Церковь и Литургия

«Верую… во единаго Господа Иисуса Христа.., сшедшаго с Небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася», т.е. ставшего Человеком.
Когда мы произносим эти слова, мы признаем тот факт, что Бог действительно вступил в реальную историю человечества.
Без реальной истории нет православной веры. Без фактической стороны событий она может переплавиться в иную религиозную форму. Поэтому Православие – это благодатное вмешательство Бога в мировую историю. И сегодня уже невооруженным глазом видно, что весь современный мир живет взаймы у Православия.
Во все времена человеческого существования – и в древности, и Средневековье, да и сейчас человек задается не только вопросом «откуда он пришел», но еще больше – «в чем тайна его происхождения». Человека волнует неизвестность будущего, к которому он идет. Ему хочется узнать тайну грядущего, приподнять завесу над временем – а что произойдет дальше, потом? – чтобы иметь возможность уклониться от беды, избежать несчастья и… спастись.
Эту тайну открывает нам Божественное Откровение, которое мы называем Евангелием. Оно рассказывает о том, что Бог стал одним из нас, жил среди нас, точно таких же людей, две тысячи лет назад и в постоянном единении с Отцом участвовал не только Своим Божеством, но человеческой душой через молитву. Поэтому тот, кто видит и молится Иисусу, видит и молится Богу Отцу. Таким образом, каждый человек, идущий вместе с Христом, независимо от пола, возраста, национальности, включается вместе с Ним в союз, в общение с Богом. А это и есть тот спасительный выход за пределы человеческого бытия, который в виде надежды и возможности дарован каждому человеку, созданному по образу Божию уже с момента сотворения. Так, через человеческое бытие Христа мы все приобщаемся к Нему, а Он к нам в Таинстве Евхаристии.
Каждому человеку, живущему в этом временном мире, земная жизнь дается от Бога только один раз. Поэтому любая человеческая жизнь – это бесценный дар Божий. В честь Пресвятой Троицы и дар этот носит тройственный характер – сначала в утробе материнской, затем во времени и в пространстве, как сейчас, и, наконец, – в вечности. Поэтому и жизнь эта должна быть прожита осмысленно – с пользой для Бога и Отечества, а значит, для Церкви.
Мы все знаем и видим, что отпущенное каждому человеку время быстро сокращается и движется только в одном направлении – от прошлого к будущему. Но у Бога нет прошлого или будущего. У него есть только настоящее. А это значит, что рано или поздно мы все покинем этот мир и предстанем пред Судом Божиим. Об этом за каждым богослужением напоминает нам Церковь словами «…и добраго ответа на Страшном Судище Христове просим». А Господь сказал: «В чем застану, в том и судить буду». Поэтому, дай Бог, чтобы Он застал нас в том, что мы жили и трудились на земле во имя Божие – и для других людей, и для молодого поколения, для Родины и для Церкви. Церковь – это основанное и руководимое Иисусом Христом общество людей, верующих в Него и освящаемых в таинствах в надежде очищения от грехов и спасения в будущей жизни. Поэтому Церковь – это Мать своих детей. И она всегда желает нам не только небесного, но и земного благополучия. Она вовсе не запрещает нам наслаждаться земными радостями – красотой природы, музыкой, искусством, общением с животными. Она благословляет все, что не грязнит грехом душу человека. И лишь одно велит нам никогда не забывать, что временное всегда скоротечно и быстро проходит, а вечное – всегда вечно. Поэтому она и требует, чтобы среди всех земных радостей и забот человек никогда не забывал, что земная жизнь подарена ему для того, чтобы стать ступенью к жизни вечной. Иисус Христос сказал, что созданная Им Церковь, несмотря на все гонения, будет существовать до скончания мира и даже «врата ада не одолеют ее».
Сегодня Православная Церковь – это единственный в отечественной истории общественный организм, просуществовавший неизменно на протяжении тысячелетий. Церковь пережила все войны, смуты, гонения и расколы. Ее тайна заключается в Божественной литургии, за которой преломляется Тело Христово и изливается Его Святая Кровь.
Военные, политические и социальные перевороты меняют порой самый облик нашей планеты. Внешние и внутренние опасности подстерегают Святую Церковь на каждом шагу. Властолюбие вождей, бездушность чиновников, сотни тоталитарных сект, соблазны и натиск открытых противников – сатанистов и еретиков – ставят порою под удар само существование Церкви Христовой. Но она выдерживает все исторические битвы и кризисы. Тайна этой неодолимости заключается в ее Основателе, Иисусе Христе, Который и вчера, и сегодня, и во веки веков – Тот же. Церковь знает, что в ней живет Иисус Христос, и любит Его так же, как и Он любит Свою Церковь.
Бурный поток нашей истории часто захлестывал и опрокидывал незыблемый порядок вещей. Изменялось все в окружающем мире, и только Церковь оставалась непоколебимой в своей благодатной полноте и духовном совершенстве. Об эту твердыню разбивались все попытки исказить народную душу, изуродовать наше самосознание и упразднить русскую государственность. Доказательством этому служат отечественная история, врожденный религиозный такт русского человека и его обостренное нравственное чувство. Поэтому наше будущее немыслимо без опоры на Православную Церковь. А это значит, что каждому крещеному человеку просто необходимо посещать православный храм для встречи со своим Богом, сказавшим: «Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я среди них».
Конечно, Всемогущий Бог может услышать человека из любой точки нашей планеты. Но особая святость каждого православного храма заключается прежде всего в том, что именно в нем, и нигде больше, совершается Божественная литургия, за которой проходит вся земная жизнь Иисуса Христа, и все желающие причащаются Тела и Крови Христовых, поэтому и молитва, произнесенная в храме, обладает совершенно особой силой. Сама сакральность этого святого места и приход в храм человека усиливают любую молитву, подобно тому, как микрофон многократно усиливает и разносит по всему пространству даже тихо произнесенные слова. Поэтому каждый открытый православный храм – это могучая духовная крепость, где ангелы торжествуют, а демоны трепещут.
Святые отцы любили сравнивать Церковь с духовным кораблем. Управляет этим кораблем Бог Отец. Основатель – Бог Сын. Тот божественный ветер, который надувает паруса и ведет его, – Бог Дух Святой. Мачта этого корабля – животворящий Крест. Работники – священнослужители, а пассажиры – все верующие, которые переправляются на этом корабле через житейское море скорбей и болезней в горнее отечество, в Небесный Иерусалим, к тихой и вечной пристани.
И при этом Милосердный Господь не ограничивает нашей свободы, не требует и не приказывает, а как бы приглашает: «если кто хочет…» Не ставит перед нами жесткие условия, но помогает через святых. Он одинаково любит и верующих, и неверующих, потому что «Бог есть Любовь». Разница только в том, что верующие живут в осознании того, что происходит, и ответственности за то, чем сам отвечаешь на эту Любовь. А в лице святых, которые проходили этот земной путь с гораздо более тяжкими испытаниями, нам дан пример, как надо жить и что делать, чтобы спастись.
Поэтому возблагодарим Господа за то, что мы крещены в Православии и принадлежим к Его Святой Церкви. И даруй нам, Господь, постоянно чувствовать и осознавать себя не одинокими скитальцами в космическом пространстве, но Твоими детьми, соучастниками Твоих Божественных замыслов. Даруй нам сквозь рев и грохот современной компьютерной эры – такой могущественной и такой убогой – внимать тишине вечности и всегда слышать в ней Твой Божественный голос: «Я с вами, во вся дни, до скончания века!»

Протоиерей Леонид Константинов,
настоятель Николо-Иоасафовского собора г. Белгорода

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

+ 35 = 37