Память о подвиге священномученика Онуфрия сохраняется на Святом Белогорье с любовью и особым тщанием

Тема исповедничества в XXI веке продолжает сохранять свою актуальность. В этом году исполняется 100 лет с начала братоубийственной гражданской войны и 80 лет со дня мученической кончины первого Старооскольского епископа, священномученика Онуфрия (Гагалюка).
26 апреля в Старом Осколе состоялись II муниципальные Онуфриевские чтения. Они прошли в здании Старооскольского театра для детей и молодежи им. Б. И. Равенских. До революции здесь располагалось духовное училище. Благодаря проведенной недавно реконструкции фасаду здания вернули исторический вид.
Во II муниципальных Онуфриевских чтения приняли участие более 200 человек: священнослужители Петрозаводской и Карельской епархии, Криворожской и Никопольской епархии, Белгородской митрополии, монашествующие Курской митрополии, ученые, учителя истории и православной культуры, специалисты управления образования, культуры, управления по делам молодежи, учащиеся Православной гимназии, студенты, прихожане храмов.
Приветственное слово митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна к участникам чтений зачитал благочинный I Старооскольского округа протоиерей Алексий Бабанин. «Отрадно, что Онуфриевские чтения в Старом Осколе уже становятся традиционными. Воочию видно, что память о житии и подвиге священномученика Онуфрия (Гагалюка), архиепископа Курского и первого епископа Старооскольского, сохраняется на Святом Белогорье с любовью и особым тщанием», – отметил владыка Иоанн в своем обращении.
С особой радостью слушатели восприняли послание митрополита Криворожского и Никопольского Ефрема, которое зачитал настоятель храма в честь священномученика Онуфрия протоиерей Владимир Златов. По благословению владыки Ефрема он специально приехал в Старый Оскол с Украины, чтобы принять участие в чтениях. В Кривом Роге иеромонах Онуфрий возглавлял приход Никольской церкви. Здесь же священномученик Онуфрий начал свое святительское служение, будучи епископом Елисаветградским. Служение на кафедре оказалось недолгим – в июне 1923 года за борьбу с обновленчеством владыка был арестован.
«Жизнь и творения священномученика Онуфрия являются для нас богатым духовным наследием, в котором мы видим пример ревностного и непоколебимого стояния за единство Церкви», – подчеркнул в своем слове митрополит Криворожский и Никопольский Ефрем. – В настоящее время верные нашей Церкви во многих уголках нашей страны напрямую столкнулись с ситуацией нетерпимости и вражды. В связи с военным конфликтом в восточной Украине мы увидели, насколько опасными могут быть воздействия средств массовой информации на сознание широких групп граждан. Мы стали свидетелями того, как вследствие информационной пропаганды возводятся стены недоверия, ненависти и вражды… Важность и актуальность изучения духовного опыта прежних поколений и деятельное применение его в современной жизни особо необходимо, чтобы помочь воспитать новое поколение православных христиан, и для сохранения мира и любви между людьми».
Важной  площадкой для конструктивного  диалога и консолидации духовных и общественных сил в  воспитании молодежи назвала II муниципальные Онуфриевские чтения заместитель главы администрации городского округа по социальному развитию Старооскольского городского округа Светлана Николаевна Востокова.
– Сочетание знаний, интеллекта, образования и духовности в подрастающем поколении определяет жизнеспособность государства, – сказала она. – Очень важно укрепить в юных сердцах стремление к святости, в наше непростое время развить способность отличать добро от зла, правду от лжи, настоящее и действительно ценное от сиюминутного, преходящего и наносного.
Светлана Николаевна поблагодарила митрополита Иоанна, коллективы ИМЦ «Православное Осколье» и Православной гимназии за организацию и проведение столь значимого мероприятия.
Работа форума началась с презентации новой книги Информационного митрополичьего центра. «Симфонию по творениям священномученика Онуфрия (Гагалюка)» представили сотрудники ИМЦ «Православное Осколье» Светлана Вороцова и составитель книги кандидат филологических наук Александр Гончаров.
Наследие владыки Онуфрия включает 564 статей, которые были им написаны за период с 1923 по 1935 годы. 70 из них – в Старом Осколе. Труды владыки включают богослужебные проповеди, размышления по Священному Писанию, статьи и письма по пастырскому служению и христианскому вероучению, в них нашли отражение сложные перипетии церковной жизни, обличение расколов и обновленчества. Святитель пишет в защиту веры, науки и религии, он размышляет о взаимоотношениях Церкви и государства, о культуре и русских писателях. В его творчестве – весь спектр проблем и вопросов, которые волновали людей того времени.
Литературное наследие было сохранено благодаря его личному указанию. Многие годы записи хранил иеромонах Иов. В 1951 году он передал литературные труды брату владыки Андрею Максимовичу Гагалюку, который подготовил машинописное жизнеописание священномученика, включив туда и его письменное творчество. Первое печатное издание трудов священномученика Онуфрия осуществил составитель жития владыки архимандрит Дамаскин (Орловский) в 2005 году. На сегодняшний день эта книга уже является раритетом. Поэтому ИМЦ «Православное Осколье» решил донести до читателя слово владыки в его кратких, но емких цитатах, чтобы каждый смог явственно услышать святого, понять, как оценивал он происходящие события, сверить собственные представления с позицией и взглядами святителя.
Составители книги выразили надежду, что она станет прекрасным помощником в духовном возрастании и будет востребована педагогическим сообществом, потому что в ней собран бисер святоотеческой мысли.
