Небесной славе предшествуют земные страдания

01_kldu45yukrewt45Владыка Онуфрий. Мученик советской истории страны Советов. Три с небольшим года на Старооскольской кафедре. И вечность…
Чем дальше мы уходим от того времени, когда в Старом Осколе жил и молился архиепископ Онуфрий, тем сильнее нам хочется приблизиться к нему и к тому времени. Мы разыскиваем людей, которые еще хранят воспоминания о сем славном архипастыре, бережно собираем личные вещи. Школьники создают интернетовские сайты, посвященные  жизни и служению святого покровителя Старого Оскола.

Группа ревностных старооскольцев, чтущих память священномученика, на протяжении многих лет поддерживает в порядке почти столетней постройки домик на Пролетарской, за которым закрепилось название – «домик владыки Онуфрия». В скромных «архиерейских покоях», состоящих из маленьких двух комнат, можно увидеть его монашеский подрясник, стулья и стол, за которым трудился Владыка, железную кровать и огромных размеров деревянный сундук – последний был самым частым местом отдыха архиерея. Вещи, как ни странно, хранят присутствие своего владельца, хотя с тех пор, как владыка покинул наш город, прошло почти 80 лет. Такое чувство, что он просто ненадолго вышел отдохнуть под яблоней в саду и вот-вот должен вернуться. Как-то своим келейницам Владыка сказал: «Кто только пройдет мимо домика и вспомнит меня, я услышу».
До сих пор сад у домика владыки Онуфрия обильно плодоносит. Яблоки и груши радетели о доме Владыки раздают всем гостям и отвозят в детский приют. Ведь Владыка особенно любил ребятишек.
Невероятной духовной мощи был старооскольский архипастырь. Ему было сорок, когда он возглавил Старооскольскую кафедру, но за шесть лет своего архиерейства он претерпел аресты, тюремное заключение, две ссылки. Седина в волосах свидетельствовала о перенесенных уничижениях и тяжелых страданиях. «Скажу вам, возлюбленные, о ваших печалях: не скорбите! Ни болезни, ни лишение имущества, ни поношения, ни темницы, ни самая смерть – ничто это не страшно для христианина. А страшно совершить грех, страшно идти против Бога, отказаться от Него, забыть Его, забыть Его святые заповеди, жить в страстях, – вот что для нас есть настоящее горе», -– эти слова произнес архиепископ Онуфрий 2 декабря 1929 года в своей первой проповеди по прибытии в Старый Оскол.
Верующий люд, несмотря на все препоны и устрашающие действия со стороны богоборческой власти, стремился попасть на архиерейскую службу, как на великий праздник. Богоявленский собор, где разрешали служить архиепископу Онуфрию, всегда был полон. Уже при жизни старооскольцы называли его «святой владыка».
Мария Алексеевна Сергеева вспоминала: «А как он служил! После службы как будто летишь по воздуху, а не идешь… Владыка приветлив был всегда. Голос красивый. Выходишь после его службы с такой радостью, что и воздух, и свет другими кажутся. После уже я никогда в жизни подобной радости не испытывала».
Вера Александровна Степанова, племянница Александры Никитичны Давыдовой, в чьем доме поселился опальный архиерей, рассказывала, что на именины владыки – 25 июня – люди устилали цветами всю площадь перед собором и дорогу от ворот до крыльца дома. Нет, такую любовь не купишь, она возникает как ответная реакция на еще большую любовь.

02_fdg4566yutu785uku

Вера Никитична Долманова читает Псалтирь доставшуюся ей от отца Н.И. Васищева

На молитвенную память архипастырь часто дарил своим чадам свою фотографию. Эти фотокарточки еще сохранились как великая драгоценность в семьях старооскольцев. Вере Никитичне Долмановой фотография священномученика Онуфрия досталась от отца, Никиты Ивановича Васищева, алтарника храма святого великомученика Димитрия Солунского в селе Болото Горшеченского района Курской области. Отец был крепким хозяином, хозяйство держал справное: лошади, рушка для семян, маслобойня. Да и семья была большая, только детей девять душ. Крепкую веру в Бога он хранил, на насмешки и прямые угрозы атеистов-коммунистов не обращал внимания, продолжал помогать батюшке при храме.  Приезжая вместе со старшей дочерью  в Старый Оскол на рынок поторговать, Никита Иванович оставлял Марусю за хозяйку, а сам шел в Богоявленский собор, где служил архиепископ Онуфрий. Потом они менялись, и уже Маруся бежала на службу к «святому владыке». Как рассказывает Вера Никитична, однажды  отец ее, шестилетнюю девочку, тоже взял с собой, чтобы показать город и в собор привести. Вера Никитична помнит, что архиерей погладил ее по головке, а она, глупая, испугалась.

