Священномученик Онуфрий (Гагалюк). Мысли о Церкви

В начале XX столетия Россия, погруженная в хаос революции, столкнулась с целым рядом проблем различного характера. Экономическая и социальная неустроенность, отрицание важных общественных институтов, борьба с Церковью привели к тому, что Россия рассыпалась на глазах. Декрет о свободе совести в ряду прочих ограничений ставил крест на духовном образовании в стране. Опыт нескольких столетий оказался невостребованным и ненужным строителям светлого будущего. Образованный человек способен мыслить и делать выводы, а такие граждане были не нужны тем, кто намеревался утопить страну в крови ради достижения своих целей. Самая главная революция должна была произойти в мышлении людей. Обесценивание прошлого, отречение от Бога и Церкви подходили для этой цели как нельзя лучше. Те люди, которые были несогласны с новым строем – подвергались уничтожению. Но, несмотря на угрозу жизни, они продолжали писать и размышлять о судьбах своей страны и месте Церкви в ее жизни. Одним из таких людей был архиепископ Онуфрий (Гагалюк).

Владыка Онуфрий посвятил всю свою жизнь служению Богу и людям. Размышления о судьбах Церкви являются центральными в его письменном наследии. Церковь – это то место, где человек может и должен спастись от греха и смерти.
Обучаясь в Духовной Академии, будущий архипастырь пишет кандидатскую диссертацию, посвященную учению о спасении в трудах митрополита Филарета (Дроздова). Данная тема была избрана А. М. Гагалюком не случайно. Ректор Академии епископ Сергий (Страгородский) задавал тон научным изысканиям своих студентов. Владыка Сергий пишет блестящую работу «Православное учение о спасении», под влиянием ректора будущий священномученик Онуфрий также избирает тему, посвященную вопросам спасения во Христе. Епископ Сергий внимательно следит за научными изысканиями и жизнью одаренного студента, и спустя годы именно он, будучи местоблюстителем Патриаршего престола, назначает епископа Онуфрия правящим архиереем в Старый Оскол.
Не имея возможности заниматься церковной наукой в полном объеме, владыка Онуфрий много пишет. Его проповеди и статьи проникнуты заботой о Церкви и любовью к Ней. Церковь – это место спасения, место обретения единства с Богом. «Господь даровал нам еще здесь, на земле, особую благодатную жизнь, которая содержится только в пределах Церкви Православной. Он зовет приступить к святым таинствам церковным для нашего духовного роста все выше и выше. Господь открыл нам вход в Царство Свое Небесное, куда призывает вслед за благоразумным разбойником войти и всех нас. Сколько любви, милосердия, сострадания внес Спаситель в человеческую среду, полную лжи, зависти, вражды и ненависти! Ум человеческий не может уяснить всю силу добра, сделанного Христом Богом всем людям». Эти строки написаны в 1924 году. Не ненависть и вражда, а мир Христов – вот средства, которыми, по мысли владыки, необходимо врачевать любое разделение.
Сам верный сын Церкви, святитель особо переживал за детей, которые насильно отлучались от Церкви и не получали надлежащего церковного воспитания. «Великое несчастье приносят людям те, что отвлекают их от Бога. Ибо это значит отрывать человека от Источника Истины, добра, красоты. Некоторые люди говорят: можно быть верующим в Бога, а зачем принадлежать к Церкви… Господь не желает видеть своих последователей вне Церкви Божией. Как много ныне людей, которые отреклись от Бога и объявили себя неверующими… А дети, несчастные дети! Они говорят всякие кощунства, глумятся над всем священным… О, необычайно тяжело это видеть и слышать нам, служителям и пастырям Христа Бога».
Святитель предупреждает в своих письмах родителей, которые из ложного страха отказались от веры и тому же учили своих детей. Желание временного комфорта, страх и ложный стыд – это тот фундамент, на котором невозможно воспитать свое дитя. Лишить ребенка веры – это все равно, что лишить его самого прекрасного, самого драгоценного сокровища детской души. «Как много прекрасного и светлого в нашей святой вере православной, что может восхитить душу юноши! Законы любви ко всем людям, даже к врагам, самоотверженное служение людям даже до смерти… Как много здесь светлого, возвышенного, способного воодушевить юношей на великое и светлое! Увы, ничего этого не знают многие современные юноши и девушки. Пуста, мрачна и уныла душа современного поколения, ибо без Бога, как без солнца, не может жить человек».
Слова владыки Онуфрия звучат как пророчество и предостережение всем родителям, которые порой размышляют над тем, стоит ли приобщать к вере своих детей. Если бы современники владыки были способны осмысливать окружающую их действительность без идеологических шор, то многих катаклизмов и катастроф в XX веке можно было бы избежать. Читая слова и проповеди священномученика Онуфрия сегодня, мы можем извлечь из них урок, помня об ужасных ошибках прошлого.
Святитель Онуфрий бесстрашно проповедовал Христа, потому что именно Господь был целью и смыслом его жизни. Находясь в тяжелейших условиях, архипастырь с уверенностью пишет о необходимости проповеди Слова Божия. Чтобы вернуть народ в храмы, необходимо постоянно говорить о Христе. «Разве только в храме мы должны говорить о Боге, о божественном учении, о жизни? Не только в храме, а и на всяком месте, где придется: где есть души неверующих, незнающие Бога и сомневающиеся. Ты, дорогой друг, спрашиваешь меня: что будет с Церковью православной лет через тридцать, когда верующие, коих теперь немало, умрут, а их сменит нынешнее поколение – злых и злобных врагов Церкви Божией. А что же мы им противопоставим? Нужно сказать тебе, дорогой друг, что наряду с врагами Церкви Божией растут несомненно и друзья ее; пусть будет их немного, но они страшны своей Истиной».
Непоколебимая вера – это вообще то, что отличает как владыку Онуфрия, так и его современников, мученически окончивших свою жизнь. Архиепископ Верейский Иларион (Троицкий), ближайший сподвижник Святейшего Патриарха Тихона, также учил о Церкви Православной, без которой нет спасения. На Соловках у владыки Илариона заключенные спрашивали – «Ленин антихрист?» – «Нет, просто проходимец», – отвечал с улыбкой будущий священномученик. Там же, на Соловках, профессор Московской Духовной Академии И. В. Попов, лишенный своей библиотеки, по памяти дописывает фундаментальный труд о блаженном Августине, веря в то, что гонения и неустроенность церковной жизни – это временные явления. Имея такие примеры, мы, современные христиане, можем с уверенностью сказать, что все препятствия в жизни возможно преодолеть силой Божией. Новомученики Русской Церкви жертвовали своей жизнью, зная, что врата ада не одолеют Церковь Божию. «Что является основой самопожертвования в христианской вере? – пишет святитель Онуфрий. – Любовь – не только к христианам, но и к противникам, и даже хулителям веры – атеистам современным. Если потребуется, христианин отдаст жизнь свою и за невера, его ненавидящего. Христос Бог умер за нас, когда все мы были чадами стада Божьего. Он благотворит и верующим, и безбожникам. И к сему призывает Христос Спаситель и своих последователей».

Протоиерей Максим Горожанкин, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы (с. Песчанка)

Рубрика: Без рубрики. Прямая ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 + 6 =