Рождественские чтения – о вызовах времени, школе, русской культуре

XXVIII Международные Рождественские образовательные чтения прошли под знаковым событием – 75-летием Великой Победы. Осмыслению величайшего подвига народа были посвящены конференции, секции, и в первую очередь выступление Святейшего Патриарха Кирилла в Государственном Кремлевском дворце.
В своем докладе он отметил, что источником и прочным основанием Победы стало возвращение народа к его духовным корням. «Великая Отечественная война стала неким рубежом в истории Русской Православной Церкви. Неслучайно в годы войны началось возрождение церковной жизни. Послереволюционные гонения на Церковь в 1940-е годы были ослаблены благодаря патриотической позиции, которую она заняла в самые первые дни войны», – сказал Первосвятитель.

Русская школа целостного развития

Уроки истории нужно не только усвоить самим, но и передать их молодому поколению. О том, как учителя стараются донести до детей события героического времени прошлого, шла речь на многих секциях. Нам удалось побывать на конференции «Православное краеведение и просвещение». Порой мы думаем, что глубинка сегодня умирает, но вот удивительный пример: школа возродила целое село в Ярославской области. Ивановскую школу Борисоглебского района называют не иначе как русским чудом. С 1995 года учебным заведением руководит Владимир Сергеевич Мартышин, журналист, бывший редактор популярного в советское время литературного журнала «Москва». В 90-е годы он уехал из столицы работать учителем в сельскую школу, правда, имеющую богатую историю. Недавно Владимир Сергеевич принял сан священника.
Созданную им школу он называет русской, или целостного развития. Основная цель – привитие детям традиционного мировоззрения, поэтому ее часто сравнивают с школой известного дореволюционного педагога-новатора Сергея Рачинского, положившего в основу образования семейное воспитание, традиции русской народной жизни и ее православные устои.
«В школах изучают войны и революции. А мы объясняем, что помогало нашим предкам побеждать», – часто повторяет Владимир Сергеевич Мартышин. В школьном расписании есть предметы, которые не встретишь в ФГОСах – «Отечествоведение» и «Добротолюбие». Отечественную историю преподают не только на уроках. При школе много лет действует поисковый отряд «Пересвет». Ребята идут по местам боев, исследуют захоронения погибших солдат, устанавливают имена воинов и встречаются с их родственниками. Ученики и преподаватели Ивановской школы нашли и перезахоронили с почестями останки более 500 советских воинов. Безусловно, такая патриотическая работа накладывает особый отпечаток на души подростков, им и в голову не придет подвергать сомнениям героический подвиг своего народа.
В небольшой школе, построенной в середине XIX века, сегодня обучается более 150 ребят, здесь работает 20 бесплатных кружков, школьники учатся петь, играть на музыкальных инструментах, танцевать, лепить глиняные игрушки, ставить спектакли, шить. Сегодня небольшая сельская школа настолько востребована, что едва вмещает всех желающих. В Ивановское переезжают жить семьями. За последнее десятилетие количество жителей села выросло на 400 человек. Так что далеко не все наши сограждане стремятся жить в столицах и обучать своих отпрысков за границей. Как говорит отец Владимир, «сегодня нередко можно услышать, что за последние 20 лет страна потеряла поколение, так вот нами не потерян за это время практически ни один человек».
На конференции немало докладов было посвящено сохранению памяти новомучеников и исповедников российских, краеведческой работе, поднимались вопросы изучения истории Великой Отечественной войны на внеурочных занятиях. К сожалению, согласно образовательным стандартам, на освоение великого подвига народа отводится всего лишь шесть часов в 11 классе!
Старооскольский проект «Духовные ключи» представила методист старооскольского института развития образования Алла Николаевна Осокина. Она вкратце рассказала о сотрудничестве управления образования с ИМЦ «Православное Осколье». Все фильмы телестудии «Летопись», посвященные старинным храмам Белогорья, включены в программу внеурочной деятельности по православной культуре.

