Царь и праведный Иов

19 мая – 150 лет со дня рождения императора Николая II

Чтобы правильно понимать царя Николая II, надо быть православным. Недостаточно быть человеком светским или номинальным православным, или полуправославным, или воспринимать Православие как свое хобби, сохраняя при этом прежний – советский или западный (что, по существу, является одним и тем же) культурный багаж. Надо быть сознательно православным, православным по существу, культуре и миропониманию.

Протоиерей Андрей Филлипс,  2015 г.

В конце 80-х гг. прошлого столетия мне попалась книга одного автора – А. Белова, доктора философских наук и откровенного атеиста, где он просто издевался над православной святостью, насмешничал, кощунствовал без оглядки и все сводил к эксплуататорской роли Русской Православной Церкви. Собственно, философией, историей, да и обыкновенной научной объективностью это издание даже и не пахло. И называлась эта книга – «Святые без нимбов». Естественно, что само название «труда» Белова у православного человека вызывает отторжение. Но если задуматься, то окажется, что безбожник, полностью запутавшись в своих мыслях, все же изрек (не по Промыслу ли Божию?!) правду в названии. Ведь на этой грешной земле люди к XIX–XX векам разучились видеть и признавать святость, а святые по ней же не ходят с нимбами, дабы каждый мог обнаружить Божьего избранника. Святые себя не ощущают святыми. Им это не нужно. Богу – тоже, ибо Он все видит и все знает.

Искра святости

Однако православные христиане, читающие жития святых, мне могут возразить: «А как же преподобный Серафим Саровский? Его святость была явлена Богом при дольней жизни! Или священномученик Онуфрий (Гагалюк)? Архипастыря верующие почитали святым еще до ухода ко Господу, а с мест, где ступала нога святителя Онуфрия, они подбирали земельку».
Так-то оно так. Но большинству образованного общества Российской империи батюшка Серафим представлялся шарлатаном, и только личное участие государя Николая Александровича решило вопрос о канонизации преподобного Серафима.
А для безбожников и коммунистов святитель Онуфрий, первый епископ Старооскольский, совсем не казался святым. Они преследовали его как врага политического строя (хотя таковым он не был) и сеятеля религиозного «опиума». Смирение атеисты почитали за хитрость, а доброту и милосердие – за лукавство. И поступали со святым по думам и прихотям своим…
Святость нельзя рекламировать. В этом просто нет смысла. Реклама чужда ей по природе ее.  Святость удостоверяет о себе сама, но это еще надо узреть неравнодушным сердцем.
Сам Предвечный Бог сошел на землю. А смогли ли люди понять и принять Его Святость? Нет. И этот факт известен из истории человеческого рода. Сына Божьего распяли на Голгофе посреди двух разбойников…
У святости есть еще одно свойство, совершенно непонятное материалистам-мудрецам. У апологета II-III вв. Тертуллиана имеются замечательные слова: «Хотя душа заключена в тело, как в темницу, хотя она помрачена извращенными учениями, хотя она лишена бодрости благодаря страстям и похотям, хотя она рабски служит ложным богам; однако, когда приходит в себя, освободившись как будто от опьянения или сна, или какой- либо болезни, и делается снова здоровою, то произносит имя, Бог, и одно только это имя, так как истинный Бог действительно есть един. Все говорят: велик Бог, благ Бог и что Бог даст. Душа свидетельствует о Нем, как Судии, когда говорит: Бог видит, вручаю Богу, Бог воздаст мне. О свидетельство души, по природе христианки!» То есть душа всегда стремится к Богу, пусть и подспудно, и когда сбрасывает с себя греховные одежды – устремляется к святости. Так и огонь вырывается из маленькой искры залитого дождем и почти затухшего костра…

Грехи и дары

6 мая 2018 г. (по юлианскому календарю) исполняется 150 лет со дня рождения последнего российского императора Николая Александровича из династии Романовых. Русской Православной Церковью он с семейством и верными слугами причислен к лику святых страстотерпцев.
6 мая – это день памяти святого праведного Иова Многострадального. Государь читал Книгу Иова и великолепно знал житие святого. Сам царь неоднократно находил параллели в своей жизни и в Книге Иова. Мне кажется, что главная схожесть страстотерпца Николая Второго и ветхозаветного праведника заключается в том, что окружающие люди, и даже довольно близкие, откровенно обвиняли их в грехах, которых они не совершали. Это не вызывает особых сомнений, разве что надо сделать поправку на то, что святой Иов Многострадальный жил в обществе, где безбожие было редкостью, и друзья обвиняли его в неблаговидных поступках, делах и мыслях, оскорбивших Творца, а страстотерпец царь Николай укорялся образованным слоем России по мотивам чисто светским. Но праведный Иов не грешил перед Господом, а император Николай Александрович, наверное, был одним из лучших правителей в истории нашей страны.
Россия при Николае Втором динамично развивалась, рос научный и образовательный потенциал, а население увеличилось не менее чем на 50 миллионов человек. Империя не была раем на земле, но адом тоже не являлась. Достаточно малой толики фактов, чтобы понять это. Украшением нации стали имена химика Дмитрия Менделеева, биолога Ивана Павлова, художника Виктора Васнецова, изобретателя и авиаконструктора Игоря Сикорского, поэта Николая Гумилева, святого Иоанна Кронштадтского и многих, многих других. К 1917 году только 7 процентов населения лечилось в платных медицинских учреждениях, остальное же – в бесплатных, что стало возможным благодаря развитию земской медицины. А из уже советской статистики мы узнаем, что в 1920 г. (см. данные переписи Наркомпроса РСФСР) 86 процентов детей и подростков в возрасте от 12 до 16 лет грамотны. И это не заслуга советского строя – идет гражданская война! Это дары Царской России. И сколько же в мире было стран, которые могли бы тогда только позавидовать этому: та же Италия, или государства почти всей Латинской Америки… Про Азию (кроме Японии), Африку и говорить-то не надо.
У ревнителей Иосифа Сталина бытует в ходу фраза: «Сталин принял Россию с сохой и оставил ее с ядерной бомбой». Она приписывается известнейшему английскому политику Уинстону Черчиллю. Что здесь интересно? А все это просто обыкновенная ложь. Черчилль ничего подобного не писал и не говорил, а фраза принадлежит британскому марксисту Исааку Дойчеру. При этом родоначальники советского атомного проекта, такие, как А. Ф. Иоффе, Н. Н. Семенов, В. Г. Хлопонин, Л. В. Мысовский получили высшее образование в Царской России, а И. В. Курчатов и Г. А. Гамов учились у преподавателей, сформировавшихся при империи, а не в СССР.
Так что и сказку про переход от сохи к бомбе пора бы сдать в утиль.

