Святость пронзает века

28/15 июня Русская Православная Церковь чтит память святых мучеников Вита, Модеста и Крискентии. В Сербии же в этот день отмечается главный национальный праздник – Видовдан, то есть День святого Вита. В 1389 году, именно на Видовдан, сербское войско во главе со святым благоверным князем Лазарем погибло в сражении с турками, защищая независимость и веру своей страны.
Православные сербы отлично знают житие мученика Вита. В России же святой малоизвестен. Далеко не всякий воцерковленный христианин может рассказать что-нибудь о жизни и подвиге мчч. Вита, Модеста, Крискентии. А между тем, почитание этих святых началось сразу же после ухода их ко Господу в 303 году от Р. Х. Они пострадали за веру Христову во время Великих гонений на христиан древнеримского императора Диоклетиана, правившего на рубеже III-IV вв.
Диоклетиан – внук раба и сын вольноотпущенника – очень рано оставил родительский дом и поступил на службу в армию. Он сделал карьеру на военно-государственном поприще. Ему удалось достичь высоких чинов и званий и, в конце концов, он был избран императором.
К 303 году у Диоклетиана созрело намерение отказаться от власти и оставить своим преемникам стабильную страну. Ради этого он намеревался сохранить единственную государственную религию – античное язычество в его «олимпийской форме» с поклонением Юпитеру, Геркулесу и т. д. Христианство явномешало достижению данной цели.
После эдиктов (указов) императора Диоклетиана по всей империи стали разрушать христианские храмы, пошли массовые аресты епископов и священников, проводились чистки в армии и среди чиновничества. Христиане лишались всех гражданских прав. Сенаторы-христиане теряли свои места в Сенате, императорские вольноотпущенники-христиане обратно обращались в рабство, а их имущество конфисковывалось.
Диоклетиан действовал рационально и прагматично, отчего гонения приобрели особенно страшный и беспощадный характер.
Если бы императору довелось услышать людей XXI века, рассуждающих о том, что, мол, Бог в душе, а в храм ходить нет нужды, то наверняка бы порадовался. Диоклетиан и предлагал христианам оставить «Бога в душе», но отказаться от богослужений, храмов, причастия и официально приносить жертвы языческим богам и демонам. Так сказать, исполняя свой гражданский долг. Собственно, на это и были рассчитаны гонения. Но любой расчет человека растворяется под воздействием Божьей силы. Запрещенная и гонимая христианская вера и не думала никуда уходить. Она прорывалась даже там, где ее уж совсем не ожидали.
На богатейшем в империи острове Сицилия проживал весьма состоятельный господин Гилас. У него от любимой жены остался только один сын – младенец Вит. Супруга же скончалась при родах. Гилас привел малышу лучшую кормилицу, которую только смог найти, святую Крискентию – женщину честную и добронравную. Но Гилас и не знал, что она исповедует Христа.
Когда мальчик подрос, то ему потребовался наставник и воспитатель. И Гилас находит опять лучшего, знающего и благочестивого. Святой Модест становится учителем Вита.
Ребенок рано уверовал в Господа нашего Иисуса Христа. Есть основания полагать, что и его мама была христианкой. Поэтому и кормилицу, и воспитателя Гилас искал среди друзей и знакомых покойной жены.
Будущий мученик Вит прославился среди населения острова способностью исцелять больных. Гилас считал, что у его ребенка проявились магические лекарские способности, данные Асклепием или кем-то еще из богов.
В 303 году Сицилию захлестнули гонения на христиан, развернутые Диоклетианом. Правителю острова Валериану поступил донос, что отрок Вит исцеляет людей, обращаясь ко Христу. Правитель, друживший с Гиласом, предупредил, что Виту не следует афишировать свою принадлежность к христианской общине.
