Престольный праздник в соборе воина Христова – святого князя Александра Невского

00_DSC_013012 сентября православные жители Старого Оскола  чтят день памяти своего небесного покровителя – благоверного великого князя Александра Невского. День перенесения мощей святого полководца в 1724 году по указу Петра I из Владимира в Санкт-Петербург до революции являлся одновременно церковным и государственным праздником. Так чтили прадеды победу над Швецией в долгой Северной войне и выход России к Балтийскому морю. Ныне эта традиция возрождается.
Божественную литургию в честь престольного праздника Александро-Невского кафедрального собора возглавил правящий архиерей Белгородско-Старооскольской епархии митрополит Иоанн. Ему сослужило многочисленное духовенство, настоятели и клирики старооскольских храмов. Специально на праздник прибыли семинаристы, певчие хора Московской Духовной Академии. Их сильное и одновременно проникновенное пение придало особую торжественность богослужению.
Свой 109-й престольный праздник Александро-Невский собор встретил преображенным.  Потемневшие от времени подсвечники были отчищены до блеска и сияли как новые. Нежные цветочные композиции украсили  праздничные иконы. Но более всего внимание людей привлекали яркие росписи на стенах Дома Божьего, выполненные в древнерусском стиле. Полгода над внутренним убранством трудилась большая артель палехских художников во главе с Сергеем Григорьевичем Морозовым.
– Мы хотели, чтобы люди увидели светлый, душевный храм, чтобы не было темных красок, и им легко было молиться, – говорит Сергей Григорьевич.
Предыдущая роспись храма была выполнена в 70-е годы прошлого столетия. Расписан храм был в живописном, так называемом васнецовском стиле. Безусловно, в советское время было крайне сложно и опасно расписать храм. Немногие художники решались на подобные подвиги. Поэтому общей смысловой композиции не просматривалось. В евангельских сюжетах – минимум фигур. Изображения святых также немногочисленны. За полвека настенная роспись потускнела и начала осыпаться.

Как складывалась общая композиция росписи

Общая концепция росписи кафедрального собора складывалась в процессе работы. Идеи и задумки настоятель собора протоиерей Алексий Зорин каждое утро обсуждал с руководителем бригады мастеров. Условия работы диктовали архитектурные особенности храма. Во главе любой храмовой живописи должен стоять канон, который определяет последовательность изображений. В куполе собора мастера в древнерусской традиции написали образ Господа Пантократора. Ниже последовал архангельский чин, а за ним – ветхозаветные пророки. В парусах свода тщательно выписаны евангелисты.
Работать иконописцам приходилось на огромной высоте, без страха передвигаться по строительным лесам. Тут надо иметь мужество и упование на Господа. Алла Бигаева расписывала одеяние Спасителя, изображенного в куполе храма. Чтобы получить «допуск» к такой ответственной части росписи, она не только окончила художественное училище в Палехе, но и 10 лет трудилась дома над иконами. В команде палехских мастеров она пятый год.
– Когда в первый раз приходишь на роспись в храм, вообще ничего не можешь, даже боишься на леса залезть, – говорит Алла Бигаева. – А потом потихоньку осваиваешься, привыкаешь, учишься у других. Художник должен много читать по своей специальности, смотреть на работу других мастеров, изучать старинную роспись. Мне нравится этим заниматься. Каждая поездка дает что-то новое. Бывает, что даже  разрешают руку написать или стопу святого. Это большая честь для художника, который пишет только одежду. Чтобы писать лики, надо дорасти не только художественно, но и духовно. Стараемся регулярно исповедоваться и причащаться. Надо силу духовную иметь, не только силу мастерства.
Образы Пресвятой Богородицы иконописцы расположили на арках в центральной части храма. Своды украсили многофигурными композициями на тему православных праздников и евангельских сюжетов. Древняя Русь в ее рублевском прочтении словно вошла в наш 21 век.
– Когда мы учились в училище, нас спрашивали: чем стиль Андрея Рублева отличается от греческого стиля? – поясняет Сергей Григорьевич Морозов, руководитель бригады палехских мастеров. – Понимаете, у греков более суровые изображения. Спаситель изображается как судья, строгий. А у Рублева все более мягкое, в изображении больше любви.
Художественные композиции на тему жития Александра Невского – настоящая изюминка росписи собора. Их расположили в трапезной части храма. На южной стене челобитцы призывают князя Александра на княжение в Новгород.
На западной стене собора – две главные битвы, стяжавшие Александру Невскому имя величайшего полководца, – со шведами на Неве и немецкими рыцарями на Чудском озере. Насколько в православной традиции уместно изображать батальные сцены в Доме Божием? По мнению иконописцев, изображение победоносных битв не противоречит христианской заповеди о любви к ближнему.
– Своими силами непрошеных гостей дружина Александра не могла победить, только с Божией помощью. Поэтому мы изобразили ангелов, помогающих им в битве, и святых родственников – князей Бориса и Глеба, – говорит Сергей Григорьевич. – Подобную композицию мы впервые изобразили в храме Александра Невского в Сормове.  Второй раз – в вашем соборе. Вот так и складывается традиция.
На северной стороне изображены два важных события, вошедшие в церковный календарь. Кончина благоверного князя, принявшего монашескую схиму, и перенесение его святых мощей из Владимира в Санкт-Петербург.
Историческая дата – перенесение мощей – является основным престольным праздником кафедрального собора. Иконописную композицию этого события из жития Александра Невского художники впервые разработали для старооскольского собора. Ничего подобного в других храмах, посвященных великому полководцу, нет. В композиции на заднем плане присутствует царь Петр I, который ведет баркас. По словам палехских мастеров, написание красками жития Александра Невского стало для  них настоящим приобретением.

