Христиане и мiр

Автор: диакон Сергий Епифанцев.

Очень долгое время людей приучали верить средствам массовой информации. Затем для части людей их стало заменять свободное интернет-пространство – блогосфера. А ведь мы так часто забываем, что эти инструменты созданы для того, чтобы формировать мнение, необходимое авторам материала. Или хозяевам. Человеку, приученному к тому, чтобы, ознакомившись с информацией, немедленно составлять свое твердое и непоколебимое мнение, и в голову не приходит, что в тот самый момент, когда он изучает эту самую информацию, ему вешается очень профессиональная невидимая «лапша» на многострадальные уши.


Наступили дни нападок на Церковь Христову, дни, когда вопрос о том, является человек христианином или нет – будет стоять намного более остро, нежели до сей поры. Пассивным посетителем храма человек вряд ли сможет оставаться: он либо станет осознанно верующим человеком, либо совсем наоборот. А осознание начинается с простого: мир не является христианским. Слова Господа нашего Иисуса Христа непреложны до сего дня: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин 15:19). Эту простую, казалось бы, истину мы очень часто забываем в своих розовых мечтах о православной государственности или даже реставрации монархии.
Очень многие сейчас видят мир в таких тонах, тогда как на самом деле, в исторической тенденции видно – если в государстве христиан не убивают, позволяют нести людям Слово Божие, то это уже очень многое. То, что мы имеем, к чему привыкли и перестаем ценить. Одни из нас воздыхают о дореволюционной поре, другие смело критикуют власть, третьи рассуждают, как бы сделать христианами всех вокруг и как бы было хорошо. Первым хочется порекомендовать к прочтению повесть Николая Семеновича Лескова «Соборяне» – все становится на свои места после прочтения, вторым – вспомнить годы недавно минувших гонений, которые, милостью Божией, остались позади. Третьим же, коими мы часто бываем, следует помнить: мiр – это социум, который зиждется на страстях, мотивируется страстями, управляется страстями и оплачивает счета удовлетворением страстей. Мы-то с вами помним, что враг рода человеческого – диавол именуется «князем мiра сего». И в православной Российской империи, и в Византии, и в наши дни мiр начинает править тогда, когда каждый конкретный человек перестает служить Богу и работает страстям. Не осознавая этого, не препятствуя этому и не раскаиваясь в этом. И этот самый мiр, царящий вокруг «…ненавидит вас…». Недавние события в Москве, о которых «срамно есть и глаголати» – наглядная тому иллюстрация. Причем дискуссия между сторонниками жестких мер и толстовскими всепрощенцами как лакмусовая бумажка показала то, что мы не можем устойчиво стоять на ногах.
Мы должны принять во внимание ситуацию и не муссировать ее, а мобилизоваться, собраться и быть готовыми к нападкам ненависти. Быть готовыми защищать Святыни, доверенные нам – и словом, и делами.
Но самое главное дело – действительная духовная жизнь каждого конкретного христианина. Порою мы так распыляемся, что о себе забываем вообще. Забываем, что даже и постоянное посещение храма, и вовлечение в богослужебный цикл, участие в церковных Таинствах – суть только начало работы над собой. Важнейшее и необходимое, но не исчерпывающее. Мы поддаемся соблазну принять начальное воцерковление за достаточную норму, оставляя остальное в удел «святым угодникам» как недостижимым идеалам, забывая, что именно это остальное – работа над своими грехами, выкорчевывание их и стяжание христианских добродетелей – это путь изменения человека и единственная возможность соединения с Богом. Если же мы не ставим подобных целей, то даже и в ограду церковную будем тащить мiр, лежащий во зле. Это наглядно проявляется в том, что некоторые люди принимают Таинства, абсолютно не думая о том, чтобы узнать их смысл и значение, а только заботясь о своих меркантильных ценностях.
С первых дней своего существования Церковь содержала общинность основой своего существования. «Мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его» (Еф. 5:30) – вещает нам апостол Павел.
Система ценностей потребления, культивируемая современным обмирщвленным обществом, является полным антиподом общности христиан, составляющих Церковь – таинственный Богочеловеческий организм. Если мы начнем осознавать это, перестанем совершать попытки затащить потребительские ценности в церковную ограду и выводить положительные тенденции в церковной жизни с помощью статистики исполнения внешних традиций, мы положим начало серьезной борьбе с вызовом, который мiр будет бросать нам снова и снова.

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

+ 8 = 16