Первый интеллигент на Руси

Ангел летит над Россией, касаясь белоснежными крылами кромки облаков. Он торопится. Он послан вестником к одинокому монаху, находящемуся в узилище, который углем на стенах выводит слова Канона Святому Духу.

Михаил Триволис – так звали в миру известного греческого публициста и писателя святого Максима Грека, который большую часть своей жизни подвизался на русской земле. Он родился около 1480 года в городе Арта, что находится в древнем Эпире и принадлежал к знатной и благочестивой греческой семье. За 17 лет до его появления на свет пала столица православной Византийской империи – великий Константинополь. Почти все земли греков оказались под пятой турок-мусульман. Но детство преподобного Максима Грека было вполне счастливым. Его воспитывали любящие родители, сызмальства приучая к вере и молитве. Они хотели дать сыну хорошее образование, но вот беда – в Османском государстве христианские высшие учебные заведения были закрыты. И пришлось юному Максиму отправиться для совершенствования своих познаний в Италию, где образовалась большая колония греков, убежавших из родной страны от турецкого владычества. Среди них имелись и весьма ученые люди.

«В сущности, первым интеллигентом на Руси был в конце XV – начале XVI века Максим Грек – человек итальянской и греческой образованности, до своего монашества носивший имя Михаила Триволиса и принадлежавший к ученому кругу Альда Мануция. В России он подвергался гонениям, находился в заключении и был причислен к лику преподобных только после своей смерти. Своею жизнью на Руси он прочертил как бы путь многих и многих интеллигентов.
…Бессмысленно задаваться вопросом – была ли культура Руси до Петра «отсталой» или не отсталой, высокой или невысокой. Нелепо сравнивать культуры «по росту» – кто выше, а кто ниже. Русь, создавшая замечательное зодчество (к тому же чрезвычайно разнообразное по своим стилевым особенностям), высокую хоровую музыку, красивейшую церковную обрядность, сохранившую ценнейшие реликты религиозной древности, прославленные фрески и иконы, но не знавшая университетской науки, представляла собой просто особый тип культуры с высокой религиозной и художественной практикой.

Д.С. .Лихачев. О русской интеллигенции.
Журнал «Новый мир», 1993 г. – N 2.

