Духовный капитал России. Сикорские

2019 год можно было бы в нашей стране объявить годом Сикорских. Иван Алексеевич Сикорский (1842-1919), профессор, доктор медицины, являлся психиатром с мировым именем, а сын его – Игорь Иванович Сикорский (1889-1972) признан великим авиаконструктором XX века.
В 2019 году имеются две «круглые» даты: сто лет со дня ухода ко Господу Ивана Алексеевича и 130 лет со дня рождения Игоря Ивановича.
И. А. Сикорский в России почти забыт, а И. И. Сикорского обычно вспоминают только при рассмотрении истории отечественной авиации. А между тем их работа и достижения составляют духовный капитал русского государства и народа.

Иван Сикорский

Само понятие духовного капитала как раз и ввел Иван Алексеевич: «В оценке судеб и будущности народов необходимо принимать в расчет все пережитые ими исторические и биологические прецеденты. Современные народы, сильные духом и числом, представляют собой не простую случайность или беспочвенный каприз судьбы, но являются естественным, органическим заключением необозримой цепи предшествующих событий. Выделившись из ряда других своими биологическими особенностями в незапамятные доисторические времена, талантливые народы внесли затем в свою природу и жизнь колоссальные, неисчислимые затраты психической энергии и этим составили высокопробный духовный капитал (выд. мною – А. Г.). Этот капитал они передали своим потомкам как бесценное биологическое наследие, на котором у потомков зиждется их современное историческое величие».
Таким образом, чем больше мы отставляем в сторону то, что оставили нам предшественники в качестве своего дара в духовной сфере, тем сложнее нам строить свою национальную и государственную жизнь в настоящем. Одновременно мы ударяем и по будущему, духовный капитал ведь требует приращения, а не разбазаривания по пустякам. И тем более опасно неиспользование и заброшенность его. Здесь наблюдается парадокс «духовного капитала»: не берешь – теряешь, черпаешь полной чашей – увеличиваешь.
Отец и сын Сикорские попали в «черный список» советской власти и доморощенных либералов вполне закономерно. Они оба принадлежали к числу стойких русских монархистов и являлись православными христианами. И уже поэтому их старались «сбросить с корабля современности» в пучину моря беспамятства…
Иван Алексеевич Сикорский родился в многодетной семье православного священника из Киевской губернии. Первоначально Иван избрал ту же стезю, что и его родитель, пройдя обучение в духовном училище и семинарии. Но потом, увлекшись естествознанием, юноша добивается поступления в Киевский университет святого Владимира. Ум, небывалое трудолюбие, честность, способность генерировать свежие идеи в дальнейшем составили ему славу ученого, способного разбираться со самыми сложными задачами. Область увлечения И. А. Сикорского составили общая психология, психиатрия (в особенности детская), педагогика (по К. Д. Ушинскому) и неврология. При этом Сикорский увлеченно собирал книги, интересовался проблемами истории, антропологии и социологии. К тому же он отлично владел не только родным русским языком, но и хорошо знал церковнославянский, латынь, немецкий, французский, английский чуть хуже (его он выучил уже в достаточно зрелом возрасте).
Иван Алексеевич огромное значение отводил нравственному воспитанию и не мыслил его без развития здорового национального чувства у русского народа.
Старший Сикорский организовал в 1912 г. первый в мире Институт детской психопатологии. Его труды усиленно переводили на иностранные языки. Например, книга «Душа ребенка» была издана почти во всех странах Европы (в том числе и на болгарском, немецком, испанском и других языках). Самого исследователя приглашали на международные конференции и избирали почетным членом психиатрических сообществ в разных странах Европы. Сикорский, кроме того, стал основателем журнала «Вопросы нервно-психической медицины» и Врачебно-Педагогического Института для умственно-недоразвитых, отсталых и нервных детей (1904). Он активно консультировал клиники, читал лекции, боролся с пьянством и интересовался профилактикой самоубийств. И православная вера совсем не мешала ему, а наоборот, помогала. Это только безбожникам чудится противостояние религии и науки, которое на самом деле обнаружить невозможно, находясь в трезвом уме и здравой памяти.
Сикорский оставил нам и очень качественные публицистические работы. Его описание пребывания в Киеве батюшки Иоанна Кронштадтского, с которым он был знаком лично, интересно почитать и русским людям нашей эпохи («Отец Иоанн Ильич Сергиев Кронштадтский и его пребывание в Киеве». Киев, 1893).
Любимым городом И. А. Сикорского изначально стал Киев. Вот как он видел идеал своего города: «На Киев смотрит вся Россия… Значение центра русской национальной жизни начинает переходить к Киеву, и на киевлянах лежит высший долг перед городом и родиной: мы должны укреплять возникшую здесь русскую твердыню. Пора нам сказать: мы – сыны великого народа, и здесь, в историческом Киеве, хозяева – мы!»
1917 год все сломал. В отпадении Малороссии (Украины) и развоплощении русского города Киева в XXI столетии видна вся лживость революции…

Игорь Сикорский

Игорь Иванович Сикорский был пятым и самым младшим ребенком в семье. Он, в отличие от отца, оказался увлеченным не биологией, а техникой. Особое внимание младший Сикорский обратил на авиацию. Покорение воздушного океана влекло его неудержимо. А ведь это занятие в те годы являлось смертельно опасным. Невольно вспоминаются пушкинские строки:

Все, все, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья –
Бессмертья, может быть, залог!
И счастлив тот, кто средь волненья
Их обретать и ведать мог.