1104_DSC_0184Сонм святых – святителей, преподобных, мучеников – предстоит в центральной части собора. Это наши небесные покровители и молитвенники. Среди них  – первый старооскольский епископ, священномученик Онуфрий Гагалюк. Его икону писали несколько человек, но лик был доверен опытному художнику, члену Союза художников России  Ивану Викторовичу Бекетову. За основу он взял одну из известных фотографий владыки. Как сказал иконописец, в первую очередь он старался передать похожесть образа, чтобы любой прихожанин  мог узнать владыку, а также внутреннее состояние святителя.
Кроме узнаваемых образов святых, в Александро-Невском соборе можно увидеть редко встречаемые и даже впервые написанные иконографические изображения угодников Божиих. К примеру, палехские мастера самостоятельно разработали образ святителя Иоанна Евхаитского, который был хорошо известен в Византии в XI веке как церковный и светский поэт. Им составлены многие каноны, тропари и похвалы к церковным праздникам, а также употребляемый по настоящее время в Православной Церкви канон на исход души. Впервые в русском храме изображены греческие святые Кассия Константинопольская и Герман Константинопольский, писавшие литургические произведения и гимны святым. Образы этих святых, чьи произведения сегодня звучат во время богослужений, написаны на клиросе, где поют певчие.
Сегодня Александро-Невский собор предстал абсолютно новым. Доминантный цвет охры помог преобразить пространство храма, расширить его, создать атмосферу солнечного дня. Золото придало торжественность и дворцовую парадность.
В начале службы митрополит Иоанн освятил новую роспись второго в Белгородско-Старооскольской епархии кафедрального собора. В своей проповеди владыка обозначил важные вехи жития святого благоверного князя Александра Невского, отметив, что он был настоящим православным воином, который ни одну битву не начинал без молитвы.
– Сегодня наше торжество проходит в обновленном соборе, соборе воинской славы Александра Невского, соборе духовного подвига схимонаха Алексия, в соборе воина Христова – благоверного великого князя Александра Невского, – сказал митрополит Иоанн, отмечая труды настоятеля и иконописцев. – И все это благодаря мастерам, которые с любовью расписали собор. Неслучайно святые отцы называли икону книгой для неграмотных. Сегодня фрески собора рассказывают о великом подвиге Александра Невского. И это заслуга настоятеля собора протоиерея Алексия Зорина, и всех вас, кто пожертвовал необходимые средства для того, чтобы собор был обновлен и радовал нас духовными, всегда вечными приветствиями, которые излучает образ Спасителя, образы Пресвятой Богородицы и всех святых, и особо образ святого благоверного князя Александра Невского.
После крестного хода митрополит Иоанн  вручил церковные награды палехским иконописцам, а также генерал-майору таможенной службы Анатолию Ушакову за усердные труды во славу Русской Православной Церкви и в честь его 65-летия. Он отметил труды прихожан и благотворителей, которые помогли преобразить храм. Их имена запечатлены на стене в притворе собора.
Новый облик собора по достоинству оценили прихожане. Людмила Дмитриевна Мишурова приходила в этот храм с детства, ее приводила сюда бабушка, которая жила в Гуменской слободе.
– Этот храм для меня главный с детства, он для меня имеет большое значение, – сказала Людмила Дмитриевна. – Конечно, нынешний храм стал совсем другим, статус собора он получил давно, но выглядел внутри как обыкновенный приходской: в росписи не было торжественности. Новая роспись просто замечательная, можно сказать, она соответствует статусу собора, она радостная, сверкающая, настраивает на торжественный лад, необыкновенно удачная. Видно, что люди постарались с любовью.
– Когда-то послы князя Владимира были не на земле, а на небе, так и мы сегодня были не на земле, а на небе,  – поделилась впечатлением от богослужения прихожанка Александро-Невского собора Ольга Колпак. – Счастье необыкновенное! Храм стал огромный, воздушный, он и до росписи был красивый, а сейчас просто необыкновенный. Я рада за всех прихожан.
Поистине иконопись – богословие в красках, когда она в себе сочетает мастерство художника и православную традицию.

Светлана Воронцова



   Обновленный собор Александра Невского

      г.Старый Оскол
      12.09.2017


Рубрика: Архиерейское служение, Видеосюжеты, Праздники. Прямая ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 4 = 6