«…Изведи нас от рова страстей»

Не часто из истории нам удается узнать имя автора, по воле Божией создавшего ту или иную икону. Валаамскую икону Божией Матери, празднование которой совершается 14 июля, написал в 1878 году иеромонах Алипий (Константинов), насельник Спасо-Преображенского Валаамского мужского монастыря. «Богородица на иконе изображена в рост, стоящей на золотом облаке, перед собой Она обеими руками держит Младенца Христа (левой рукой поддерживает Его снизу, правой – спереди). Облачена в красный мафорий и темно-синий хитон, не скрывающий Ее босых стоп. Богомладенец изображен фронтально в желтом хитоне, правой высоко поднятой рукой благословляет, в левой – держава, увенчанная крестом. В художественном стиле иконы сочетаются академическая живописная манера и иконописная традиция Афона конца XIX в. В нижнюю часть иконы игумена Гавриилом была вложена частица ризы Божией Матери». Так описан образ в «Православной энциклопедии».
Факты, связанные с нахождением иконы и чудесами, зафиксированы в «Сказании об обретении образа Пресвятой Богородицы, именуемого Местная Валаамская». Человек, любящий русскую историю, обязательно откроет для себя, что иконами Пресвятой Богородицы как бы отмечается путь нашего народа и нашего государства. Ведь не случайно Русь почитается одним из уделов Божией Матери.
В 1896 году произошла коронация последнего российского императора Николая Александровича, прославленного Русской Православной Церковью в чине страстотерпца. На престол он вступил после безвременной кончины отца – императора Александра III. Благоверный царь Николай II говорил: «Если вы видите меня столь спокойным, то это потому, что я имею непоколебимую веру в то, что судьба России, моя собственная и судьба моей семьи – в руках Господа. Что бы ни случилось, я склоняюсь перед Его волей».
Валаамская икона Божией Матери была явлена в 1897 году. До этого она по причинам, которые не могут объяснить до сих пор, находилась в кладовой монастыря. Икону обрели благодаря указаниям крестьянки Н. А. Андреевой, которая увидела место нахождения ее во сне. До революционной катастрофы оставалось 20 лет.
В 1917 году, когда пала русская монархия, по милости Божией была обретена икона Божией Матери «Державная». Причем открытие ее происходило сходно с обретением Валаамской иконы. Крестьянке слободы Перервы Бронницкого уезда Евдокии Адриановой Богородица открыла во сне, что в с. Коломенском имеется Ее забытая икона, которую необходимо найти. Что и произошло в дальнейшем.
«Название иконы соответствует ее иконографии. Богородица представлена как Царица Небесная и Царица Земная: облаченная в красное одеяние, напоминающее царскую мантию «цвета крови», и в зеленый хитон, Она восседает на престоле с полукруглой спинкой, в простертой правой руке – скипетр, левая возложена на державу, на голове — царская корона, окруженная золотым нимбом. На коленях Богородицы – отрок Иисус Христос в светлом одеянии, с благословляющей десницей, левой рукой указывает на державу; вверху в облаках – благословляющий Господь Саваоф.» (Православная энциклопедия. – М., 2006. – Т. 14.).
В обретении двух икон – «Валаамской» в 1897 г. и «Державной» – после февральской смуты начала XX века четко узнается действие Промысла Божия.
На Валаамской иконе Божия Матерь изображена босой, но у Господа нашего Иисуса Христа, которого Она несет, в руке – держава. Православные паломники ради смирения и благоговея перед святынями отправлялись в монастыри пешком и обязательно босыми.
В древности обувь нередко имела признак статуса. Простонародье даже и сандалий не имело, а за сапоги пурпурного цвета, надетые пусть богатым и знатным человеком, в Византии могли и казнить, ибо такую обувь имел право носить только император.
Валаамская икона Божией Матери звала русских людей к покаянию, смирению и борьбе с грехами, которые грозили разрушить православную Российскую империю. Может быть, из-за этого икона и пришла к нам в 1897 году. Но покаяния не последовало. Империю разрушили. Тогда явилась икона Божией Матери «Державная», где Богородица – Царица и сама берет под покровительство страну. Однако не надо полагать, что этим обозначается наша какая-то избранность, наше мнимое безгрешие. Пресвятая Дева на царском троне и в царском одеянии со скипетром и державой – это опять напоминание нам о нашем покаянии. Богородица как бы говорит с любовью: «Неразумные дети, вы погубили государство свое. И вы могли бы погибнуть и исчезнуть с лика земли, если бы Я сама не защищала вас от вражеских сил. Перестаньте угрызать и угнетать друг друга. Отриньте мечтания толпы и будьте народом православным. Сын Мой любит вас, так узрите через иконы Мои проявление Любви Его».
Сейчас в XXI столетии большинство русских людей привычно жалуется на свои беды, ругает власть, соседей, иногда и родственников. А не лучше ли всем покаяться и помолиться перед Валаамской иконой Божией Матери или иной иконой Богородицы от всего сердца и не кривя душою: «О, Чудная и вышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати! Услыши ны грешныя и недостойныя рабы Твоя, в час сей молящияся и припадающия к Тебе со воздыханием и слезами и умильно глаголющия: изведи нас от рова страстей, Владычице, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злых клевет и от неправеднаго и лютаго навета вражия…» Тогда точно, хоть и на малость, мы можем стать лучше. И мир, окружающий нас, тоже.

Александр Гончаров

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

6 × = 18