Педагогика и нравственность: образование и воспитание сердца

15 марта 2018 года на базе школы № 2 прошел практико-ориентированный семинар «Духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе ценностного подхода» для учителей, преподающих «Основы религиозных культур» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Мероприятие было подготовлено Старооскольским институтом развития образования и коллективом школы.

Невозможно сейчас переоценить значение нравственного становления личности в современном мире. А все ведь начинается с семьи и школы. Без них этого становления просто нет. В то же время в XXI веке наблюдаются чрезвычайно плохие тенденции, когда под вопросом оказывается сам человек и смысл его бытия. В условиях господства массовой культуры происходит процесс расчеловечивания, когда молодым поколениям буквально навязываются поведенческие мотивы, ведущие к деградации и оживотновлению. Причем все происходит на фоне продвижения идей обезбоживания и истории, и семьи, и всего миропорядка. Неслучайно православные мыслители и святые предупреждали нас: «Как дрянная вода делает ни к чему не гожими самые лучшие вина, так и злые беседы растлевают людей, добродетельных по жизни и нраву» (Прп. Антоний Великий) и «Воробей воробья заманивает в западню: и грешник подобного себе вовлекает в глубину зол» (Прп. Ефрем Сирин).
В таких условиях школа оказывается на передовой линии фронта за сохранение человеческого в человеке. И обучение, и раскрытие новых педагогических возможностей на данном пути приобретают особую актуальность.
Пленарное заседание семинара открыл благочинный I Старооскольского округа, настоятель храма Рождества Христова протоиерей Алексий Бабанин. Он отметил важность проводимого мероприятия. В своем выступлении отец Алексий отметил, что без веры в Господа нашего Иисуса Христа нравственность и духовность выпадают за пределы нашей жизни. А Заповеди Божии – это реальная основа нравственности:
– Царство Божие – это любовь, терпение, милосердие, кротость, воздержание. Вот когда эти качества человек приобретает, то он приобретает все. Он приобретает радость и счастье. Чего нам ныне и не хватает…
Семинар продолжил содоклад Е. Н. Кривошеевой (СОИРО) и директора школы № 2 М. А. Поваровой, который послужил прямым введением в семинар.
Затем слово было предоставлено корреспонденту ИМЦ «Православное Осколье» А. И. Гончарову, раскрывшему тему нравственного поиска в свете православного вероучения в русской литературе XIX века. Он подчеркнул, что после духовно-нравственной катастрофы XVIII столетия наша литература сумела ответить на нее выдающимися произведениями. А начало этому положила ода Г. Державина «Бог».
– Россия вынесла и безбожные пятилетки, и войны, и иные несчастья. Что давало русским людям нравственные силы для стойкости перед несчастьями и бедами? Да, те идеалы, которые сохранили Православие и русская классическая литература, ибо они подпитывали народную душу в лихолетье «по воле Бога самого»! – сказал в заключение А. И. Гончаров.
Своеобразным развитием тематики семинара стало выступление библиотекаря школы № 2 Т. В. Поправки. Она представила обзор книг для детей и юношества, размещенных на сайте выдающегося православного писателя, драматурга и поэта – монаха Варнавы (Санина). Т. В. Поправка весьма удачно показала полезность произведений христианского литератора для духовно-нравственного воспитания в школе.
На практических занятиях участники семинара и гости разбились на две группы. Безусловно, всех привлекли и устный журнал, связанный с Днем православной книги (учитель Г. С. Акинина и учащиеся 7-х классов), и фрагмент внеурочной деятельности (по книге монаха Варнавы), представленный Т. И. Федоровой и второклассниками.
Участникам семинара запомнилось живое общение учителя с детьми на занятии по рассказу Н. Веселовской «Дороже всего» (преподаватель Л. И. Головенченкова). Учитель русского языка и литературы А. О. Мушта провела интегрированный урок, посвященный первой печатной книге «Апостол».
Следует отметить, что дети трудились с явной заинтересованностью и творческим огоньком.
После того, как подгруппы объединились, всем в актовом зале удалось ознакомиться со сценическими постановками, подготовленными начальными классами (учителя Е. В. Болховская и И. Н. Швец) и восьмиклассниками (учитель С.­ ­Н.  Фролова).
О грехах и добродетели в обычной сказке-притче «Репка» поведали маленькие ученики. Искренность и доброту их игры с удовольствием оценили взрослые, наградив участников аплодисментами.
Постановка, показанная старшими ребятами по рассказу монаха Варнавы, носила философский характер. Проблема преодоления себя, проблема преодоления тяги к самоуничтожению, выведенная через оригинальный СМС-роман (случайное общение между больным мальчиком и физически здоровой, но духовно пораженной этим «миром разочарований» девочкой) никого не оставила из публики равнодушным. К выводу подталкивать не надо было никого – только высокое духовное начало спасает человека.
После завершения семинара состоялось обсуждение. Думается, что все педагоги признали очевидную успешность проведенного семинара. Учитель основ православной культуры А. А. Шалаева выразила общую точку зрения, поблагодарив организаторов и учителей школы № 2 за познавательную и педагогическую наполняемость отлично подготовленного прошедшего семинара.
После семинара мне вспомнились слова святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Можно быть ученым, но, увы, негодным человеком. […] При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце, – на сердце больше всего нужно обращать внимание. Нужно очистить этот источник жизни, нужно зажечь в нем чистый пламень жизни, так, чтобы он горел и не угасал, и давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека, всей его жизни».
Семинар в школе № 2 показал, как следует образовывать и воспитывать сердце…

Александр Веневцев

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

− 3 = 2