Дети рисуют святого

01_gfjh34876urektВеликий русский педагог К. Д. Ушинский (1823-1871) писал: «Задача воспитания – пробудить внимание к духовной жизни. …Если наш воспитанник знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведет себя отлично, но в нем не пробуждено живое внимание к нравственному и прекрасному – вы не достигли цели воспитания».
На Руси всегда научались на житийной литературе, на примерах, ею представляемых. Таким был один из путей формирования народного духа, нравственности и характера поведения – хоть на поле боя, хоть в труде, хоть в храме, хоть в быту.
Русские люди учились жить не только на личном опыте, книгах и на наставлениях родных, пастырей и мудрецов, но и на иконописи, на миниатюрах и даже лубочных картинках. Сейчас эти традиции во многом утеряны. Поэтому проведение в Старом Осколе муниципального детского конкурса  изобразительного искусства, посвященного священномученику Онуфрию (Гагалюку), оказалось делом важным и востребованным. Конкурс состоялся на базе Православной гимназии. Учредителем конкурса выступило управление образования, а в качестве организатора – Старооскольский институт развития образования.
Владимир Иванович Лобынцев, художник и преподаватель «Детской школы искусств имени М. Г. Эрденко N 1», входивший в состав жюри, в частности, отметил, что «конкурс организован на очень высоком уровне, представлены работы высокого качества исполнения по мысли, содержанию, графическому исполнению… Их можно будет использовать потом и в иллюстрациях к жизнеописанию епископа Онуфрия. В этих работах духовность присутствует, она выражена именно стилистически и графически».
Школьники обратились к православному наследию и погрузились в духовную среду святости, где отдельной золотой нитью проходит мученический подвиг владыки Онуфрия. Детские рисунки показали бережное и трепетное отношение молодых художников к своему прошлому, к истории малой родины.
Всего на конкурс поступило 47 работ из разных общеобразовательных учреждений. Все участники были разбиты на две возрастные группы: 10-13 лет и 14-17 лет. Работы оценивались компетентным жюри по качеству раскрытия темы, композиционному и художественному решению.
Впечатление от выставленных работ детей и подростков оказалось радостным и благоприятным. На конкурсе стало видно воочию, как талантливы, горячи сердцем и разумны наши дети.
Марина Михайловна Глызина, руководитель методического объединения учителей ИЗО, выразила, пожалуй, общее мнение экспертов: «Работа у жюри была невероятно сложной. Много споров было вызвано тем, что были представлены самые разнообразные техники, разные сюжеты, высокий уровень мастерства наших учащихся. Для того, чтобы участвовать в конкурсах, нужно узнавать что-то новое. Здесь дети познакомились с житием этого святого».
Член жюри Инна Васильевна Котельникова (СОИРО) призналась, что всем, кто судил сегодняшний конкурс, довелось прочитать и даже изучить жизнеописание епископа Онуфрия.
На картинах юные художники отразили те эпизоды из жития владыки Онуфрия, которые в наибольшей степени затронули их души – явление преподобного Онуфрия Великого молодому Антонию Гагалюку (будущему архиепископу Онуфрию), страдания и мученическая смерть владыки в узилище, встречи его с людьми (и прежде всего с детьми), «чудо креста» (произошедшее с братом владыки) и многое другое. Ясно, что школьники перед написанием картин знакомились с житием святителя Онуфрия и переживали его содержание, пропуская через себя.
Неважно, каковыми будут итоги конкурса – владыка Онуфрий объединил всех в едином нравственно-духовном порыве к свету и добру. Святость всегда сплавляет души людские, пусть и незримо.
Рисунки детей планируется представить на Онуфриевских чтениях, которые пройдут в конце апреля, а лучшие работы, возможно, войдут в качестве иллюстраций книге, посвященной священномученику.

Александр Веневцев

Рубрика: Без рубрики. Прямая ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

12 − 3 =

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>