Тепло вечной любви

20 ноября Русской Православной Церковью совершается празднество в честь иконы Божией Матери «Взыграние» (Угрешской). Этот Богородичный образ принадлежит к разновидности иконографического типа «Елеуса», по-русски называемого «Умиление».
«Взыграние» – это воспевание в красках вечной любви Богоматери к Сыну и Сына к Ней. Образ Девы Марии преисполнен доброты, ласки и, наверное, является замечательной иллюстрацией к словам Господа: «…не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 3). Наиболее распространенная икона Божией Матери «Взыграние» (иначе – «Взыграние Младенца») передает нежность Богомладенца, Его резвость на руках Девы Марии. Таким образом, эта икона христоцентрична. Спаситель является центром иконы, и она сама служит проповеди Господа нашего Иисуса Христа. Икона «Взыграние Младенца» первоначально появилась в Византийской православной империи не позже XI века, а распространение получила на Балканах, Святом Афоне и Руси примерно с XIII века.
Об Угрешской иконе Богородицы «Взыграние» невозможно рассказать, не касаясь истории Николо-Угрешского монастыря. Основание обители приходится на конец XIV века. Благоверный великий князь Дмитрий Донской в 1380 году отправился навстречу армии татаро-монгольского правителя – темника Мамая. Естественно, сердце святого князя находилось в смятении. Ордынцы заключили союз с литовцами, набрали в Крыму наемную пехоту и собрали огромное по меркам Средневековья войско. В планах Мамая было, по крайней мере, повторить Батыево нашествие на Русь в 1237 году. Из документов известно, что «Благоверный великий князь Дмитрий Иванович Донской вышел из града Москвы против нечестивого Мамая, царя татарского, и, отойдя от Москвы на пятнадцать верст с воинством своим, установил шатры на месте, поросшем густыми травами, для отдыха. И явился ему на этом месте пречудный образ Николая Чудотворца, красками разукрашенный, звездами светло окруженный и ярким светом осиянный, стоящий сам по себе в воздухе над сосной, здесь растущей, никем не поддерживаемый. Молящемуся ему великому князю Дмитрию Ивановичу сошла сама с высоты эта святая икона и далась в честные руки его.
По возвращении же благоверного князя с битвы с преславною победой он достиг снова того места, где образ чудесно в честные руки к нему снизошел, и о дарованной ему победе поблагодарив Бога и Угодника Божия Николая, совершил молебен со своим воинством. И в то время сам благоверный великий князь Дмитрий Иванович с благоверными князьями и боярами нарек это место именем Угреша, которым оно зовется до сего дня, и повелел на этом месте соорудить храм во имя и в честь святителя угодника Христова Николая Чудотворца и воздвиг тут обитель славную и удовольствовал ее щедро всем необходимым к пропитанию».
Само название Угреша производится от слов, сказанных Дмитрием Ивановичем по поводу явления иконы святителя Николая Чудотворца: «Сия вся угреша сердце мое!» Князь воспринял чудо как знак дарования Богом победы, а слово «угреша» в данном случае означает «согрело». То есть сердце было согрето, наполнено особенной теплотой, расстроившей все дурные чувства.
Явление чудотворной иконы Божией Матери «Взыграние» (Угрешской) приходится уже на XVIII век. К сожалению, записей об этом не сохранилось. Но икона сразу же становится чтимой не только в Николо-Угрешской обители, но и далеко за ее пределами.
Однако Угрешская икона Богородицы несколько отличается от классического типа «Взыграние Младенца». Она более лаконична и, если угодно, лирична. И гораздо ближе по своему изобразительному наполнению к классической же русской «Елеусе» – Владимирской иконе Божией Матери. Если обратиться к слову «угреша», то эта икона и призвана согревать наши сердца. Так что ее двойное наименование неслучайно.
После 1918 года, когда революция и гражданская война полыхнули по всей стране, когда вместо любви люди избрали сведение счетов и месть друг другу, а монастырь был просто разорен, следы иконы теряются, и судьба чудотворного образа неизвестна. Но сохранилось множество ее списков, самый старый из которых датируется 1814 годом. В Николо-Угрешском ставропигиальном мужском монастыре, восстановленном уже в 90-е годы XX столетия, хранится два чтимых списка чудотворной иконы Божией Матери «Взыграние».
Святитель Григорий Палама так поучает нас в своем «Слове на Благовещение»: «Девственная Мать и есть граница между тварной и нетварной природой, и Ее, как вместилище Невместимого, будут знать те, кто знает Бога, и воспевать Ее будут после Бога те, кто воспевает Бога. Она есть основание тех, кто до Нее, и предстательница тех, кто после Нее, и Заступница вечная. Она предмет прорицания пророков, начало апостолов, утверждение мучеников, основание учителей. Она слава земных, веселие небесных, украшение всякой твари. Она начало, источник, корень нашего упования на небе, достичь которого да будет нам дано Ее молитвами о нас, во славу прежде всего от Отца, рожденного и в последние времена от Нее воплотившегося Иисуса Христа, Господа нашего, которому подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне, всегда и во веки веков».

Александр Веневцев

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

30 + = 33