Встреча с храмом

При подготовке цикла документальных фильмов «Духовные ключи» съемочная группа ИМЦ «Православное Осколье» собрала немало материалов по истории пяти сельских храмов: Тростенец, Коньшино, Хорошилово, Солдатское и Дмитриевка.
Нет ни одного из них, где бы в годы советской власти от репрессий не пострадали обычные сельские священники. Об этом свидетельствуют архивные документы и люди.
Путь съемочной группы в Дмитриевку к храму во имя великомученика Димитрия Солунского начался в Белгороде. Необходимо было ознакомиться с документами, хранящимися в областном архиве. Надо сказать, что усилия были потрачены не зря. Выяснилось, что во время Великой Отечественной войны община храма официально была зарегистрирована не в 1944 году, как считалось ранее, а в 1945 году. Косвенно подтвердились факты, что храм являлся действующим в 1941-1943 гг. Это стало известно из анкет членов приходского совета и ревизионной комиссии. То есть рассказы о том, что службы в Димитриевском храме не прерывались и во время войны, полностью подтвердились. Вероятно, что храм никогда и не закрывался в годы советской власти, может быть, за исключением короткого периода в 1943 году, когда его использовали в качестве зернохранилища. Но данный факт говорит не столько о произволе атеистов, сколько о том, что после освобождения села зерно просто негде было хранить: амбары оказались разрушены после военных действий.
В 1944 году верующие жители села во главе со священником Тихоном Поярковым начинают процедуру регистрации православной общины и передачи ей храма. Сам отец Тихон, выходец из семьи священника, рядовой Красной Армии в 1917-1922 гг., рукоположенный во иереи в 1925 году в возрасте 29 лет священномучеником Петром (Зверевым), архиепископом Воронежским, прослужил в Дмитриевском храме недолго, всего два года. Однако в документе без датировки, приблизительно относящемся к 1970 году, среди списка членов «двадцатки», управляющей приходом, числится Тихон Михайлович Поярков. То есть отец Тихон до глубокой старости не разрывал связи с храмом вмч. Димитрия Солунского в Дмитриевке.
Встречи с местными жителями дополнили картину. Они вспомнили былые годы и поведали о судьбах пастырей, здесь служивших. Дмитриевский храм был возведен в староорусском стиле с использованием декоративной кладки. Построенный в конце XIX столетия на месте обветшавшего старого деревянного, он пережил все тяготы двадцатого века. К сожалению, время не пощадило его: по стенам трещины, пол частично прогнил, требуется ремонт крыши. Как-то перекликается нынешнее состояние церкви с тем печальным выводом, который делает настоятель иерей Виктор Родинов в справке 1947 года: «Вообще храм в данное время с внешней стороны удовлетворительный. Но при более заботливом отношении мог бы иметь лучший вид». И сегодня скромный сельский приход не может себе позвонить крупномасштабный ремонт.
Мы разговариваем с людьми, спрашиваем о священнике Никите Котеневе. Этот незаурядный батюшка стал настоятелем храма в 1932 году. Он, будучи человеком искренне верующим, совершенно не думал о принятии сана. Однако священномученик Онуфрий (Гагалюк), первый Старооскольский епископ, сам благословил отца Никиту на служение и рукоположил во священники в 1930 году.
Иерей Никита Котенев вместе со своим сыном псаломщиком Феодором во время гонений был арестован по надуманному предлогу в 1937 году. Буквально через два месяца отца Никиту расстреляли, а Феодор Котенев получил восемь лет лагерей.

О жизни священника Николая Приклонского, служившего после иерея Никиты Котенева, нам рассказала его внучка – Раиса Ивановна Ахмадеева. Отца Николая тоже арестовали, а его семья была выгнана из домика священника. Известно, что отца Николая сослали в Сибирь. И ни его жена, ни 15 детей так и не узнали, что с ним стало.
В послевоенную эпоху священники менялись часто. В 1980 году настоятелем стал отец Стефан Данча, который прослужил в храме 25 лет. Его полюбили прихожане, они неизменно вспоминают батюшку с теплотой в сердцах. Силами прихода он провел отопление, покрасил стены, обновил росписи. Об этом нам рассказала Зинаида Ивановна Какурина. Протоиерей Стефан Данча явил собою пример «пастыря доброго» и чуткого наставника.
Нельзя не отметить школьный музей в Дмитриевке. Его руководитель и учитель географии Анна Ивановна Кудинова ознакомила нас с экспонатами, документами и книгами, рассказывающими о жизни села в разные годы его существования. Особое внимание привлек уголок традиционного крестьянского дома и все, что связано с Великой Отечественной войной. Память о прошлом здесь сохраняется бережно, с любовью. Таким и должен быть подход к истории малой родины.
В поисках интересных фактов мы объехали все село, побывали на заброшенном ныне святом источнике в селе Чужиково – еще в 70-е годы сюда приходил крестный ход, на который собирались жители окрестных сел.
Думаем, что пятый фильм из цикла «Духовные ключи» о храме в селе Дмитриевка получится содержательным и откроет новые страницы его истории.

Александр Гончаров

2 комментария

  1. Мы вас приглашаем в с. Нижнее Чуфичево что бы показать и рассказать о храме Михаила Архангела.В 42 — 43 г в храме пытали,расстреливали окруженцев 21 и 40 армий,братские могилы были, да были рядом. Имеются и захоронения немцев рядом с храмом. Построен храм Василием Александровичем Юдиным помещиком ,штабс капитаном в 1853 году.С 2010 г ведутся восстановительные работы, но уже третий год проходят службы. Приезжайте ,мы будем рады.
    Житель села Давыдов

    1. Здравствуйте! Спасибо за приглашение. О храме в с. Нижнее Чуфичево нашей телестудией были сняты фильм и сюжет. Ознакомиться с ними Вы можете по ссылкам: https://www.youtube.com/watch?v=A-r5iXaGuas&feature=emb_logo

      Полная историческая справка по храму Архистратига Михаила находится на нашем сайте в разделе «II Старооскольское благочиние (сельские)»

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

8 + 1 =