Гилас, вернувшись домой, попытался заставить сына отречься от Христа, но Вит был непреклонен, познавши радость общения с Богом Живым, он не мог более поклоняться идолам и божкам. Ни уговоры, ни битье не заставили отрока подчиниться отцу.
Правитель Валериан, узнав о непокорном сыне, приказал святого Вита привести на суд. И уже на суде свершилось чудо: святой Вит исцелил иссохшую руку Валериана. Тот, подивившись такому, как ему казалось магическому искусству, приказал отпустить Вита домой. Гилас окружил юношу роскошью, он надеялся, что сын под влиянием прекрасных девушек и пиров откажется от Христа и аскетичного образа жизни. Вит усердно молился и просил помощи в искушениях. Тогда к нему явились Ангелы, чтобы укрепить его. В это время в комнату вошел Гилас, взглянув на Ангелов, он ослеп. Сын исцелил отца, который пообещал отречься от языческих кумиров. Однако слово не сдержал. Гилас задумал убить сына. Святые Модест и Крискентия, разведав о намерении хозяина, спасли святого Вита. Они увели его тайно из дома к берегу реки. Там нашлась пустая ладья. Святые взошли на нее. Ладья, ведомая Ангелом, спустилась по реке к морю, отплыла от берегов и благополучно доставила святых Вита, Модеста и Крискентию в итальянскую область Луканию.
В средние века христиане очень любили икону, на которой изображались святые мученики, плывущие по морю к Лукании. Эта икона почиталась как символ надежды на Божественную помощь в тяжелом положении. Икона ведь не только соответствовала факту из жития, но и понималась иносказательно – святые преодолевают море житейское с его бурями – искушениями.
В Лукании святые Вит, Модест и Крискентия жили тихо и мирно. Святой Вит продолжал пользовать больных и обращать язычников в христианство. Об этом донесли императору Диоклетиану. Святых Вита и Модеста доставили к императору. Святой Вит помолился о бесноватом сыне Диоклетиана и исцелил его. Император, пораженный дарованиями отрока, предложил перейти к нему на службу, суля почести и богатство, но при условии отречения от Христа. Святой Вит категорически отказался. Его и святого Модеста заключили в темницу, а потом публично подвергли мучениям. Святого Вита бросили в котел с кипящим оловом, а затем отдали на съедение льву. Но Господь хранил страдальцев. Тогда мучеников подвесили на столб и стали строгать железными когтями. Святая Крискентия, последовавшая за своими единоверцами, вышла из толпы любопытных и обличила императора. Ее схватили и так же стали пытать. Святой Вит воззвал ко Господу: «Боже, спаси нас силою Твоей». Внезапно началось землетрясение, под руинами зданий погибло много язычников. Император поспешил скрыться. Ангел Божий снял страдальцев со столбов и перенес в Луканию, где святые мученики попросили Творца забрать их к Себе. Так и произошло. Святые мирно предали свои души Господу.
Святой мученик Вит предпочел всем материальным ценностям Царствие Божие. Но точно так же поступил и святой мученик Лазарь, князь Сербский. Накануне битвы на Косовом поле ему явился Ангел Божий и предложил на выбор: долгое спокойное правление на земле или мученичество ради Царствия Небесного. Ангел сказал, что, если сербы победят в битве или просто договорятся с турками, то Сербия уцелеет как страна, но обязательно отречется от христианской веры. Если же сербы выйдут на битву и проиграют сражение, то государство падет, но вера обязательно сохранится, несмотря на многовековое рабство. Святой Лазарь избрал путь мученичества.
Святой мученик Лазарь Сербский чтится в один день со святыми мучениками Витом, Модестом и Крискентией. Видовдан – день, на котором как бы замыкается вереница православной святости от древности, средних веков и до наших дней. Об этом должны знать и помнить все православные христиане. Диоклетианы приходят и уходят, а Господь наш Иисус Христос всегда с нами.
«Иисус Христос вчера и днесь Той же и во веки» (Евр. 13, 8). Как и святые мученики Его…

Александр Гончаров

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

− 1 = 8