«Не прикасайтесь к помазанным Моим…»

Царь-страстотерпец Николай II и святой благоверный князь Андрей Боголюбский

Два раза в русской истории мы видим полный разрыв со всем изначально сложившимся устоем жизни. После 1237 года и после 1917-го. По своим трагическим последствиям монголо-татарское нашествие и революционный террор с более поздними репрессиями сопоставимы даже и без натяжек. И гниение душ было страшнее разорения домов. Но что-то ведь предшествовало погромам привычной человеческой жизни?..
Сто лет прошло с даты злодейского расстрела государя Николая Александровича и всей царской семьи. «Царь-мученик Николай II со своим многострадальным семейством входит ныне в лик страстотерпцев. Величайшее преступление, совершенное в отношении его, должно быть заглажено горячим почитанием его и прославлением его подвига. Пред униженным, оклеветанным и умученным должна склониться Русь…Невинно пролитая кровь возродит Россию и осенит ее новой славой!» – так говорил святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский.
В этот же день, 17 июля, Русская Церковь вспоминает святого благоверного князя Андрея Боголюбского, убиенного изменниками в 1174 году. У Бога случайностей не бывает. В Тверской летописи есть строки: «…И свещаша убийство на ночь, якоже Иуда на Господа». Они взяты из рассказа о преступлении в Боголюбово. Но разве нельзя приложить их и к расправе в Екатеринбурге в 1918 году?..
Николай Александрович был самодержцем Всероссийским, но и великого князя Андрея Боголюбского современники называли самодержцем. Будучи избранным на вече на княжение, князь Андрей впервые на Руси установил единовластие, заботясь о защите и укреплении своей земли.
Самодержец всегда на Руси понимался не как самоуправный тиран, но как властитель, не зависящий от капризов элиты и равно относящийся к законным правам всех сословий. Самодержавие коренным образом отличается от понятия «абсолютной монархии» на Западе. Иван Лукьянович Солоневич остроумно подметил различия между русским самодержавием и абсолютизмом во Франции или Испании: «Русский «абсолютизм» есть самодержавие от вельмож и бояр, европейское «самодержавие» есть приказчик вельмож и бояр. Московское «самодержавие» было ограничено: Церковью, Думой, Собором – но главным образом Церковью».
Благоверный князь Андрей Боголюбский являлся жестким правителем, существенно ограничившим произвол знати. И народ любил его. При нем на Руси началось празднование Покрова Пресвятой Богородицы, при нем воссиял свет Владимирской и Боголюбской икон Богородицы. По свидетельству летописца, в 1162 году святой князь Андрей сказал: «Я белую Русь городами и селами застроил и многолюдною сделал». В этом он видел цель своей жизни, но не только в походах и войнах.
Современный историк Петр Мультатули так характеризует последнего русского самодержца и его эпоху: «Величие русского царя, по глубокому убеждению императора Николая II, заключалось не в войнах и победах, не в богатстве и славе. Оно заключалось в служении Христу и России. России не только сегодняшней, земной и материальной, но и России духовной, вселенской, России будущего века.
Часто приходится слышать, что государь был «слишком» верующим, «слишком» предавался молитве, что это якобы мешало ему занятию государственными делами. Но история последнего царствования полностью опровергает подобные утверждения. Именно при этом царе-молитвеннике Россия достигла огромных высот и в народном хозяйстве, и в экономическом развитии, и в науке, и в культуре. Именно при этом внешне мягком и задумчивом государе, Россия совершила колоссальный рывок вперед, такой рывок, что затем почти полвека мы жили за счет дореволюционных заделов. Основа главных советских успехов заложена в эпоху Императора Николая II. Ученые, конструкторы, механики и даже во многом рабочие первых десятилетий советской власти были продуктами старой дореволюционной культуры».
Обратим внимание на два явления из нашей истории, связанные с жизнью и смертью государя Николая II и великого князя Андрея Боголюбского. От момента убийства благоверного князя Андрея Боголюбского и до нашествия монголов на Русь прошло более 60 лет. Это было время окончательного разрушения централизованной власти и усиления боярского гнета. Княжеской сильной власти, не зависящей от «сильных людей», фактически, не было. Князья враждовали друг с другом, и даже неудачное сражение на реке Калке с монголами в 1223 г. не помогло сплотиться. Поражение русских определялось не количеством врагов (все сказки о стотысячном войске Батыя учеными давно уже отброшены), а раздраем среди князей, не желавших приходить на помощь соседям. После великого князя Андрея никто не был настолько авторитетен, чтобы считаться самодержцем. Нас били порознь.
Все свершилось по словам преподобного Феодосия Печерского, написанным еще на заре Киевской Руси: «Бог наводит какую-либо казнь или иноплеменников по гневу Своему за то, что мы не обращаемся к Нему, а междоусобная брань бывает по наущению от диавола и от злых людей. Бог не хочет зла людям, но добра; а диавол радуется всякому злу, совершаемому между людьми: он издревле враг нам, хочет убийства, кровопролития, воздвигая свары, убийства, зависть, братоненавидение, клеветы. Поэтому, если какая-либо страна согрешает, Бог наказывает ее смертию, или голодом, или нашествием иноплеменников, или бездождием и другими различными казнями, чтобы мы, покаявшись, жили так, как Бог велит, вещая нам чрез пророка: «обратитеся ко Мне всем сердцем вашим в посте и плаче». (Иоил. 2, 12). Если бы мы пребывали в заповедях Божиих: то и здесь удостоились бы получить блага земные, и по отшествии из мира – жизнь вечную. Но мы постоянно вращаемся в нечестии, прилагая грехи ко грехам, во всем прогневляя Бога, совершая злое пред очима Его».
После гибели самодержца и императорской семьи в 1918 году Божья кара постигла страну. Гражданская война и репрессии подрывали народное единство. И только Великая Отечественная война (1941-1945) на какой-то срок сплотила людей. Но она стоила многочисленных жертв…
Советский Союз, укрепившийся после потрясений в урезанных границах бывшей Российской империи, пал в 1991 году, через 73 года, прошедших после преступления в Ипатьевском доме. В СССР искусственно были нарезаны советские феодальные «уделы» – «братские республики», легко сбежавшие из единого государства. Коммунистическая атеистическая идеология оказалась слишком слабой для сохранения целостности державы. Советские вожди отличались одной чертой: при жизни им поклонялись как идолам, а после смерти свергали с пьедесталов. Толпа с удовольствием осуждала то культ личности Сталина, то волюнтаризм Хрущева, то брежневский застой. Без Креста и царя страна постепенно деградировала и… распалась. Не помогли ни технические достижения, ни атомное оружие, ни мавзолей, ни энтузиазм манифестаций трудящихся на Красной площади.
Убиение царской семьи в 1918 году и гибель князя Андрея Боголюбского – это результаты отвержения Бога и спора с Ним человека. В обыденном человеческом понимании ни благоверный Андрей Боголюбский, ни страстотерпец Николай Александрович не заслужили той страшной участи, что их постигла. С точки зрения христианской, Господь прославил их, они вступили в Жизнь Вечную как святые Его. Народ наказал Бог, отняв правителей, которых мы по грехам своим оказались недостойными.

Александр Веневцев

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

72 ÷ 8 =