Капитан Господа Бога

На Руси всегда чтили святого праведного Иисуса Навина – глубоко верующего человека, грозного полководца и талантливого умного политика древнего Израиля.

Когда обращаешься к Ветхому Завету и попадаешь в период движения евреев к земле обетованной Палестины, то почти сразу же перед глазами раскрывается дикий необузданный мир знойных пустынь, опаленных солнцем степей, дремучих корней и вершин гор, редких, но благословенных тенистых лесков и рощ, рек, струящих свои солено-сладковатые воды к Чермному морю.
Мир средневековой Руси тоже был неистов, беспокоен и не причесан гребенкой технической цивилизации. Русским князьям, воинам и крестьянам фронтира (порубежья) праведный Иисус Навин был гораздо понятнее, чем нам, людям, живущим в XXI столетии от Рождества Христова. Тогда не имелось и в помине пацифизма, феминизма и трансгендерства. Они – идеологическое и физиологическое развлечение умирающего культурно-исторического типа, когда утеряно само понятие греха, да и совесть материалистически переведена в разряд нервно-химических реакций организма.

Стяги и хоругви Руси

Мертвые погребают своих мертвецов, а живые шагают вместе с живыми. Русь была молода, жива и верила в Бога, признавала чудеса Господни и любила святых Его. Недаром знамена с изображением коленопреклоненного праотца Иисуса Навина перед Архистратигом воинств небесных Михаилом пользовались признанием на Руси.
Потери и раны, нанесенные временем человеческой памяти, огромны. И многое осталось за горизонтом прошлого. Известно лишь, что подобный стяг имелся у великого князя Василия III – родителя царя Иоанна Грозного. Под таким же знаменем шел в сибирский поход против хана Кучума Ермак Тимофеевич. Хоругвь с праведным Иисусом Навином и Архангелом Михаилом принадлежала и князю Димитрию Пожарскому, освободителю Москвы от власти польских захватчиков в 1612 году.
Святой Иисус Навин воспринимался православными русскими не как герой из далекого прошлого, а как человек, удивительно похожий на них самих. И Библия читалась не только по чисто религиозным мотивам, но и как просто интересное собрание назидательных и поучительных текстов. Всем романам XX и XXI веков не сравниться по популярности с Ветхим и Новым Заветами.

Осия и Иисус

Имя праведного Иисуса Навина в Библии встречается часто. Оно есть в следующих книгах: Исход, Числа, Второзаконие, естественно, в Книге Иисуса Навина, Книге Судей, 3-х Царств, Книге пророка Неемии, Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Послании апостола Павла евреям, Деяниях святых апостолов.
На Руси и в христианской Европе отлично знали о житии праотца Иисуса Навина и его чудесах. Он ведь был одним из ближайших и верных соратников пророка Моисея, выведшего евреев из плена в Египте (Исх. 33, 11; Чис. 11, 28; Нав. 1, 1).
Пророк Моисей чрезвычайно доверял праведному Иисусу Навину, с ним он пошел на гору Синай (Исх. 24, 13-14). Пророк не только ставил праотца Иисуса Навина командовать войском (Исх. 17, 9), но и отправил на разведку земли Ханаан (Чис. 13, 2-19). Следовательно, пророк находил необходимые качества у Иисуса Навина для выполнения столь сложных миссий: смелость, хладнокровие, верность, умение поступать по разуму и не поддаваться эмоциям.
Перед отправкой на военное изучение Ханаана пророк Моисей нарек его Иисусом. До этого он носил имя Осии, сына Навина из колена Ефремова. Перемена имени совершенно неслучайна. В древнееврейском языке Осия (в переводе – «спасение, помощь») имеет общую основу с именем Иисус (в переводе – «Бог – спасение, помощь»). Легко сравнить Hosua (Осия) и Jehosua (Иисус).
Возвращение праведного Иисуса Навина из разведывательного поиска предотвратило при помощи Божией самый настоящий бунт среди еврейского племени, убоявшегося доли избранного народа и возмечтавшего вернуться в Египет (Чис. 14, 1-10).

«…Стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою!»

Библейские сюжеты, связанные с праведным Иисусом Навином, привлекали внимание литераторов всех времен и народов: «Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь [Бог] Аморрея в руки Израилю, когда побил их в Гаваоне, и они побиты были пред лицем сынов Израилевых, и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою!
И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: «стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день»? (Нав. 10, 12-13).
И даже в секуляризированном XX веке поэты вспоминали это чудо:

В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города…

(Николай Гумилев. Слово).

Чуть из хлябей явился земной простор,
(«Так точно!» – сказал сапер),
Господь Бог сотворил Инженера
Инженерных ее величества Войск
С содержаньем и в чине Сапера…

***
И когда под холмом у Евреев шел бой,
Сын Навинов скомандовал солнцу: «Стой!»
Потому, что он был капитаном
Инженерных ее величества Войск
С содержаньем и в чине Сапера.

