Педагоги делятся опытом

Мы уже не раз писали о том, что духовно-нравственное воспитание школьников не должно ограничиваться рамками курса ОРКСЭ. Любой урок – будь то литература или технология – может быть поводом поговорить о том, что такое христианские ценности.
Эту идею поддерживают старооскольские педагоги. 23 ноября в школе N 24 состоялся практико-ориентированный семинар, посвященный интеграции учебной деятельности в духовно-нравственном развитии детей. Коллектив учебного заведения поделился своим опытом межпредметной и внеурочной деятельности с коллегами округа.
Участников семинара напутствовал благочинный 1-го Старооскольского округа протоиерей Алексий Бабанин. Он отметил, что клирики округа много лет сотрудничают с центром духовно-нравственного просвещения МБУ ДПО «СОИРО» и всегда открыты для общения  с детьми и педагогами. К сожалению, этот диалог иногда выстраивается у школ с трудом.
– За каждой школой закреплены священнослужители, – рассказал отец Алексий. – Я сам являюсь духовным наставником 24-й школы, и мы время от времени проводим встречи с ребятами. Но почему-то не все учебные заведения следуют этому примеру: не все приглашают священников к себе, никак не поддерживают с нами общение. В чем причины этой проблемы – не знаю. Но ее нужно решать, ведь это в интересах самих детей. По своему опыту скажу: они очень хотят общаться. На встречах – общешкольных собраниях в актовом зале – мы разговариваем о сложных духовных темах,  обсуждаем простые насущные вопросы. Еще одна проблема – учительский страх. Многие учителя боятся, что ребенок задаст неудобный вопрос, например, про зарплаты священников, и пытаются ввести некую цензуру, раздают заранее указания. И с этим я сталкивался не раз. Это неверное понимание значения наших встреч. Ведь «лишние, плохие» вопросы – лишь начало общения, через такие вопросы дети открываются, начинается диалог. Тем более священнослужители всегда им ответят грамотно, так, чтобы все их сомнения разрешились, а не остались черными мыслями в голове. В конце концов поток таких вопросов в искренних беседах быстро иссякает, и мы начинаем говорить о духовных основах Православия.
О традициях и особенностях учебно-воспитательной деятельности 24-й школы с опорой на православные традиции рассказала заместитель директора Светлана Николаевна Моногарова. По словам педагога, стремление донести духовно-нравственные ценности до учащихся охватило все сферы учебной деятельности – от уроков музыки до спортивных состязаний. Чтобы увидеть, как реализовано это на практике, участников семинара пригласили на занятия.
Первыми продемонстрировали свои успехи ученики 2-го класса под руководством Ольги Анатольевны Селезневой. На уроке «Литературное чтение» ребята разобрали рассказ Н. Веселовского «Корзина с фруктами». Наполненный глубоким смыслом, но доступный для понимания текст понравился детям. С неподдельным интересом они размышляли вместе с учителем о понятиях греха, покаяния, искупления. И судя по живым и емким ответам, Ольга Анатольевна давно и методично ведет со своими учениками просветительскую работу.
Замечательный опыт по работе с детьми младшего школьного возраста представила учитель начальных классов Елена Алексеевна Будакова. Ученикам 4-го класса она предложила поразмышлять о том, что такое добро. На помощь ребятам пришли различные словари и пособия, а итогом урока стало их собственное размышление на эту тему. Особо отметим, что на этом уроке детям прививается не только понятие добродетели, но навыка работы с различными текстами, что, безусловно, должно способствовать повышению грамотности.
Интереснейшая наработка была представлена педагогами Лидией Ивановой Полупановой, Виктором Григорьевичем Малютиным и Ириной Анатольевной Хализевой. Благодаря им участники семинара побывали на настоящей редакционной планерке: учителя вместе со своими учениками организовали «Живую газету», посвященную событиям Великой Отечественной войны. В номер вошли материалы о ветеранах-священнослужителях и событиях церковной жизни того периода. Ребята подобрали проникновенные стихи из творчества поэтов-фронтовиков и поделились строками собственного сочинения.
Гости 24-й школы также побывали на занимательных уроках технологии, русской литературы и иностранного языка, увидели экспонаты двух выставок детского творчества, посвященных духовным традициям России. Педагоги высоко оценили труд своих коллег и даже уже наметили для себя, как можно использовать предложенные наработки в своей деятельности.
– Все уроки были очень интересными, увлекательными для детей, – отметила учитель православной культуры 33-й школы Елена Сергеевна Бурцева. – Мне особенно понравился урок технологии, на котором ребята сделали карту храмов округа. Замечательная идея! Ребята с таким интересом выполняли задание учителя – самим очень хотелось поучаствовать. Спасибо педагогам, которые показали нам такое занятие.
– Проделана огромная работа, – выразила общее мнение гостей семинара учитель православной культуры школы N 18 Наталья Николаевна Кокшина. – Я помню, когда наша школа несколько лет назад помогала обустраивать кабинет ОПК в 24-й школе. Сколько всего еще только предстояло сделать, как нужна была поддержка коллег… А сегодня у вас замечательные самостоятельные разработки, которые учителя других школ обязательно возьмут себе на заметку. И в этом, безусловно, заслуга талантливых педагогов и мудрого руководства, которые понимают, как важны сейчас духовно-нравственные ценности и духовная безопасность наших учащихся.
Пожелаем коллективу 24-й школы успехов в работе и новых свершений. Все похвалы в их адрес действительно заслуженные. Надеемся, что своим опытом в вопросах духовно-нравственного развития и воспитания учащихся с коллегами поделятся учителя других школ округа.

Юлия Кривоченко

Рубрика: Без рубрики, Просвещение. Прямая ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 82 = 90