Предмет «Православная культура»: туманные перспективы

01_kjfd845y56h«Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь», – эти пушкинские строки невольно приходят на ум, когда заходит речь о школьном курсе «Основы православной культуры», который ныне преподается в рамках «ОРКСЭ» в 4 классе. Предмет «Православная культура» появился в расписании белгородских школьников больше десяти лет назад благодаря инициативе региональной власти. Он неожиданно быстро завоевал свое место в образовательной деятельности, но так же стремительно стал терять свои позиции в связи с переходом на новые федеральные стандарты. Вероятно, в ближайшие несколько лет этот предмет будет полностью вытеснен из основной школьной программы во внеурочную деятельность. К таким неутешительным выводам пришли корреспонденты «Православного Осколья», принявшие участие в ежегодных Иоасафовских образовательных чтениях в Белгороде.

9 ноября в образовательно-методическом центре «Преображение» прошла одна из секций Чтений (на наш взгляд – одна из самых важных), посвященная взаимодействию религиозных ценностей и системы образования. Учителя православной культуры попытались оценить перспективы духовно-нравственного воспитания и предложить план действий. В работе секции приняли участие старооскольские педагоги.
– Приходится признать, что сейчас мы фактически стоим на месте, – выразил общее мнение собравшихся протоиерей Олег Кобец, руководитель отдела образования и катехизации Белгородской епархии. – Благодаря многочисленным конференциям, форумам, чтениям тема взаимодействия школы и Церкви уже настолько глубоко изучена и проработана, что ни у кого формально не остается сомнений, что эти отношения должны интенсивно развиваться. Но на самом деле из года в год поднимаются одни и те же вопросы и проблемы, а о результатах и плодах развития никто почти не говорит. Потому что они совершенно незначительны. То есть все разговоры на эту тему проходят впустую.

Международные Иоасафовские образовательные чтения являются региональным этапом Международных Рождественских чтений, проходящих в Москве. В 2018 году Чтения будут посвящены теме «Нравственные ценности и будущее человечества».
 

Рассматривая ситуацию в нашем регионе, приходится признать, что мы сделали шаг назад: православная культура изучается только в 4 классе в рамках «ОРКСЭ» по выбору и 5 классе в рамках «Основ духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР), где ей отведена только часть курса. В 5-8 классах предмет «Православная культура» перешел во внеурочную – а значит, необязательную деятельность. Пока он еще есть в расписании 9-11 классов. В старооскольской Православной гимназии в рамках ОДНКНР православная культура изучается в полном объеме.
Хотя совсем недавно Белгородская область занимала лидирующее положение в преподавании православной культуры, к нам ехали учиться и набираться опыта из других регионов.

Что делать?

