Освободитель

К 200-летию со дня рождения императора Александра II

Будущий царь Александр II родился 29 апреля (н. ст.) 1818 г. в Москве. Почти вся императорская фамилия прибыла во вторую столицу для проведения последних дней Великого поста, Страстной седмицы и празднования Пасхи. Москва, уступившая административную пальму первенства Санкт-Петербургу, оставалась прежде всего духовным центром России.
Крещен же Александр был в соборе Чуда Архистратига Михаила в Хонех, являвшемся главным храмом Чудова монастыря. Известно, что именно в этом монастыре были крещены дети царя Иоанна Грозного, царь Алексей Михайлович и Петр I. Сам Александр Николаевич стал первым русским царем (после 1725 г.), родившимся в древней столице Российской империи.
В отличие от своего отца – императора Николая I, которого не готовили к занятию престола, Александра изначально стали обучать и воспитывать как наследника. Ему подобрали лучших учителей, а воспитателем стал поэт и государственный деятель В. А. Жуковский.
Николай Первый хотел, чтобы престол перешел к сыну, получившему все необходимое для управления огромной страной. С 16 лет отец начал привлекать Александра Николаевича к управлению государством, постепенно предоставляя ему различные должности. А в 1837 году наследник вместе с воспитателем Жуковским отправился в большое путешествие по России, во время которого были посещены губернии не только в европейской части державы, но и в Сибири.
Сам же император Николай так поучал сына: «…Ежели б, чего Боже сохрани, случилось какое-либо движение или беспорядок, садись сейчас на коня и смело явись там, где нужно будет, призвав, ежели потребно, войско и усмиряй, буде можно, без пролития крови. Но в случае упорства мятежников не щади, ибо, жертвуя несколькими, спасаешь Россию…  Сначала, входя в дела, спрашивай, как делалось до тебя, и не изменяй ни в чем ни лиц, ни порядка дел. Дай себе год или два сроку, хорошо ознакомься с делами и людьми – и тогда царствуй… Соблюдай строго все, что нашей Церковью предписывается. Будь вообще кроток, обходителен и справедлив: сие последнее слово совмещает и снисходительность, и строгость, с которыми оно неразлучно. Ты молод, неопытен и в тех летах, в которых страсти развиваются, – но помни всегда, что ты должен быть примером благочестия, и веди себя так, чтобы мог служить живым образцом… Пренебрегай ругательствами и пасквилями, но бойся своей совести».
Казалось бы, были созданы все условия, чтобы царствование Александра Второго вошло в хроники России как один из лучших периодов. Но этого не произошло.
Император Александр Николаевич (1818-1881) оказался в числе самых трагических фигур нашей истории. Царь желал опереться на общество и, конечно же, на дворянство – элитарный слой. Но дворянство в период его правления окончательно превратилось из стержня государственной жизни в сословие, руководствующееся по большей части своими интересами.
Александр Второй проводил реформы, в 1861 году освободил крепостных крестьян, ему удалось сохранить единство страны после польского восстания 1863 года, а в 1877-1878 гг. выиграть войну с Османской империей и создать условия для оформления государственности славянских народов на Балканах. При Александре Николаевиче была окончена война на Кавказе и подписаны успешные договоры с Китаем.

К мнению митрополита Московского Филарета (1783-1867), как наиболее авторитетного деятеля Русской Православной Церкви, Александр II прислушивался. От него митрополит Филарет, называемый в народе «московским Златоустом», получил ответственное поручение – составление Манифеста 19 февраля 1861 г., провозглашавшего отмену крепостного права. За это царь наградил его золотой медалью.
В целях «успокоения» крестьян в условиях готовящейся реформы митрополит Филарет составил особую инструкцию приходскому духовенству «Об обязанностях священников в предстоящие тревожные дни». Согласно этой инструкции священники обязывались внушать крестьянам, чтобы они терпеливо ожидали царской воли, аккуратно исполняли свои повинности, не выходили из повиновения под угрозой отлучения от Церкви. Кроме того, по приходам был разослан составленный митрополитом Филаретом текст проповеди, с которой священники по прочтении Манифеста 19 февраля 1861 г. должны были обратиться к прихожанам.
 

 

Но был допущен и целый ряд ошибок. Продажа Аляски США в 1867 году, ради экономии средств казны по представлению министра финансов, отнюдь не способствовала укреплению России на Тихом океане. А отмена крепостного права совершенно не улучшила земельного положения крестьян, из-за чего многие из них устремились в города, где и заняли нишу самых малооплачиваемых работников.
Александр Второй пытался помочь и Русской Церкви, при нем было улучшено содержание сельского духовенства. Но вот на кардинальные реформы и восстановление в России Патриархата царь не решился.
Гибель императора Александра II от рук террориста в марте 1881 года, после развязанной революционерами «охоты на коронованного зверя», стала знамением того, что образованное общество (а оно в большинстве своем оправдывало и поддерживало террористов!) живет иллюзиями, а не реальными нуждами державы.
Убийство царя было воспринято простым народом как недопустимое преступление. Крестьяне промеж себя говорили: «Государя баре убили за то, что он нас освободил». Причем об императоре скорбели не только православные люди. Из воспоминаний азербайджанского писателя Джалила Гусейнкули оглы Мамедкулизаде известно следующее: «Мулла поднялся на минбер и стал так расписывать достоинства и заслуги убиенного падишаха, что в конце концов и сам расплакался и у молящихся вызвал слезы».
На месте рокового покушения на императора Александра Николаевича в Санкт-Петербурге был воздвигнут собор Воскресения Христова на Крови…
И эта символика неслучайна. У Господа нашего Иисуса Христа мертвых нет, но все живы.

Александр Гончаров,
кандидат филологических наук

 

1 комментарий

  1. Историк Клим Жуков про крепостное право

    Про отмену крепостного права на 1:20:50

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

70 ÷ 7 =