03_dsf345gkluw745

Н.И. Васищев

В то время отец строил большой дом, но прозорливый владыка предупредил его: «Не трудитесь, все труды напрасны будут, пойдут на ветер». Так и оказалось. Семью вскоре раскулачили. Все хозяйство забрали, мать с девятью ребятишками из дома выгнали, отца посадили в тюрьму. Но когда его вели на суд, он сбежал от конвоира. Скрывался в лесу, потом уехал в Донбасс, вернулся в село Болото перед Великой Отечественной войной.
Как только в храме после войны возобновилась служба, Никита Иванович вновь стал алтарничать в храме. Будучи хорошим плотником, собственноручно сделал иконостас.
Сегодня архиепископ Онуфрий в великой славе у Господа в Церкви Торжествующей. Посрамив, как сказано в тропаре священномученику Онуфрию, демонскую дерзость гонителей беззаконных, он соединился с Тем, Кого всегда жаждало его сердце – со Христом. Но небесной славе всегда предшествует глубокое смирение на земле, как говорил об этом сам святой угодник: «В земной жизни все, что имеет отношение к Богу: Его Святая Цеpковь, вера святая, Его служители и все истинные хpистиане, – всегда будут находиться в скоpбях, гонениях и лишениях. «Все желающие жить благочестиво в Хpисте Иисусе, будут гонимы» (2Тим. III,12). Hо не нужно нам этим смущаться, возлюбленные… Все эти унижения – только до гроба. В жизни будущей, вечной ожидает нас, верующих, уже не уничижение, а слава. Забудутся тогда все наши скорби, поношения. Там будет господствовать Божий закон, добро pаскpоется во всей красоте, а зло станет ничтожеством. Истина возсияет, веpа восстанет от поpугания, и во славе Божией, великой и вечной, будем пpичастниками и мы, Его последователи, по словам Самого Спасителя: «где Я, там и слуга Мой будет» (Иоан. ХII,26).  (Из проповеди  «Путь к небесной славе» на праздник Вознесения Господня).

Светлана Воронцова

Использованы материалы научного сотрудника Александро-Невского собора
Светланы Шестаковой

Посох священнослужителя

04_gfdkju8y5ukerПод таким названием в фондах старооскольского краеведческого музея хранится старинный архиерейский жезл. Изготовлен он из ценной породы дерева, предположительно дуба, от времени в несколько местах дерево потрескалось. Верхняя часть посоха украшена декоративной резьбой с металлическими порезками. Жезл явно внебогослужебный, для повседневного пользования.
В краеведческий музей посох был передан жителем Старого Оскола Валерьяном Ильичем Харитоновым в 1958 году. Некоторые верующие старооскольцы, почитатели священномученика Онуфрия, полагают, что посох принадлежал владыке Онуфрию, возглавлявшему Старооскольскую кафедру с 1929 по 1933 год. Научные работники с таким мнением не согласны. Они пытались установить принадлежность посоха, предъявляли его тем жителям, которые лично видели старооскольского архиерея на службах, но никто определенно ничего сказать не смог. На фотографиях владыка Онуфрий изображен с другими жезлами.
05_img_3837fdgt3Напомним, что после архиепископа Онуфрия Старооскольскую кафедру до 1937 года возглавлял епископ Митрофан (Русинов) и этим посохом он также мог пользоваться. Вообще у архиерея, как правило, было несколько жезлов, как богослужебных, так и повседневных. В любом случае, если бы «посох священнослужителя» был выставлен в основной экспозиции краеведческого музея, он привлек бы большое внимание старооскольцев. Жезл, по слову блаженного Симеона, архиепископа Солунского, означает «власть Духа, утверждение и пасение людей».

Светлана Воронцова

«Православное Осколье» — № 25 от 24 июня 2011

Рубрика: Без рубрики. Прямая ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

20 − 14 =

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>