Фаворский свет в иконописи

01_kjfsdy8634udsawПреображение – это веха на пути к Пасхе. Господь приуготавливает человечество к победе Господа нашего Иисуса Христа над смертью, к тому, чтобы люди осознали, что они не покинуты Богом, и Господь готов Сам пострадать за них. Голгофа являлась не слабостью Божией, а проявлением любви Всесильного Бога к человеку.

19 августа, в день Преображения Господня, прихожане старооскольского Александро-Невского кафедрального собора с радостью увидели, что роспись близится к завершению. События из земной жизни Спасителя, чудеса Господни, лики Пресвятой Богородицы и образы святых заиграли на стенах храма новыми яркими, как будто весенними чистыми красками.

Божественную литургию совершил настоятель собора протоиерей Алексий Зорин. Он поздравил всех пришедших на богослужение с великим праздником. В своей проповеди батюшка отметил, что теперь все могут созерцать в преображенном новой росписью храме величественный образ Преображения Господня: «На образе Преображения вы видите предстоящих Моисея и Илию из небесных сфер, а внизу – живущих тогда на земле, возшедших вместе со Христом на гору Фаворскую – Господь взял всего три ученика, чтобы явить им славу Свою. На горе Фавор произошло величайшее событие духовной жизни. Господь благодатию Духа Святого открыл духовные очи святых апостолов, и они смогли увидеть и Его в Его природной славе…
Есть такие неправомыслящие люди, которые говорят, что на Фаворе произошло усовершенствование, Господь получил особые дары. Это неверное учение, лживое. Все святые отцы опровергают его. Смысл православного учения прекрасно выражает святитель Григорий Палама. Он говорит, что Господь изначально имел все. Все, что Его Божество имело, стало иметь и все природочеловеческое во Христе. Потому Господь и легко ходил по водам, и совершал другие чудеса. Не прося Отца, Сам это делал… Наш Спаситель есть Господь, вторая ипостась Пресвятой Троицы. Бог – Спаситель, а не какой-то совершенный человек или посланник от Бога. Но сам Бог пришел и воплотился. И Он есть абсолютный Свет».
Отец Алексий подчеркнул, что Божественный свет дано рассмотреть далеко не каждому. На горе Фавор были пастухи со своими стадами, но они не увидели Преображения Господня, они не заметили Свет. Только три апостола, намеренно избранные Господом для свидетельства, смогли узреть это чудо. Человек, лишь очистившись от грехов и освятившись благодатию Духа Святого, оказывается в состоянии воззреть на нетварный Божественный Свет. Бог на горе Фавор не только явил себя во славе апостолам, но и через это событие дал надежду всем верным увидеть Его.
«Дай Господь, чтобы каждый из нас с вами сподобился видеть этот нетварный Божественный свет – кто-то, может быть, при жизни, а кто-то – перейдя в иной мир, встретившись со своим Спасителем, узрел вот этот свет, потому что узреть его – значит быть рядом с Богом, быть в Его Царстве Небесном», – заключил отец Алексий.
Замечательный православный богослов и литературовед, профессор Московской Духовной академии Михаил Михайлович Дунаев (1945-2008) писал о полемике по поводу природы Фаворского света: «В момент Преображения Христос отверз очи Своим ученикам, позволив им узреть то, что они земным зрением увидеть прежде не могли. Поистине не Христос преобразился, но по благодати Господней ученики Его, и преображенным зрением своим они узрели Истину… Если же Фаворский свет имел природу тварную, то преображения духовного, чтобы узреть его, от человека не требуется».
Православная иконопись несет в себе отблески Фаворского света, воспоминание о том, как увидели апостолы, пришедшие со Господом нашим Иисусом Христом, что «…просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17, 2). Как полагает профессор Дунаев, только преображенным зрением иконописец может увидеть и затем выразить в красках светоносную святость горнего мира.

Александр Веневцев



   Первое богослужение в преображенном соборе

      г.Старый Оскол
      19.08.2017


Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

+ 48 = 55