(Редьярд Киплинг. Саперы (Королевские инженеры))

У Киплинга Инженер – это аллегория человека, а капитан инженерных войск, конечно же, руководитель людей.

«Иерихонские трубы»

В XX столетии от Рождества Христова всю планету захлестнула волна агрессивного безбожия. Под видом научного взгляда подвергнуты были сомнению и книги Библии, и христианство, и историческая достоверность событий, описанных в Ветхом Завете. Атеисты и агностики начали глумиться и над праведным Иисусом Навином. Сама атмосфера древних времен оказалась воспринята через призму современного общества, пораженного скептицизмом.
Выражение «иерихонские трубы» давно вошло в литературный обиход. Оно имеет отношение к взятию праведным Иисусом Навином одного из древнейших городов Ближнего Востока – Иерихона (Арихи): «И призвал Иисус, сын Навин, священников [Израилевых] и сказал им: несите ковчег завета; а семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом Господним. И сказал народу: пойдите и обойдите вокруг города; вооруженные же пусть идут пред ковчегом Господним. Как скоро Иисус сказал народу, семь священников, несших семь труб юбилейных пред Господом, пошли и затрубили трубами, и ковчег завета Господня шел за ними; вооруженные же шли впереди священников, которые трубили трубами; а идущие позади следовали за ковчегом, во время шествия трубя трубами… Таким образом и на другой день обошли вокруг города однажды и возвратились в стан. И делали это шесть дней. В седьмой день встали рано, при появлении зари, и обошли таким же образом вокруг города семь раз; только в этот день обошли вокруг города семь раз. Когда в седьмой раз священники трубили трубами, Иисус сказал народу: воскликните, ибо Господь предал вам город!.. Народ воскликнул, и затрубили трубами. Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ громким голосом, и обрушилась стена [города] до своего основания, и народ пошел в город, каждый с своей стороны, и взяли город» (Нав. 6, 5-19).
Кто только из заядлых атеистов не посмеялся над этим чудом!
Однако настоящая наука подтвердила Библию и посрамила хулителей. Археологи установили, что Иерихон, укрепленный по принципу хеттских городов, имел две стены. Так вот эти стены упали одномоментно: одна – внутрь города, другая – наружу. Археологически также подтверждены разрушения и пожары в городах Ханаана, располагавшихся на пути армии праотца Иисуса Навина (ок. 1550-1300 гг. до Р. Х.).

Старое-новое язычество

Воевали древние евреи жестоко. Они столкнулись с народами, поминавшими богов, в святилищах которых приносились детские жертвы и практиковалась храмовая проституция со всеми известными извращениями. Как же не возмутиться сердцам при виде заклания ребенка с пытками и мучениями (языческие демоны должны были наслаждаться этим)! Матери же дитяти предписано было радоваться, улыбаться и ни в коем случае не плакать. И безжалостности воинства удивляться сложно. Хотя людям, пережившим две мировые войны в XX веке, вряд ли можно предъявлять какие-либо претензии к праведному Иисусу Навину. Атомная бомба, отравляющие газы, концлагеря с «душегубками», ковровые бомбардировки городов и сел с самолетов – это атрибутика «цивилизации» нынешней, а не древней эпохи завоевания Ханаана (Палестины).
Читая о сражениях и благочестии праведного Иисуса Навина, невольно опять обращаешься к Киплингу (он-то постигал поэтику Ветхого Завета!):

Пала на земли и воды
Ярости мрачная тень.
Восстали на нас народы.
Темен грядущий день.
Но, извлекая из ножен
Мечи, – да страшатся враги! –
К Тебе притекаем, Боже!
Господи, помоги!
Воинств Небесных Владыка!
Суди не по нашим делам:
Мы в неразумии диком
Творили неистово срам.
Но каемся и умоляем:
Рабов беззаконных прости!
На милость Твою уповаем:
Дай силы на смерть идти.

(Редьярд Киплинг. Моление перед битвой)

Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал. (Ветхий Завет, Иисус Навин, 5, 13-15).

Иногда думаешь, а что бы сказал праведный Иисус Навин, узрев нашу современную жизнь?
Пожалуй, он бы подивился восстановлению языческих мерзостей древности, отсутствию любви к Богу, к ближнему своему, да и к самим себе тоже, погоне за нелепой модой и суетой сует, трусливым методам ведения войн (когда нет столкновения лицом к лицу, а все решает техника, позволяющая убивать противника на огромных расстояниях), отсутствию почтенной старости и неумению учить юность. Наверное, вся Земля показалась бы ему Ханааном, застывшим в ожидании судов Божиих.
Хотя, увидев храмы Божии и людей, спешащих на богослужения, праотец Иисус Навин все же бы посчитал, что не все потеряно для человека XXI века, пусть и отравленного дыханием Содома. Ибо пока есть в мире настоящая чистая вера в истинного Бога, мир и стоит.
Праведный Иисусе Навине, моли Господа Бога о нас, грешных и недостойных!

Александр Гончаров

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

4 + 4 =