Поэтому главный вопрос: что делать, чтобы не растерять все наработки и продолжить работу с молодежью? Один из выходов – межпредметное обучение. Мы неоднократно рассказывали об интересных разработках старооскольских педагогов, которые использовали материалы православной культуры при проведении уроков литературы, истории и даже информатики. В какой-то степени такая подача информации была даже увлекательней, нежели обычный урок.
Еще один из методов – привлечение детей к участию в межпредметных олимпиадах. Один из замечательных примеров – Открытая всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше наследие», на которой ежегодно школьники демонстрируют живой интерес к истории и духовным традициям страны. К сожалению, стоит отметить, что на Иоасафовских чтениях такой подход не рассматривали. Зато неоднократно предлагалось развивать внеурочную деятельность и подстраиваться под новые федеральные стандарты образования. В то же время участники Чтений отметили, что такой способ практически не принесет результатов.
– Все знают, что «внеурочка», которую нам пытаются навязать в качестве выхода, – профанация, – высказала свое критическое мнение координатор работы духовно-просветительских центров Светлана Николаевна Калашникова. – Это ведь необязательные уроки, по ним не ставят оценок. Да и учителя не спешат брать такую излишнюю нагрузку.
Светлана Николаевна предложила внести в проект резолюции положение о необходимости буквально загрузить область «ОДНКНР» с 5 по 9 классы православной культурой.
Одна из главных проблем – отсутствие учебников. Используемые ранее пособия за авторством Л. Л. Шевченко не вошли в федеральный перечень литературы, допущенной Министерством образования и науки РФ. Во внеурочной же деятельности эти учебники активно применяются. Видимо, необходимо решение властных структур как на федеральном, так и на региональном уровне.
Стоит отметить, что многие доклады были посвящены общим теоретическим вопросам нравственного образования. А необходим новый практический системный подход к проблеме. Как отметил отец Олег, сегодня много говорится о духовно-нравственном воспитании молодежи, но молодое поколение не внемлет наставлениям своих учителей. Возможно, проблема кроется в личности учителя и его морально-нравственных установках.
– Сегодня педагогика в школе базируется на определенных идеологических установках, на принципах неких всеобщих гуманитарных ценностей, – отметил протоиерей Олег Кобец. – Но это очень размытое понимание предмета. Без прочных религиозных оснований нравственность – это дом, построенный на песке. Почему распался «великий и нерушимый» Советский Союз с его, казалось бы, образцовой школой? Потому что в основе его установок была искусственная идеология, а не данные от Бога заповеди. Выстраивая сегодня школьную систему воспитания на слабых духовных традициях, мы повторяем вновь ту же ошибку, идем по непродуктивному пути. Конечно же, общеобразовательная школа – она светская, и там нельзя преподавать какие-то религиозные догматы. Но это и не нужно делать. Нужно показать через личность самого учителя путь истинных ценностей. Мы знаем немало примеров, когда именно личность педагога вдохновляла прийти к храму. В конце концов Сам Христос не давал своим ученикам книг и трактатов – Он просто беседовал с ними о повседневных вещах…
На помощь учителю всегда может прийти священник. Замечательным опытом общения школьного коллектива и священнослужителей поделилась методист-организатор духовно-нравственного воспитания белгородского математического лицея Вера Александровна Блохина:
– Свою работу мы строим совместно с митрополией. За лицеем закреплены несколько батюшек, которых знают дети, их родители, учителя. Мы часто с ними встречаемся. Например, в прошлом году ученики 11 класса очень хотели поговорить с батюшкой перед «пробником» ЕГЭ. Они волновались. А ведь это была сильная параллель – 82 процента учеников того выпуска поступили в разные вузы страны на «бюджет». Я позвонила одному из священников – отцу Георгию – и он на следующий день пришел к нам на встречу в школу. Это такой священник, который умеет затронуть самые сокровенные струны души. Он так поговорил с детьми, что у них не осталось и сомнений в том, что они не смогут написать работу. Так трогательно прошла беседа, что ребята просили: «Можно, мы еще побудем с батюшкой, зададим вопросы», несмотря на то, что у них еще были уроки в тот день. Я пообещала: «Попрошу директора сдвинуть расписание – он не будет возражать». И еще ребята попросили, чтобы учителя ушли, то есть они хотели поговорить со священником наедине. И мы пошли им навстречу. Беседовать с отцом Георгием осталось 17 человек – каждый хотел что-то обсудить, спросить совета, рассказать о проблемах. Я была просто в шоке – никогда не думала, что этих ребят что-то так сильно тревожит. А значит, есть нечто такое у них в душе, что они не могут доверить ни учителям, ни даже родителям. Только священнику. Он ответил на все вопросы, некоторые девочки даже плакали…
Конечно, во многом приоритеты развития общества, в том числе образования, сегодня диктует вовсе не общество, а правящие круги. Если в 1990-х – начале 2000-х верхушке власти еще была интересна тема становления духовности, то сегодня вектор ее интересов изменился. В СМИ и на различных образовательных форумах активно муссируется тема взаимодействия человека и искусственного интеллекта. Повсеместно появляются курсы робототехники и кибернетики для детей. Вот уже слышатся испуганно-восторженные отзывы о невероятных способностях и темпах развития роботов, наше воображение уже рисует картины в духе Терминатора, а высокие умы задаются вопросом: не потеряем ли мы себя как люди под натиском искусственного интеллекта?
Но нам видится, что проблемы в этом и вовсе нет. Чтобы не потерять свой образ, человеку нужно не терять Образ Господа в душе. А ведь именно об этом пока еще напоминают нашим детям уроки православной культуры. Эти «непрактичные, обременительные», по мнению многих родителей, занятия пока еще связывают воедино школу и Церковь, традиционную русскую культуру и современность.
Итоговое пленарное заседание Иоасафовских образовательных чтений состоится в начале декабря. В январе 2018 года в столице пройдут Международные Рождественские чтения. Надеемся, что на этот раз принятые в их ходе положения резолюции будут не только констатировать сложившуюся ситуацию, но и нацеливать власть на конкретные действия.

Юлия Кривоченко

Рубрика: Без рубрики. Прямая ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

39 + = 49

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>