«Обретя Крест Господень, мы обрели радость»

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня – событие церковной истории, которое практически сразу же стало неотъемлемой частью череды христианских праздников. Церковь отмечает его 27 сентября. В этот день свое престольное торжество отпраздновал Крестовоздвиженский храм Старого Оскола.
Божественную литургию в этот день совершил настоятель Александро-Невского кафедрального собора протоиерей Алексий Зорин, ему сослужили настоятель Крестовоздвиженского храма протоиерей Александр Богута, настоятель Ильинского храма протоиерей Василий Истомин и клирик Крестовоздвиженского храма протоиерей Олег Зеленевич.
«Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой святый, имже нас спасл еси от работы вражия», – торжественно звучало величание под сводами старинного храма. Слова молитвы вместе с хором повторяли прихожане. Несмотря на будний день, храм был полон: мужчины и женщины, взрослые и дети спешили преклониться Честному Животворящему Кресту Господню. После службы пестрая людская река двинулась крестным ходом вокруг храма. С иконами и хоругвями, под пение молитв люди шли, не обращая внимания на ветер и непогоду. Золоченые кресты и оклады сияли, светились лица прихожан, исполненные радости.
– Обретя Крест Господень, мы обрели радость, – отметил в своей проповеди протоиерей Алексий Зорин. – Мы чествуем Крест не только потому, что его древа касались Божественного Тела и по ним лилась Божественная Кровь. Прежде всего мы величаем его, потому что он стал не орудием позорной смерти, а священным жертвенником, на котором совершено дело искупления рода человеческого. К сожалению, сегодня многие, кто называет себя христианами, не понимают этого глубокого смысла. Такие люди говорят: можно ли чтить нож, которым убили вашего сына? Но они не рассуждают, что смерть человека не равна смерти Сына Господня. Вечный, бесконечный, всемогущий, Он умалился до нашей бренной природы, чтобы претерпеть вместе с нами и за нас же пострадать. И не случайно ему была выбрана казнь, которая считалась самой позорной. Господь же Своей силой, Своей волей все преобразил. Смерть стала Воскресеньем, орудие убийства – жертвенником.
История обретения Креста Господня в IV веке равноапостольной Царицей Еленой хорошо известна. Позже он хранился в Иерусалиме, откуда в 614 году был похищен персами, но спустя несколько лет возвращен императором Ираклием. Император по внушению патриарха Зосимы, в смиренной одежде и босой, внес его в храм, откуда он и был ранее похищен. Это событие совершилось также 27 сентября по новому стилю.
Гораздо меньше мы знаем о его последующей судьбе. По одним источникам, Животворящий Крест оставался до 1245 года в том виде, в каком он был обретен при царице Елене, во Святом Граде. Позже, по преданию, Крест был раздроблен на малые части и разнесен по всему миру. Большая его часть хранится и до сего времени в Иерусалиме, в особом ковчеге в алтаре храма Воскресения, принадлежащего грекам. Частица Святых Животворящих Древ хранится и в Крестовоздвиженском храме Старого Оскола.
Наши прародители не мыслили своей жизни без Креста: «Кресте Христов – прекрасная похвала христиан, честная проповедь апостолов, царский венец мучеников, драгоценное украшение пророков, блистательнейшее озарение всего мира!». И пусть сегодня многие не понимают суть христианского поклонения Кресту, и кажется, что благодать Божия оскудевает в людях – крестное знамение во все века давало силы в самых, казалось бы, невыигрышных ситуациях, поддерживало дух православных и после всех испытаний станет знамением победы Христовой, пришествия Христова в этот мир.

Юлия Кривоченко

Всенощное бдение накануне Воздвижения Креста Господня. Александро-Невский кафедральный собор 

Божественная Литургия, крестный ход. Крестовоздвиженский храм

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

+ 47 = 51