Святые Горы: два монастыря и две иконы

В православном календаре на 30 июля приходится празднование в честь Святогорской иконы Божией Матери «Одигитрии» – святыни старинного Свято-Успенского Святогорского монастыря, который располагается в Псковской области. В этот же день в Свято-Успенской Святогорской лавре на Украине чтят свой Святогорской образ Богородицы, именуя его «Донбасским». По истории икон и монастырей России можно проследить историю нашего государства, перелистать ее радостные и печальные страницы.
Монастырь на Псковщине был основан по распоряжению царя Иоанна Васильевича Грозного в 1569 году после явления иконы Божией Матери на Синичьей горе, прозванной с той поры Святою Горою. Пастуху Тимофею, которого почитали как блаженного, Сама Пречистая указала, как обрести Ее икону. Псковичи пришли на гору крестным ходом, где был совершен молебен. «Во время чтения Евангелия вдруг воссиял свет, воздух наполнился благоуханием, и все увидели на сосне икону Одигитрии».
Уже изначально обитель строилась из камня как крепость на северо-западных рубежах Русского царства. Сам царь с любовью относился к монастырю. Он лично приказал передать монастырю книги, ризы и колокол. В годы Ливонской войны (1558–1583) и Смуты (1598–1613) обитель обороняла нашу страну, и многие жители Псковской земли находили убежище от нападения врагов за монастырскими стенами.
Начальную историю Святогороского монастыря на юге Российского государства проследить сложно. По преданию, его основание относят к временам до татаро-монгольского нашествия. «Святые Горы» на правом берегу реки Северский Донец упоминаются еще в XVI веке, но лишь как русский форпост. Из монастырской челобитной царю XVII века мы узнаем: «В 1628 г. приходили к Святым Горам татары, и Ваше государево богомолье разорили, церковное и монастырское строение поимали все без остатку, и нас, богомольцев ваших, поимали в полон». То есть в это время Святогорский монастырь был действующим, и вполне вероятно, что момент его учреждения необходимо отнести к более ранним годам. С 1644 г. монастырь по указу царя Михаила Федоровича стал официально исполнять функции крепости. Он противостоял набегам крымских татар на русские земли.
Вплоть до Петра Первого правители из династии Романовых покровительствовали обоим Святогорским монастырям. И на севере, и на юге на угодьях, принадлежавших обителям, развивалось уникальное монастырское хозяйство. Тысячи паломников стремились в эти монастыри. Однако все закончилось в XVIII столетии, когда при Екатерине II развернулась широкая секуляризация монастырских земель и последовало массовое закрытие сотен обителей. Конечно, все проводилось под предлогом, что монахам надо больше молиться, а не заниматься хозяйственными делами, да и неприлично монастырям владеть землею и крестьянами. Истинные же причины таковы. Екатерина Вторая (1729–1796), урожденная София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, отстранила от власти своего мужа, законного императора Петра III, совершив в 1762 году государственный переворот при помощи дворянской гвардии. Чувствуя шаткость своей власти, императрица вынуждена была подкупать дворянство, раздавая ему все новые и новые земли с крепостными крестьянами. В результате этой политики Святогорский монастырь на Псковщине был низведен до третьеразрядного со значительным сокращением братии и лишением почти всех пашен и лугов. А Святогорская обитель на Слобожанщине закрыта.
Возрождение монастырей произошло только в XIX веке. Новый этап развития Свято-Успенского монастыря под Псковом начался при царе Александре I в 1820 г. Южная обитель как Святогорская Успенская пустынь была возобновлена святителем Иннокентием (Борисовым) по указу императора Николая I в 1844 г. Тогда же монах-афонит, побывавший в пустыни, написал икону Богородицы. Так по воле Божией появилась ныне чтимая икона Божией Матери Святогорская (Донбасская). Предположительно, это был список с более древней иконы, сейчас утерянной. Прообраз находился в иконостасе храма Рождества Пресвятой Богородицы, а список – в пещерном храме пророка Иоанна Предтечи, Крестителя Господня. Различалось изображение Богомладенца: на первой иконе Спаситель изображался со свитком в руке, а на второй – со скипетром.
Северная Одигитрия представляет особый тип иконы в иконе. В центре композиции изображение Божией Матери с Богомладенцем на руках, которую с правой и левой сторон словно поддерживают Ангелы. На верху иконы – образы Бога-Отца и ангелов, внизу – блаженный Тимофей, молящийся перед иконой Богородицы. Перед этим образом Пречистой Девы Марии наверняка молился Александр Сергеевич Пушкин, неоднократно бывавший в монастыре в период Михайловской ссылки (1824-1826) и друживший с игуменом Ионой. Михайловское, родовое поместье Ганнибалов-Пушкиных, находилось в Псковской губернии. И в 1835 году Пушкин совсем не случайно вспоминал о «днях изгнания»:

И бурные кипели в сердце чувства,
И ненависть, и грезы мести бледной.
Но здесь меня таинственным щитом
Святое Провиденье осенило,
Поэзия как ангел-утешитель
Спасла меня, и я воскрес душой.
(Черновой набросок стихотворения «Вновь я посетил…»)

На территории обители находится и фамильная усыпальница Ганнибалов-Пушкиных. В Успенском соборе в Одигитриевском приделе стоял гроб Пушкина перед погребением. Здесь же, в монастыре, великий русский поэт и обрел место последнего приюта на этой грешной земле.
Святогорскую Свято-Успенскую пустынь на Северском Донце, ставшую духовно-просветительским центром Слобожанщины, посещали писатели Антон Чехов и Иван Бунин. Федор Тютчев поэтично описал обитель в стихотворении «Святые Горы»:

Сладкий час успокоенья!
Звон, литии, псалмопенья
Святогорские молчат –
Под обительской стеною,
Озаренные луною,
Богомольцы мирно спят.
И громадою отвесной,
В белизне своей чудесной,
Над Донцом утес стоит,
К небу крест свой возвышая…
И, как стража вековая,
Богомольцев сторожит…

В этих местах бывал художник Илья Репин, среди его этюдов есть «Вид Святогорского монастыря на Донце».
В XX веке, при советской власти, оба монастыря закрыли. Северный монастырь относительно хорошо сохранился из-за того, что его включили в общий комплекс Пушкинского музея-заповедника, а само поселение Святые Горы переименовали в Пушкинские Горы. На территории южной пустыни был открыт Всеукраинский Дом отдыха имени Артема. Храмы обители предали поруганию. На месте алтарей обустраивались туалеты и лечебные ванны. Святые Горы тоже переименовали. Только название не устоялось: их называли то Красные Горы, то Горы Артема. В годы Великой Отечественной войны Святогорская пустынь была сильно разрушена.
Святогорскому Свято-Успенскому монастырю на Псковщине фашисты приготовили еще более страшную участь. Он был заминирован вместе с могилой Александра Сергеевича Пушкина, и взрыва не произошло, как утверждали очевидцы, только чудом Божиим.
В 1992 году монастыри возвращены Русской Православной Церкви. Вернулись в монастырские храмы и чудотворные иконы Божией Матери. В 2004 году Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение о присвоении Святогорскому Свято-Успенскому монастырю на Северском Донце статуса Лавры.
Бога нельзя обмануть. Он всегда направляет историю по истинным путям. И перед Святогорскими иконами Богородицы и на Псковщине, и на Слобожанщине православные христиане поют: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои Богородице: но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся Невесто Неневестная».

Александр Веневцев

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

11 − = 9