Царская семья и скука «новых язычников»

Россия начала XX века при царе Николае Александровиче – это государство, которое в дальнейшем могло бы стать лидером в Европе по уровню жизни и экономического прогресса. К тому же держава хранила свое самое ценное сокровище – православное христианство.
Православное понимание своего долга перед Отечеством не одним лишь императором, но и всей семьей его очень раздражало «сливки» общества. Воспоминания современников четко свидетельствуют об этом. Юлия Александровна Ден, подруга императрицы Александры Федоровны, отмечала: «Даже в 1907 году, всего 2 года после окончания русско-японской войны, было не до веселья, поскольку еще многие семьи носили траур по погибшим, поэтому те лица, которые искали увеселений при Дворе, были разочарованы. Государыня придерживалась того мнения, что война еще слишком свежа в памяти всех, чтобы предаваться развлечениям. Она была совершенно искренна, но ее взгляды не встретили сочувствия в светских кругах.  Светская чернь, враждебно настроенная против Государыни, заявляла, будто Императрица Всероссийская принадлежит обществу, а не себе самой.  И обязанность ее в том, чтобы исполнять роль великолепного носового украшения на увеселительном корабле: война, дескать, позади, а свету нужны все новые и новые удовольствия и пустые забавы…
Когда в 1907 г.  Петроградская жизнь, как полагали, была скучна, люди не отказывали себе в дорогостоящих удовольствиях. По воскресеньям ходили смотреть балет, а по субботам – во Французском театре – очень модное место встречи влюбленных, где чересчур глубокие декольте дам сочетались с изобилием ювелирных изделий. После спектакля было принято отправляться в ресторан Кюба или в «Медведь», где слух ужинающих услаждали музыканты великолепного румынского оркестра.   Никто не думал уходить из ресторана раньше 3 часов утра».
Царская семья стремилась к идеалу христианской семьи, а это развращенное общество «новых язычников» распускало нелепые слухи и травило в газетах императора и императрицу.
Российское образованное общество перед 1917 годом поразил грех гордыни, который его и ослепил. Впрочем, и друзей праведного Иова можно счесть пораженными этим грехом. Они считали, что знают причину бедствий, постигших праведника, и не принимали возражений его.

Вызовы и ответы

Российские интеллигенты думали, что царь плох, и звали революцию. И все старания царя Николая II сделать Россию лучше принимались в штыки.
Праведники страдают и даже гибнут. Но Бог поругаем не бывает никогда. На все вызовы Господь дает исчерпывающие ответы.
Друзья праведного Иова Многострадального были посрамлены самим Создателем: «сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов.
Итак возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов.
И пошли Елифаз Феманитянин и Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин, и сделали так, как Господь повелел им, – и Господь принял лице Иова» (Иов. 42, 7-9).
А на вызовы революции и страшную кончину царской семьи Бог ответил сонмом новомучеников Церкви Русской. Многие новомученики и исповедники во время гонений в своих молитвах прославляли православного государя-страстотерпца Николая Александровича. А те, кто вынужден был покинуть Родину, тоже не забыли его. И ныне плывут колокольным звоном в душах наших слова из проповеди святителя Иоанна Шанхайского (Максимовича): «Самопожертвование Царя, не принесшее России пользы, а наоборот, давшее еще большую возможность безнаказанно совершать преступление, принесло невообразимую скорбь и страдания. Но в них он проявил величие духа, уподобившее его праведному Иову. Злоба врагов не унималась. Он был для них и тогда опасен, ибо он был носитель сознания, что Верховная власть должна быть Богу покорна, от Него получать освящение и укрепление, Божиим заповедям следовать, Он был живым воплощением веры в Промысел Божий, действующий в судьбах царств и народов и направляющий верных Богу правителей на благие и полезные деяния. Посему он нетерпим был для врагов веры и для тех, кто стремится разум человеческий и силы человеческие поставить выше всего…
Царь Николай II был слуга Божий по внутреннему своему миросозерцанию, по убеждениям, по своим действиям, и таким он был в глазах всего православного Русского народа».

Александр Гончаров,
кандидат филологических наук

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

3 × = 21