В ходе работы чтений было заслушано пять докладов. Выступающие затронули широкий спектр проблем. Иерей Димитрий Малышев, настоятель храма прп. Серафима Саровского в селе Хийтола Петрозаводской и Карельской епархии, постарался раскрыть духовные причины трагических событий XX века. Отец Димитрий – уроженец Белгородской земли, правнук священника Вениамина Пузанова, окормлявшего насельниц Борисовского Тихвинского женского монастыря в начале XX века. Священник умер в Крыму, отказавшись от эмиграции. Будучи в миру ученым-биологом, отец Димитрий провел интересные параллели между разрушительными событиями российской истории и исчезновением целых экосистем в России. Он отметил, что в Борисовском заповеднике «Лес-на-Ворскле», который в 1928 году организовал его дед Сергей Иванович Малышев, воспроизведение дуба после революционных событий практически прекратилось. Отец Димитрий совсем недавно побывал на родине своих прадедов и с радостью констатировал, что с возобновлением Борисовского Тихвинского женского монастыря в заповеднике вновь появилась молодая поросль дуба. К сожалению, она была уничтожена кабанами. Так природа по-своему реагирует на духовное состояние общества.
Дмитрий Дмитриевич Поляков, к.п.н., заместитель директора МБУ ДПО «СОИРО», в своем докладе «Православная традиция в воспитании и тренды современного образования» остановился на проблемах образовательного процесса. По его мнению, православная традиция как культурно-историческая частично признается в светской традиции воспитания, но трактуется поверхностно. «Термин «духовно-нравственное становление» введен в оборот современной педагогической мысли еще в начале 90-х гг. и подхвачен в педагогической публицистике и педагогическом проектировании. Сегодня он широко распространен в педагогическом дискурсе, однако его используют, не принимая во внимание полноты теоретического содержания этой категории, подчас не различая с понятием духовного или личностного развития», – сказал Дмитрий Дмитриевич. На его взгляд, современная ситуация требует решительного переосмысления стереотипов, противопоставляющих светское и духовное образование.
О подвижнической жизни и мученической кончине протоиерея Порфирия Амфитеатрова, настоятеля Успенско-Николаевского собора Белгорода, ярко и образно поведал директор Государственного архива Белгородской области Павел Юрьевич Субботин. За годы своего служения отец Порфирий стяжал известность и любовь не только горожан, но и жителей окрестных сел своей религиозной ревностью, усердным служением и проповедью Слова Божия. После октябрьских событий 1917 г. он публично выступил против отмены преподавания в школе Закона Божия, выразив тем самым недоумение и протест учителей и родителей учащихся. За эти протесты отец Порфирий был арестован после епископа Никодима (Кононова) и также, как и он, расстрелян в Белгородской тюрьме. По словам Павла Юрьевича, многие останки мучеников были найдены и достойно перезахоронены, но тело протоиерея Порфирия Амфитеатрова найдено не было. На сегодняшний день здание старой белгородской тюрьмы снесено, но остался фрагмент расстрельной стены. По мнению Павла Юрьевича, это самое подходящее место для установки памятника новомученикам и исповедникам Российским, пострадавшим в годы гонений в Белгороде.
О переплетении судеб двух курских архипастырей – священномученика Дамиана (Воскресенского) и священномученика Онуфрия (Гагалюка) поведала собравшимся монахиня Иустина (Трофимова), секретарь историко-архивной комиссии Курской епархии, заведующая кабинетом церковной истории при Курском Свято-Троицком монастыре. Именно владыка Онуфрий сменил на Курской кафедре арестованного в 1932 г. архиепископа Дамиана. И даже жил в том же доме на улице Челюскинцев, 10. Здание сохранилось до сих пор, на нем установлена памятная доска. Кроме того, в 1907-1908 учебном году иеромонах Дамиан являлся смотрителем Старооскольского духовного училища, а в 1910, будучи членом Курской церковно-археологической комиссии, составил жизнеописание святителя Иоасафа Белгородского. Так что жизнь священномученика Дамиана тесно связана с Белгородчиной.
Завершающим выступлением стал доклад корреспондента ИМЦ «Православное Осколье», к.ф.н. Александра Ивановича Гончарова. Он представил взгляды владыки Онуфрия на культуру, искусство и литературу. (Доклады будут опубликованы в газете и размещены на сайте «Православное Осколье»).
По окончании II муниципальных Онуфриевских чтений была принята резолюция, в которой, в частности, было предложено:
1. Рекомендовать духовенству 1 и 2 Старооскольских благочиний книгу «Симфония по творениям священномученика Онуфрия (Гагалюка)» для подготовки к проповедям для широкого ознакомления прихожан с духовным наследием первого Старооскольского епископа Онуфрия.
2. Рекомендовать книгу «Симфония по творениям священномученика Онуфрия (Гагалюка)» в качестве дополнительной литературы:
— общеобразовательным организациям Старооскольского городского округа для использования во внеурочной деятельности духовно-нравственного направления;
— МБУ ДПО «Старооскольский институт развития образования» для реализации дополнительной образовательной программы «Основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в образовательной организации», направленной на повышение квалификации учителей.
3. Рекомендовать работникам городских и школьных библиотек, библиотечно-информационных центров образовательных организаций провести встречи обучающихся с сотрудниками ИМЦ «Православное Осколье, подготовившими издание книги «Симфония по творениям священномученика Онуфрия (Гагалюка)».
4. Разместить материалы II муниципальных Онуфриевских чтений на сайте ИМЦ «Православное Осколье» для использования педагогами и работниками учреждений культуры при изучении духовного краеведения в общеобразовательных организациях Старооскольского городского округа.
В конце форума настоятель Александро-Невского кафедрального собора протоиерей Алексий Зорин поблагодарил художественного руководителя Старооскольского театра для детей и молодежи им. Б. Равенских Семена Михайловича Лосева за помощь в организации проведения II Онуфриевских чтений.

Светлана Воронцова