Точно проследить путь преподобного Максима Грека на Западе невозможно. Известно, что он побывал в университетах Италии и Франции (Галлии). В Венеции молодой человек учился у гуманиста и собирателя древностей Альда Мануция. А затем его наставником в науках стал Ианос Ласкарис – выдающийся ученый и дипломат, гуманист, уроженец Константинополя. (Ему было 8 лет, когда турецкий султан въехал в покоренный город на белом коне под сенью красных знамен).
Ласкарис научил своего студента разбираться в греческих рукописях и методам исследования древних текстов, но благочестию научить не мог. Православные свитки интересовали гуманиста как наследие предков, а сам он больше занимался языческими текстами. На них имелся спрос. В Италии гремела эпоха Ренессанса (Возрождения). Образованная элита желала иметь все больше и больше сведений об античных богах и искусстве.
Возрождение отнюдь не было спокойным периодом в истории человеческого рода. Яды Борджиа, интриги семейства Медичи, отряды кондотьеров, грабившие селения, кинжалы наемных убийц, неудержимый разврат и откровенное, но «изящное» богохульство в книгах – все это тоже Ренессанс, который человек XXI столетия обычно представляет как время выдающихся культурных достижений и расцвета искусств.
В этой атмосфере легко было сбиться с пути. «…Если бы, – вспоминает о годах проведенных во Флоренции, Милане, Падуе и Венеции преподобный Максим, – Господь, пекущийся о спасении всех, не помиловал меня и не посетил вскоре Своей благодатью, и не озарил светом Своим мысль мою, то давно бы и я погиб с находящимися там проповедниками нечестия».
Из Италии Максим Грек буквально бежит на Святой Афон, где и принимает постриг в Ватопедском монастыре.Десять лет он пробыл в обители, постоянно молясь и работая над трудами святых отцов, надеясь, что на Святом Афоне и закончит свою земную жизнь. Но Господь решил иначе.
Великий князь Московский Василий III попросил афонитов прислать какого-нибудь сведущего человека для перевода греческих православных книг на русский язык и систематизации изданий, привезенных Софией Палеолог – женой великого князя Ивана III и наследницей византийских императоров.
Московские послы, прибывшие на Святой Афон, надеялись, что в Москву поедет известный старец Савва – книжник и знаток древнегреческого языка. Но старец был болен, и вместо него на Русь был отправлен Максим Грек. Монах, к сожалению, не знал ни русского языка, ни церковнославянского. Однако настоятель Ватопедского монастыря в письме к великому князю выразил уверенность, что тот сможет легко выучить языки, так как имеет немалые способности к наукам.
В 1518 году послы и небольшая делегация со Святого Афона добрались до Москвы. Максима Грека тепло встретили великий князь Василий Иванович и митрополит Московский Варлаам. Преподобный Максим пришел в восторг от княжеской библиотеки и рукописей, хранившихся в Чудовом монастыре. Он переводил греческие тексты на латинский язык, а далее уже переводом на церковнославянский занимались Герасимов и Игнатов, хорошо знавшие латынь. Со временем и сам преподобный стал переводить рукописи на церковнославянский язык.
Вначале была переведена Псалтирь. Эта важнейшая книга получила одобрение на соборе русских епископов. Князь и митрополит оказались вполне удовлетворенными работой переводчиков. В Москве по достоинству оценили труды преподобного Максима и его помощников. Великий князь осыпал их милостями. Максим Грек попросил разрешения удалиться на Святой Афон, но вот как раз в этом ему и было отказано.
Впрочем, положение святого не ухудшилось. Он занимался переводами, создавал свои труды, а за праведную жизнь пользовался авторитетом среди православных русских людей. К нему приходили за советами и специально приглашали на различные богослужения.
Все закончилось, когда в жизнь преподобного Максима Грека вторглась политика. Сам иеромонах даже и не думал включаться в какую-нибудь борьбу за власть. Он просто честно следовал церковному Преданию, уставу и правилам.
Великий князь Василий III замыслил развестись со своей женой Соломонией из рода Сабуровых. Причиной развода указывалось бесплодие княгини. При этом было указано насильственно постричь ее в монахини. Сама княгиня от этого отказывалась. Василий Иванович переживал, что у него нет наследника, запрещал своим братьям жениться и искал повод второбрачие сделать законным. Митрополит Варлаам выступил против намерений великого князя. За что впервые в истории Московской Руси был лишен сана и сослан.
Великий князь отправил послание Константинопольскому патриарху с просьбой разрешить развод и второй брак. Но получил категорический отказ. Максим Грек стал на сторону патриарха и митрополита. Он написал «Нравоучительные наставления для владеющих над истинноверующими» для князя Василия Ивановича. Святой пытался образумить правителя и одновременно высказал в своем труде идеи об обязанностях и долге православного владетеля.
Преподобный Максим пишет Василию Ивановичу: «Истинным царем и самодержцем почитай того, благочестивейший государь, который заботится не только о том, чтобы правдою и хорошими узаконениями благоустроить положение своих подданных, но и бессловесные страсти, и пожелания своей души – ярость, и гнев беззаконный, и плотские похоти – всегда побеждать. А кто побеждается этими бессловесными страстями, тот не есть одушевленный образ небесного Владыки, а только человекообразное подобье бессловесного естества».
Преподобного Максима Грека услышал не только великий князь, но и бояре – сторонники новой невесты Елены Глинской. Праведника обвинили в ереси, неправильных переводах богослужебных книг, чародействе, шпионаже в пользу Турции.
Так преподобный в 1525 году попал в заключение, где его на много лет лишили причастия и возможности создавать свои труды. Не имея писчих принадлежностей, преподобный Максим Грек углем на стенах писал слова во славу Духа Святого. Господь, чтобы утешить страдальца, послал к нему Своего Ангела, который сказал: «Терпи, старец! Этими муками избавишься вечных мук».
Преподобного Максима Грека освободили от всех церковных прещений только в 1547 году. До своей праведной кончины преподобный находился в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Он переводил книги с греческого языка, писал наставления и поучения, обличал католицизм и ереси.
Отошел ко Господу преподобный Максим Грек в 1556 году. Над местом его погребения, у северо-западной стены Свято-Духовского храма, была построена часовня (ее уничтожили в 1938-1940 годах). Местное прославление Максима Грека совершилось при первом Всероссийском Патриархе Иове в 1591 году. В день обретения мощей преподобного у его гроба исцелилось шестнадцать человек.
В XVII веке образ преподобного Максима Грека был запечатлен на фресках Успенского собора Троице-Сергиева монастыря, Софийского собора в Вологде, ярославской церкви святого Иоанна Предтечи в Толчкове.
Общецерковное прославление состоялось в 1988 году, во время празднования 1000-летия Крещения Руси. Святые мощи преподобного были обретены во время археологических изысканий.

Мощи преподобного Максима Грека в Троице-Сергиевой Лавре

Преподобный Максим Грек оставил после себя многочисленные сочинения разнообразного характера: богословские, апологетические, духовно-нравственные. Сохранились его послания и письма к частным лицам. Начиная с XVI века, его труды распространяются в многочисленных рукописных списках. В библиотеке Троицко-Сергиевской Лавры имеются такие рукописи.
Академик Дмитрий Лихачев в своей статье о русской интеллигенции назвал Максима Грека «первым интеллигентом на Руси». В его лице Русь получила ученого-энциклопедиста, который смог дать ответы на самые разнообразные вопросы, волновавшие тогда русское общество. Несмотря на притеснения и несправедливые обвинения, грек по рождению, всю свою жизнь он посвятил служению русскому народу.

Александр Гончаров
Фото с сайта stsl.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

68 − 66 =