Сикорский создает свой вертолет, аэросани, поднимает в 1910 году в воздух первый самолет собственной конструкции. Он лично пилотирует свои авиамашины. Устанавливает рекорд по перелетам на самолете С-6А.
Именно И. Сикорский привлек широкое внимание к пользе для армии гидросамолетов.
В 1912-1917 гг. он уже трудится главным конструктором в отделе «Русско-Балтийского вагонного завода» в столичном Санкт-Петербурге и строит выдающиеся для своего времени многомоторные самолеты «Русский витязь» и «Илья Муромец». Фактически именно И. И. Сикорский становится отцом тяжелой дальней авиации. А его самолет «Илья Муромец» побивает все тогдашние мировые рекорды по дальности полета и грузоподъемности.
Газеты часто пишут о талантливейшем русском изобретателе и пилоте. Сикорский признается национальным героем. Государь Николай Александрович в 1913 г. лично ознакомился с самолетом «Русский витязь». Игорь Сикорский от императора получил наградные золотые часы. Кроме того, по воле самодержца авиаконструктору были переданы сто тысяч рублей для проведения дальнейших разработок, Сикорского наградили орденом Святого Владимира IV степени, что по законам Российской Империи давало право на дворянство. Известна фраза, сказанная сыном Игоря Сикорского – Николаем: «Отец очень уважал Николая II. Царь произвел на него сильное впечатление, когда со знанием дела задавал вопросы, осматривая «Гранд» («Русский витязь»)».
Поклонники всего коммунистического любят тыкать в нос всем и вся успехами советской авиации в годы Третьей Отечественной войны. Но конструкторский талант Николая Николаевича Поликарпова (1892-1944) вряд ли бы раскрылся без Сикорского.
Октябрьский переворот 1917 года положил конец русской карьере авиаконструктора. Бывший сослуживец предупредил Игоря Ивановича, что его готовятся арестовать как сторонника монархии. И в феврале 1918 года через Архангельск Сикорский покидает родную страну навсегда.
Эмигрантская доля первоначально для И. И. Сикорского оказалась несчастливой. Во Франции его разработки после завершения Первой Мировой войны не потребовались, а построенный в России «Илья Муромец» ворота в авиационную промышленность ему не открыл. Сикорский перебирается в США. Долгое время просто перебивается заработками случайного порядка. Но при помощи русских эмигрантов он создает свою фирму. И становится, в конце концов… отцом современной американской авиации, добиваясь выдающегося успеха в вертолетостроении. Даже уйдя на пенсию, Сикорский принимал участие в разработках нового вертолета.
Живя в США и добившись финансового успеха, сам Игорь Иванович Сикорский активно помогал русским эмигрантам, православным общинам, русским культурным фондам.
И. И. Сикорский, как и его отец, слыл человеком разносторонним. Его перу принадлежат несколько весьма примечательных работ религиозной тематики. При этом Игорь Сикорский, руководствуясь христианским мировидением, сумел рассмотреть перспективы надвигающейся эпохи: «…Главенствующей концепцией, в значительной степени заменившей веру в Бога и, следовательно, подорвавшей уважительное отношение к достоинствам человеческой личности, является вера в нового огромного супер-Молоха, в новый мировой порядок, представляемый и навязываемый сегодняшним состоянием мира. Эта высшая идея, ставшая почти религией, считается наиболее агрессивной частью человечества гарантией создания нового прекрасного мира всеобщего благоденствия, развития и славы».
И еще: «Весь исторический процесс и трагический опыт нашего времени показывают, что человеческий интеллект и высшее научное образование неспособны к распознанию духовного зла и беспомощны, чтобы сопротивляться его зловещей опасности.
Научные открытия и инженерные изобретения находятся в услужении у зла, способствуя распространению лжи, страха, ненависти и убийства в беспрецедентной степени. Множество фактов подобного характера подтверждают мысль Соловьева, что люди и нации неспособны сопротивляться сколько-нибудь значительное время смертельной отраве духовного зла, если они не находят поддержки в высшем порядке бытия. Автор верит, что такая поддержка, или, другими словами, Божественное руководство и защита испрашиваются во фразе «и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого».
Духовное наследие, созданное русским народом, частичкой которого, без всякого сомнения, обнаруживается труд отца и сына Сикорских, нам необходимо. Без него мы уподобляемся лягушкам или комарам на болоте. Без него Россия не сможет обрести своего истинного места в мире.

Александр Гончаров

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

31 − 22 =