Новое время – новые вызовы

Цифровые технологии, прорывные медицинские исследования могут нести не только благо, но и определенные риски и даже разрушение этических норм. На конференции «Актуальные вопросы биоэтики», работу которой возглавил протоиерей Дмитрий Смирнов, поднимались проблемы эвтаназии и процедур ЭКО, проникновение трансгуманистических идей бессмертия и генетического улучшения человека в медицинскую генетику. Новейшие медицинские технологии позволяют сегодня не только лечить сложные генетические заболевания, но и вмешиваться в «святая святых» – редактировать геном человека на стадии развития эмбриона. Сегодня в медицине отсутствует понимание статуса эмбриона – это человек или нет? В России пока запрещены эксперименты с эмбрионами, зато в Китае они идут полным ходом. Уже родились девочки-близнецы, чьи геномы были отредактированы на стадии эмбрионального развития для защиты их от ВИЧ-инфекции. В медицинском сообществе такой эксперимент над людьми вызвал неоднозначную оценку. По мнению участников конференции, нельзя рассматривать эмбрион как инструмент, с помощью которого можно производить «моделирование» будущего человека.
Процедура ЭКО сегодня является одной из обсуждаемых в православном сообществе тем. Возникают группы людей и даже движение за признание Церковью экстракорпорального оплодотворения, ссылающееся на церковный принцип икономии, который позволяет решать вопросы с позиции снисхождения и практической пользы. Ирина Васильевна Силуянова, заведующая кафедрой биомедицинской этики Российского государственного медицинского университета им. Н.И. Пирогова, в своем выступлении обосновала несостоятельность попыток редактирования «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» по отношению к ЭКО.
По словам ученого, при любой технологии ЭКО осуществляется уничтожение эмбрионов. «Если мы допускаем ЭКО, значит, мы признаем способ уничтожения ребенка, – подчеркнула Ирина Васильевна. – Такое снисхождение ведет нас к беззаконию. Следующим шагом станет признание эвтаназии».
Проблему будущего генетической паспортизации россиян затронула в своем докладе к.м.н. Наталья Викторовна Богданова, член Совета по этике Минздрава РФ, заслуженный врач России, онколог. Она отметила, что массовые генетические исследования, проводимые с разными целями, исподволь входят в повседневную жизнь россиян: тестирование всех новорожденных с целью раннего выявления наследственных заболеваний, родителей будущих детей, спортсменов, военных, пожарных, преступников, а также всех желающих – для установления родства, генеалогического древа, подбора лекарств, методов профилактики тяжелых заболеваний и т. д. К 2027 году планируется открыть 65 генетических лабораторий. К соответствии с указом Президента, к 2025 году каждый россиянин должен будет получить так называемый «генетический паспорт». В этой связи потенциальная доступность персональных генетических данных делает каждого человека заложником системы тотального контроля, недобросовестных действий (в том числе и криминального характера) со стороны третьих лиц.

О пробуждении чувств добрых

Давно известно, что искусство способно сильно влиять на состояние души человека. Сегодня самым мощным фактором воздействия, безусловно, является кинопродукция. О том, что можно или нельзя смотреть детям, шла речь в московском духовном театре «Глас» на секции «Учитель и кино: образ, тенденции, перспективы». Инициаторами ее проведения выступили организаторы ярославского молодежного кинофестиваля «Свет миру». Десять лет они собирают в копилку хорошие игровые и документальные фильмы и предлагают их учителям в качестве методического пособия. В этот раз протоиерей Евгений Глазунов, заместитель председателя кинофестиваля «Свет миру», предложил участникам секции посмотреть один из конкурсных фильмов и попробовать себя в качестве жюри. На суд общественности был вынесен короткометражный фильм Виктории Рунцовой «Теленок», проникнутый добротой и жертвенной любовью.
На секции было представлено несколько интересных проектов. Педагог-религиовед Ирина Николаевна Дядченко подняла тему просвещения родителей посредством киноискусства, она рассказала о образовательном проекте «Берега», который помогает родителям и педагогам ориентироваться в безбрежном океане кинопродукции. Зарубежные, советские и современные фильмы для детей и подростков систематизированы и распределены по возрастным группам (подробнее с проектом можно ознакомиться на сайте http://kino-slovo.ru/).
Необычное знакомство с классической литературой предложил кинорежиссер студии «Союзмультфильм» Сергей Георгиевич Струсовский. В его проекте «Русская литература» научный анализ совмещен с анимационным рядом. Литературные произведения комментирует теоретик и историк русской литературы и культуры Древней Руси, профессор, доктор филологических наук Александр Николаевич Ужанков.
Выступающие говорили о психологических аспектах восприятиях кино, о том, что должно служить критериями хорошего-плохого фильма, и о важности просмотра мультфильмов детьми вместе с родителями.

И немного личного…

Москва встретила участников Рождественских чтений по-рождественски: на площадях сверкали украшениями елки, новогодние инсталляции с героями русских сказок оживляли Манежную площадь, на Красной площади на катке веселилась молодежь, детвора каталась на каруселях. А фоном праздника служили песни советского времени. В какой-то из дней выпал долгожданный снег, он слегка припорошил деревья и дорожки.
Новый парк «Зарядье» поражал неожиданными световыми решениями: играющие цветом поляны, мерцающие шары, подсвеченные деревья. Концертный зал «Зарядье» со стеклянными фасадом, медиакоплекс с «машиной времени» и «полетами над Москвой», ледяная пещера, для создания которой было заморожено около 70 тонн воды, соседствуют со старинными храмами XVI века – Зачатия Святой Анны и святой мученицы Варвары. Несмотря на все старания архитекторов, они, на мой взгляд, с трудом вписываются в этот инновационный проект. Это такое фантастическое соединение прошлого и будущего, где настоящее присутствует только в тебе, идущем мимо этих чудесных метаморфоз. И возникает вопрос, куда направить стопы: заглянуть в маленький Зачатьевский храм, где за толстыми стенами скрывается древняя Русь, или пройтись по Парящему мосту и полюбоваться современной панорамой Москвы? Этот выбор будет стоять перед нами теперь всегда…

Светлана Воронцова

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

66 − 63 =