиться несчастью – для их вразумления. Это не значит, что Бог устраивает все это Сам».

Для святого Паисия вмешательство Бога в историю неоспоримо, но оно совершенно несравнимо с различными насильственными делами политических групп и разных движений: «Молитва очень поможет тому, чтобы Христос дал людям немного света. Ведь Христос как [поступает]: возьмет отверточку, где надо чуть подкрутит, где надо чуть ослабит, и – порядок, любо-дорого поглядеть – все налаживается. Когда Бог просвещает некоторых людей, то само зло потихонечку падает в цене, не находит себе спроса. Потому что зло не Бог разрушает, нет – оно разрушает само себя. Придет время, и все встанет на свои места. Я вижу, что многие из тех, кто занимает какое-то высокое положение, понимают, что происходит, им больно, и они сражаются со злом. Все это доставляет мне особую радость».

Святой Паисий отошел ко Господу 12 июля 1994 года. Он ходил по земле в наше время, дарил радость и любовь свою людям. Это были дни преподобного Паисия Святогорца. Это были Божьи дни…

И остались нам в утешение наставления великого православного старца: «Надежда на Бога – рычаг, который опрокидывает отчаяние, освобождает душу от уныния и страха и шаг за шагом укрепляет духовные силы человека, пробуждая в нем святой оптимизм».

Александр Гончаров

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

15 − 10 =